Но послушаем же дальше рассказ нашего «русского француза», прибывшего уже в Болгарию, в Варну. Хоть это и не относится к теме оккупации Бессарабии, но относится к теме нашего разговора о вечной «вине» России.
Болгария в Первую мировую войну была на стороне Германии и Австро-Венгрии и по этой причине оккупировалась французами, что накладывало свой отпечаток на взаимоотношение местных жителей с обладателями французской военной формы.
«…Болгаре (так в тексте – В. А.) были настороже и немного сторонились от французов. Но затем это прошло, и при всяком удобном случае они старались вступать с нами в разговоры. Когда же узнавали, что я русский, то выражали свою неподдельную радость. Ко мне часто подходили на улицах и старались узнать от меня, как теперь относится к болгарам русский народ, простит ли он им когда-нибудь их измену…
В Варне вообще было очень много людей, которые окончили русские учебные заведения или просто жили в России, поэтому их очень интересовало все, что там теперь происходит, причем во время разговора они себя чувствовали сконфуженно и всячески старались убедить, что в измене Болгарии виноват Фердинанд (Фердинанд I Кобургский, царь Болгарии из немецкого рода Саксен-Кобург-Готов, после первой мировой войны эмигрировал в Германию, умер в Кобурге, в Баварии, в 1948-м – В. А.), а не болгарский народ. Из личных наблюдений я вывел заключение, что старики, помнящие Русско-турецкую войну, все искренне расположены к России, а молодое поколение, наоборот, не только не чувствует признательности и благодарности, а как бы даже старается подчеркнуть, что и без нашей помощи они бы достигли всего, да может быть – еще и лучше… Свои взгляды они старались высказывать при всяком удобном и неудобном случае, умышленно афишируя свои убеждения. При мне, помню, как-то не выдержал один старый болгарин и, постучав по голове желторотого оратора, утверждавшего, что Болгарии Россию благодарить совершенно не за что, спросил его:
– А шта, бре, имаш на глава та?
– Шапку, – отвечал с недоумением спрошенный.
– Да, а если бы не Россия, то до сих пор носил бы фес (турецкий головной убор – В. А.), – с возмущением заметил старик к всеобщему удовольствию слушателей».
Русский старичок, участвовавший в освобождении Болгарии, а затем служивший при русском консульстве в Варне, рассказывал Майбородову, что, несмотря на свой преклонный возраст, после объявления выступления Болгарии (вступления в войну на стороне Германии в 1915 году) он был интернирован и претерпел с другими русскими массу лишений от тех, за кого он в 1877–1878 гг. проливал кровь.
« – Больше всего обидно было, – говорил он, – то, что лица, которые лично были облагодетельствованы Россией, проявили к нам столько злобы, сколько не мог проявить человек, чем-либо обиженный или пострадавший от России.
Он показал мне на улице небольшого роста коренастого братушку, который сбил у него с головы форменную русскую фуражку и, сорвав с нее русскую кокарду, растоптал ее».
Другая история еще более потрясает. Ее поведал автору учившийся и долго живший в России инженер по фамилии П., брат которого был капитаном на болгарском пароходе, а их отец был русским, оставшимся после Русско-турецкой войны в Болгарии.
«По рассказам моего знакомого инженера, брат его, как и всякий болгарский подданный, принимал горячее участие в политической жизни и перед выступлением в Болгарии на каком-то собрании своей партии, голосовавшей за объявление войны России, спросил лидера этой партии:
– А что же вы будете делать с могилами 200000 русских, пожертвовавших свою жизнь за освобождение Болгарии?
– Будем с… ходить на них, – был ответ на его вопрос.
Тут же П. влепил пощечину потерявшему всякий стыд и совесть политику, после этого вскоре был посажен в тюрьму как русофил и был освобожден из нее лишь по приходе французских войск».
Эти свидетельства не хочется даже комментировать, да и нет нужды: они говорят сами за себя. Но не напоминает ли описанное антироссийский шабаш, продолжающийся и даже усиливающийся в последние годы в странах Восточной Европы, в государствах Прибалтики, на Украине, в той же Молдавии, а также в Грузии? Всех-то Россия и Советский Союз как ее ипостась оккупировали, всех мучили. Поэтому сносятся памятники советским солдатам, освобождавшим эти страны от нацистов, оскверняются их могилы. Те же речи, что «мы бы и сами с Гитлером (вариант – с турками и др.) совладали, да русские нам помешали, всю славу украли и свободы лишили, а то бы мы его лихо так одной левой бы уложили». Похоже, что для этих «демократических» стран и их идейных лидеров Гитлер и германский нацизм – просто духовные братья, родная кровь. Да, великую свободу имели бы они все под нацистами, не будь ненавистных русских и советских!
Но вот незадача для критиков советской оккупации. Приведенные выше цитаты свидетельствуют о том, что подобное отношение к России вызвано отнюдь не «преступлениями коммунистического режима». Ибо даже в одной из самых близких России по духу стран, Болгарии, русофобия культивировалась, еще когда Россией правил государь-император Николай II – внук освободителя этой страны российского императора Александра II. Да и о российской, тем более советской оккупации каких-то стран речь в 1918 году не шла, так как Россия тогда сама подвергалась оккупации войсками Германии, Франции, Великобритании, Турции, Греции, США, кричащих ныне о российской оккупации Польши и Румынии, – а русофобия тем не менее процветала. Или, может быть, верно говорится: «Не делай добра – не получишь зла»? Известное изречение, не правда ли? И страшное по своей сути. Не хочется все же следовать ему…
СОЮЗНИКИ
Нет комментариев