Сегодня утром (6.06.51)", после вчерашних издевательств, я видел во сне странную надпись под огромным деревянным крестом: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что (тем, что они делают тебе) они даруют тебе избавление!» Ибо действительно они помогают тебе очищать ступени твоей эволюции...
Милые! Не позволяйте себе ни на мгновение смутиться, если вас обступают острия трудностей, если задевают удары страдания. Вы уже знаете: из капель кровавого пота духовной борьбы кристаллизуются жемчужины восхождения. Слезы, что сжимают нам сердце, в действительности – дар неба для нашего возрождения. Пусть вам не покажется, даже на миг, что и малейшие черты страданий могут не иметь огненного значения. Только с высоты, с расстояния можно справедливо оценить все вещи. Но у тех, кто втянут в самую гущу событий и зачастую истекает кровью, не имея безличного, объективного чувства расстояния для оценки, непроизвольно вырываются стоны или даже роптания.
О нет! Страдание для бесконечно многих здесь является почти что единственно возможным бальзамом. Этот жестокий кнут, который выгоняет их из трясины самодовольства, является именно даром Судьбы, ибо гонит к свежим ветрам эволюции. Или надевает узду, которая укрощает бешенство желаний. Неужели удары страданий, кажущееся несчастье, часто не приходится считать некой высшей помощью ради нашего спасения от еще больших (может быть, истинных) трагедий? Хирургу иногда приходится делать тяжелую операцию, чтобы спасти весь организм.
Действительно, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
В этой великой пустыне скорби я часто наблюдал ярко выраженный тройной лик страданий. Прежде всего, страдания – это разрешение или разматывание клубка Судьбы, или Кармы. Чаще всего это бумеранг, или обратный удар, – причина, которая возвращается как следствие и наносит удар пославшему. Что посеял, то и жнешь – таков основной закон всех моральных учений. Разве возможно увернуться от самим же созданных причин, от дел своих рук и сознания? Человек живет в мире осязаемых последствий, он не способен заглянуть далеко назад, в сумерки рассеявшихся фактов, его разум слишком слаб, чтобы охватить многие, теперь его удивляющие причины событий.
Карме надо внутренне созреть, подобно плоду, одному – дольше, другому – скорее, в зависимости от поступков человека и их мотивов. Можно сказать – в естественном, причинно-следственном порядке. Когда плод наконец готов, то посеявший его вкушает.
«Не знаем, когда восходят зерна хорошие и долго ли зреет жатва ядовитых мыслей. Нужно им тоже время, чтобы созреть. Потому бойтесь ядовитых мыслей, ни одна из них не пропадет без следа» (Иерархия, 94).
Будь мужественным, о человек, и прими на себя полную ответственность за свои действия. Если ты поступил непорядочно, преступил закон, спрятался, как страус, головой в песок в неведении, то получи сознательно тобой же вызванный (кто знает, может быть, полезный) удар. Ты можешь возмущаться или протестовать, но от заслуженной «божьей розги» или расплаты не убежать. К тому же, если ты сам уже не можешь восстановить нарушенную гармонию мировых частиц, то кто знает, возможно, ценою страданий ты внесешь успокоение в свои или чужие взволнованные стихии?
Но страдания – это и школа. Сплетенные из терний трудные ступени эволюции. Иногда это как длительно ноющая рана (боль ведь размывается, рана сердца заживает), иногда – как жар плавильной печи. Они, эти боли, – путь Чистилища на гору Рая. Страдания, очищая, одухотворяют нас, омывают огненным опытом, кристаллизуют сознание. Не суй руку в огонь. Не греши против незыблемых законов Космоса. Не пятнай, не растрачивай напрасно талант, дарованный тебе Божественным Учителем. Голос сердца говорит тебе, что в природе существуют непреложные, имманентные императивы, преступив которые, раньше или позже, по более широкой – обратной дуге (можно сказать – автоматически), мы получаем порцию страданий, которая, говоря языком воспитания, может быть и уроком.
«...Чаще лишь осажденный человек тянется к серебряной нити и лишь в беде научается языку сердца» (Иерархия, 112).
Как же человеку обрести сердце, полное сострадания, способное забыть собственное горе, чтобы принять на себя тяготы и трудности другого, чтобы пробудить в страдающем искру веры и оптимизма, если сам он глубоко не всматривался в книгу мудрости страдания.
Страдания нам кажутся иногда непомерными. Но ведь сказано, что Судьба не возлагает на человеческую душу более тяжелую ношу, чем она может вынести. Стало быть, по мере роста нашей силы, расширения сознания, увеличивается и наша ноша...
Христос, Космический Дух, нес тяжесть всей Земли. И каждому в его испытаниях противник дается по силам. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания, умножается и утешение наше». Стенания происходят от неправильного настроя несовершенного человеческого сознания. Человек способен выдержать гораздо больше, чем он думает, омраченный внезапной тягостью, если только сожмет в кулак всю свою волю, опоясается терпеливостью и преданностью, и попытается расслышать в сердце голос понимания.
Однако как много тех, кто страдает, но не хочет ничего понять, они упрямятся в самомнении и скептицизме или даже ненавидят свою страдальческую жизнь. И, убегая от болезненных мучений, они стараются укрыться в тени своих слабостей, тем только увеличивая власть своего горя. Многим в этом лагере терний я не мог не сказать: «Вы когда- нибудь уйдете отсюда, и неужели действительно за эти тяжкие годы вы ничему не научились?» Многие здесь еще больше ожесточились в сердце, чем до того как попали сюда.
Но много страдавшее сердце, в своей кротости уже ставшее сознательным, прилежным учеником Судьбы, постепенно проясняется в Свете. Закаленное, отшлифованное, обожженное – оно становится верным, становится прекрасным.
«Сердце прекрасное должно страдать на Земле» (Надземное, 60).
«Без спутниц грусти Божественный мне никогда в жизни не показывался».
Есть еще третий, всевластный смысл страданий. Они – боль духовной борьбы и ответственности, в которой сверкают незримые лучи подвига и великого Служения. Все герои духа прошли через Голгофу.
«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем... Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (апостол Павел).
Но этот одухотворенный смысл доступен только немногим, сильным духом. Тем временем большинство людей покоряются ускоряемому Кармой потоку страданий. Однако люди с проснувшейся и бескорыстной волей могут избежать этого шествия, подгоняемого кнутом. Говорят, что стрелы Кармы не достигают тех, кто огненно стремится в Будущее. Вихрь пламени самоотверженного Великого Служения сжигает сор прошлого. Действительно, можно искупить Карму чистой отдачей, жертвой сердца. Судьбу можно искупить добрыми делами.
Личности великого духа являются и великими героями сердца. Они вырастали не только болью своей жизни, но и болью других, превратив горе ближних в свое. Вся динамика их жизни, даже каждая личная мысль и личное чувство до такой степени были захвачены великой целью Человечества, что все личное им казалось малозначащим, если оно не вписывалось в план всеобщего счастья. Их власть – жертва. И все же это – скорее неосознанная власть, импульсивная жертва. Ибо каждое пожертвование, при котором присутствует усиленное сознание, что нечто принесено в жертву, теряет свою магическую силу, ибо окрашивается честолюбием или самостью. Сколь многие великие приношения филантропов делались только ради славы! Судьба оценивает действия по мотивам. Есть даже поговорка, что некоторые свершают отличные поступки из-за страха.
Люди жертвенного духа знают, что наша жизнь сама по себе не является целью, как кажется большинству, она дана, чтобы самым лучшим образом выполнять священное задание своего пребывания здесь, чтобы служить и давать людям истинное счастье, чтобы, вырастая сознанием, способствовать восхождению других. Ибо моя жизнь, моя воля, мой талант – не мои, но Того, кто мне их даровал, подобно священной чаше, и я не имею права их растратить как нечто нестоящее или развеять как плевелы эгоизма, и мне надо приметать их самым благородным образом.
Ибо мы пришли в этот мир для того, чтобы исполнять Волю Божественного Учителя, а именно, того самого реального, самого благородного средоточия нашей сущности, которое единственное значительно в пустыне нашей жизни, как нерушимая основа всех основ. Его Воля – чтобы я сделал ярче доверенную мне божественную искорку – талант, высшее сознание, чтобы я вырастил, прояснил, расширил его до самой границы, до «воскресения свыше», чтобы я совершенствовал себя и становился (с каждой своей жизнью) в своей природе светлее и лучше, старался и этот мир сделать хоть немного лучше. Он прислал меня в материальный мир, чтобы я деятельной любовью и пламенем осознания в суровом опыте жизни одухотворял материю и обитающие в ней сознания.
В какой мере мы ощущаем раскрытие божественной Любви в себе, в такой мере наше сердце – во всех жизненных трудностях, среди противодействий, в усталости от борьбы, но и в радости – горит и неустанно сеет семена доброжелательства и света в сердца окружающих людей и во все пространство. По сути, это не жертва и не самоотвержение, не самоограничение. Нет, это величайшая свобода, крылья благословения, счастье, расширение личного до общечеловеческого. Ибо жить только для себя – это и есть мучение; это не является истинной жизнью.
«...Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли, для Господа живем... Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (апостол Павел).
Человек жертвует собой, ибо его сущность находится в таком огненном напряжении, что он не может не выявить его наружу, не может не отдать себя, ибо иначе его сердце не сможет дышать. Он приносит в жертву свои силы и интересы, дни и ночи, покой, здоровье, даже свою жизнь, ибо не трудно отдать себя тому, кого истинно любишь. И, относясь с сердечным радушием к человеку, ты на самом деле любишь Его. Стремясь облегчить страдания, ты облегчаешь, быть может, немного и Его космические заботы, и Его боль. И, помогая своей Родине, и еще дальше, ты помогаешь и Ему, ты помогаешь удержать всю планету в ритме гармонии. Приводя в порядок свою жизнь согласно императиву высшей нравственности, распространяя волны Благозвучия и Света далеко вокруг, ты помогаешь реализоваться на Земле Его Царству Света. Даже нечаянная улыбка любви, которую ты посылаешь ввысь, сияет, подобно бриллианту, как украшение самого священного места в храме сердца Человечества.
«Выполнением Воли Моей даешь Мне возможность исполнить волю твою. Где граница между волями, стремящимися к Свету? Можно запомнить, что Мы ведем доверившихся по пути испытанных Магнитов. Можно поверить Кормчему, прошедшему океаны.
"Пройди мост и испытай себя! Но звезда Моя познала века".
Пусть страх не коснется испытанного сердца» (Агни-Иога, 657).
Любимые! Как я хотел бы всех вас видеть стремящимися по пути Великого Служения – как на крыльях, в пылании всех огней сердца, в безмерной любви. А именно – к самой сокровенной, прекраснейшей Мечте – к братству Человечества, счастью свободы и согласия.
Из книги Рихарда Рудзитиса " Симфония качеств".
Будучи жертвой политических репрессий Рихард Яковлевич Рудзитис с 1948-го по 1954-й гг. отбывал срок в лагерях на территории республики Коми.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев