Первоначально дивизия использовалась гитлеровским командованием для полицейских и карательных операций. Это была привычная для галицийских полицаев деятельность, которую они осуществляли охотно и с особой жестокостью. Так, 28 февраля 1944 года солдаты 4-го отдельного полка СС вместе с бойцами УПА и полицаями из вспомогательной полиции сожгли дотла польское село Гута Пеняцкая и уничтожили всех находившихся в нем мирных жителей. Из тысячи селян спаслись лишь около пятидесяти человек.
Однако ухудшение ситуации на фронте заставило немецкое командование привлекать полицейские формирования и к реальным боевым операциям. 25 июня 1944 года дивизию перебросили под Броды, где ей пришлось сражаться против наступающих частей Красной Армии в составе 13-го армейского корпуса. 18 июля немецкие войска попали в котел, а 20 июля на участке фронта, который обороняла галицийская дивизия, случилось несколько прорывов советскими частями. Понимая всю тяжесть ситуации, генерал-майор Фрайтаг сложил с себя полномочия командира дивизии. Новым командиром был назначен генерал-майор Фриц Линдерманн. Тем не менее, 22 июля частям дивизии во главе с Фрайтагом все же удалось вырваться из котла. Потери дивизии были катастрофическими, поэтому в августе 1944 года ее фактически пришлось создавать заново. Большинство немецких офицеров, участвовавших в сражении под Бродами, весьма нелестно отзывались о том, как сражались их подчиненные.
Поскольку дивизия изначально формировалась как полицейская и комплектовалась соответствующим личным составом, на фронте с самого начала она проявляла себя очень плохо. Так, командиры батальонов и рот из числа галичан, выдвинувшиеся на должности благодаря длительному участию в карательных операциях во время службы во вспомогательной полиции, на фронте, в столкновениях с реальным противником, демонстрировали полный непрофессионализм и удивительную трусость. Столкнувшись не с еврейскими старушками и детьми, которых им доводилось убивать во время расправ над мирным населением, а с советскими солдатами, галицийские добровольцы сразу же уняли свой боевой пыл.
Неудачи на фронте заставили командование пересмотреть свои позиции относительно использования дивизии. Теперь ее вновь стали направлять на привычные карательные операции, например – на подавление Словацкого восстания. 17 октября 1944 года название дивизии было изменено вышестоящим командованием на «14-ю гренадерскую дивизию Войск СС (украинскую № 1)». Теперь гитлеровское руководство обращалось к военнослужащим дивизии уже не как к галичанам, а как к украинцам. Потери на фронте заставили вербовщиков начать набор добровольцев в трудовых лагерях, где работали выходцы из рейхскомиссариата Украина.
В январе 1945 года дивизия была переброшена в Югославию – в Штирию и Каринтию, где ей предстояло участвовать в полицейских операциях против югославских партизан. Одновременно продолжалось пополнение дивизии, причем к марту 1945 года она, насчитывая 20 тысяч человек, стала самой многочисленной, но отнюдь не самой боеспособной дивизией в составе войск СС. Однако уже к концу марта 1945 года дивизия получила приказ о сдаче всего вооружения для создающихся немецких частей, но наступление Красной Армии не позволило гитлеровскому командованию реализовать этот план. С начала апреля дивизия участвовала в оборонительных операциях на территории Австрии.
Нет комментариев