В Нормандской десантной операции американские и английские парашютисты рассеялись на значительных площадях. Кроме того, союзники в ряде мест выбросили манекены и применили металлизированную ленту. Дезориентированное немецкое командование не сумело правильно оценить реально сложившуюся обстановку и задержало ввод своих оперативных резервов против высадившегося противника на 18-20 часов.
В нашей стране разведка десантов возлагалась на сеть стационарных постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), постов наблюдения. Последние развертывались не только в войсках, но и в колхозах, совхозах, на железнодорожных станциях, промышленных предприятиях и других местах. В зонах ответственности обороняющихся войск за наиболее опасными районами организовывалось слежение подвижными дозорами. В тыловых районах эти работы выполняли патрули из местного населения. Их использование в составе подвижных и неподвижных наблюдательных постов позволяло значительно сократить наряды из войск и сохранить их силы для уничтожения воздушных десантов. В городских районах за вероятными местами высадки врага устанавливалось наблюдение объединенными усилиями войск, милиции, истребительных батальонов, вооруженной охраны важных объектов и гражданских организаций. Для оповещения о выброске (высадке) противника использовались войсковая система связи, связь постов ВНОС, местная телефонная сеть, подвижные средства и зрительные сигналы.
Война потребовала организации надежной охраны и обороны тыловых объектов, на захват которых нацеливались воздушные десанты. Оборона обычно создавалась круговой. Подразделениям и огневым средствам заранее назначались полосы (секторы) стрельбы, определялся порядок ведения огня и сигналы оповещения. Траншеи для личного состава, позиции для огневых средств, минные и проволочные заграждения - вот минимум, который считался необходимым для организации обороны объекта. При наличии времени масштабы строительства расширялись. На местности, в особенности подходящей для высадки, забивались колья, ставились заборы, насыпались кучи из камней и других материалов. Воздвигались специальные противодесантные препятствия. Они представляли собой столбы до 30 см диаметром и длиной от 2-х до 3,5 м длиной, зарытые в землю на удалении 20-30 м друг от друга. Эти столбы опутывались колючей проволокой и соединялись с установленными для подрыва артиллерийскими снарядами и минами.
Оборона строилась из расчета отражения атак, как высаживаемых непосредственно на сам объект или поблизости от него групп, так и тех, которые могли появиться на существенном удалении. Она создавалась, прежде всего, за счет штатного личного состава объектов, который готовился к выполнению задачи в соответствии с боевым расписанием. Для обороны наиболее важных из них выделялись и боевые подразделения.
Непосредственное прикрытие объектов с воздуха осуществлялось имеющимися зенитными средствами и огнем личного стрелкового оружия. Зенитные средства устанавливали таким образом, чтобы поражать самолеты, планеры и парашютистов над прикрываемым объектом и около него, а также для обеспечения возможности использования их для ведения огня по наземным целям.
Особое внимание уделялось прикрытию аэродромов, захват которых парашютистами, с последующей высадкой на них крупных сил, лежал в основе тактики гитлеровских воздушно-десантных войск. Там, где оборона аэродромов оказывалась надежной, действия противника сопровождались обычно большими потерями. К примеру, в Голландии в условиях угрозы немецкого вторжения была значительно усилена оборона аэродромов в районе Гааги. В результате первый эшелон воздушного десанта фашистов, выброшенный на парашютах для захвата аэродромов Валькенбург, Эйпенбург и Окенбург, удалось почти полностью уничтожить.
Английские войска при организации обороны о. Крит также многое сделали, чтобы укрепить оборону аэродромов. Вокруг последних оборудовались оборонительные позиции, позволявшие контролировать их территорию огнем. И здесь первая атака немецких парашютистов 20 мая 1941 года окончилась неудачей.
Нет комментариев