В России существует законодательство о животных, его никто не отменял, и оно действующее. Существует юридическая практика системного толкования норм. Интерпретация в пользу закрытого сеткой продуха противоречит сразу нескольким видам общепринятого толкования нормы – как по способам, так и по источникам толкования. Буквальное толкование означает, что если продух назван открытым, он не может быть закрыт и недоступен для прохода, в отличие от закрытых – на то он и назван буквально открытым в отличие от остальных, названных закрытыми.
Формально-логическое толкование исходит из того, что если закрытые продухи закрыты сеткой (или хотя бы еще чем-либо), то новое требование о наличии одного именно открытого продуха не может означать, что этот открытый продух ничем не отличается от остальных закрытых, более того, весь смысл изменений тогда терялся бы и их бы по сути не было.
Системное толкование должно исходить прежде всего из возведенного на конституционный уровень принципа ответственного обращения с животными. Этот принцип является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции РФ) и тем более должен применяться при толковании правовых норм и определять их назначение. И если злонамеренно исходить из необходимости так или иначе закрывать все продухи – то о каком ответственном обращении с обитающими там животными можно говорить.
Помимо рядовых жилищных постановлений разных ведомств и разной степени давности есть Федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными» статья 3.5, которая сформулирована следующим образом: «5) жестокое обращение с животным — обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;».
В статье же 11.1 говорится о том, что животные в нашей стране должны быть защищены от жестокого обращения. По тому же пункту 3.5 можно оспорить через Прокуратуру любой запрет кормления животных, так как лишение пищи и воды является точно таким же жестоким обращением с животными.
Помимо Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» у нас есть уголовное и административное законодательство. С точки зрения статьи 245 Уголовного кодекса РФ замуровывание кошек в подвале является покушением на преступление по этой статье, и полиция обязана вмешаться и не допустить совершения этого преступления.
В Административном кодексе также появилась статья о жестоком обращении с животными, это статья 8.52. пункт 2
«Жестокое обращение с животными, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»
Статья 8.52 пока не имеет обширной правоприменительной практики, подведомственность статьи относится к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными. Как правило, в регионах это региональные управления ветеринарии, которые должны действовать совместно с полицией в рамках межведомственного взаимодействия.
Что касается часто возникающего вопроса, что опекуны – кормильцы животных не проживают в доме, в котором замурованы кошки и не имеют права жаловаться на закрытые продухи, то это не так. Данный вопрос является не частноправовым, а публичным, регулируемым императивными публичными нормами, и поэтому по данному вопросу вправе обращаться любой гражданин, независимо от проживания в конкретном доме или квартире, даже если он и не имеет каких-либо публичных, общественных должностей и функций.
Комментарии 1