В основу обучения детей движениям положены следующие принципы: доступность, систематичность, последовательность и повторность.
Доступность - это ориентация на индивидуальные особенности и темпы развития ребенка, опору на интерес, положительные эмоции. Маленький ребенок, двигаясь увлеченно, способен проделать несколько километров в день. Однако, от однообразных движений он быстро утомляется. Эмоционально-положительный настрой, достигается использованием игрушек, подвижных игр, упражнений, доступных по степени трудности и в то же время достаточно сложных. При этих условиях ребенок испытывает радость от выполненного движения и действия.
Систематичность и последовательность это движение от простого к более сложному и своевременный переход от ранее усвоенного к новому. Усвоение движений и действий возможно лишь при условии многократного повторения. Радость узнавания, связанная с повторением знакомой ситуации, появлением знакомого предмета, является психологическим обоснованием успешности выполнения того или иного движения.
Ходьба.
Ребенка обучают умению ходить в прямом направлении, в разных направлениях, ходить с предметом в руках по ограниченной поверхности (дорожке, доске), Примерно с 1,5 лет ходьба по доске, приподнятой одним концом от пола на 15-20 см, перешагивания через препятствия, приподнятые от пола на 5-10 см, а потом на 12-18 см. Эти упражнения развивают у ребенка координацию движений, позволяют добиться некоторой четкости их выполнения, формируют высоту и длину шага.
Овладение навыком ползания подготавливает ребенка к лазанью. При ползании по ограниченной поверхности (дорожке), пролезании в обруч, подлезании под скамейку, веревку, перелезании через бревно укрепляются крупные мышцы рук и ног, спины и шеи, развивается координация движений. При обучении ребенка ползанию особое внимание следует уделить развитию умения держать голову слегка приподнятой (для этого надо поставить зрительный ориентир-игрушку, на которую ребенок мог бы смотреть во время выполнения движения). Наиболее сложное движение - лазанье (влезание на стремянку высотой 1 м; а затем 1,5 м). Лазанье развивает у ребенка четкость, ритмичность движений.
На втором году жизни бросание развивается как навык: умение бросать мяч вниз, вдаль, катать, бросать в цель (корзину диаметром 60 см), находящуюся на уровне груди ребенка на расстоянии 60-70 см. При выполнении этого движения у детей развиваются координация рук, глазомер, чувство пространства.
Выполнение движения в разнообразных ситуациях обогащает двигательный опыт ребенка, придает гибкость двигательным навыкам.
В работе над развитием движений двухлетнего ребенка широко используются подвижные игры-упражнения с пособиями и игрушками (мячами, шарами, погремушками и т. д.), например, «Собери шарики», «Догони мяч», «Доползи до погремушки», «Найди игрушку».
Внимание! Ребенка до 3-х лет нужно оберегать от спрыгивания с высоты более 15 см, т.к. в этом возрасте еще очень слаб свод стопы и велика вероятность травмирования малыша.
Необходимо оказывать помощь при выполнении ребенком начала второго года жизни движения (это дает возможность малышу получить более точные мышечные ощущения). Обязательно при этом речевое сопровождение движения, которое должно быть четким и кратким: «Подними высоко ногу. Встань па ящик». После многократного повторения упражнения роль слова становится эффективнее, чем само оказание помощи. А с помощью игрушки можно увеличить эмоциональную насыщенность обучения, конкретизировать задание и контролировать его выполнение (упражнения с погремушками, кеглями, флажками, кубиками, разноцветными платочками и т. п.).
Пример (выполняется вместе со взрослым):
Исходное положение - стоя; поднять руки вверх - опустить. «Подними высоко погремушку, посмотрите на нее, опусти».
Исходное положение - сидя: повороты туловища вправо-прямо, влево-прямо. «Переложи кубики из одной коробки в другую».
Исходное положение - лежа: подтянуть ноги к груди, опустить. «Постучи кубиками о коленки, опусти ноги» и т. д.
в конце второго года жизни используют упражнения имитационного характера: прыгаем, как зайчики, летаем, как птички, и т. д. Подбор подобных упражнений основан на расширении словаря и представлений детей об окружающем.
Речевое указание чаще дается в сочетании с показом, игрой или с упражнениями в форме конкретных заданий (например, при перешагивании: «Перешагни так, чтобы палка не упала» при бросании в горизонтальную цель: «Брось мяч в корзинку вот так» и т. д.).
Время проведения занятий с ребенком до полутора лет должно быть не более 15 минут, а с детьми от 1,5 до 2 лет – на 3-5 минут больше.
Упражнения с погремушками для ребенка от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев.
Исходное положение - сидя: вытягивание рук вперед: «Покажи погремушки» - «Вот».
Исходное положение - лежа: подтягивание коленок к груди: «Постучи погремушкой по коленкам» - «Тук-тук».
Исходное положение - сидя: взрослый держит погремушки, которые находятся в pуках у ребенка, помогая ему встать: «Встань - сядь».
Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет даются более сложные упражнения, Исходное положение - стоя: приседание с поддержкой за руки (за погремушки).
Исходное положение - сидя: перекидывание погремушек справа-налево от себя.
Выполняя упражнения, иногда дети старше полутора лет могут произносить короткие слова, звукосочетания. Это помогает регулировать дыхание, организует само движение, развивает артикуляционный аппарат
...Ещё
(продолжение)
Пример:
Упражнения с погремушками для ребенка от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев.
Исходное положение - сидя: вытягивание рук вперед: «Покажи погремушки» - «Вот».
Исходное положение - лежа: подтягивание коленок к груди: «Постучи погремушкой по коленкам» - «Тук-тук».
Исходное положение - сидя: взрослый держит погремушки, которые находятся в pуках у ребенка, помогая ему встать: «Встань - сядь».
Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет даются более сложные упражнения, Исходное положение - стоя: приседание с поддержкой за руки (за погремушки).
Исходное положение - сидя: перекидывание погремушек справа-налево от себя.
Выполняя упражнения, иногда дети старше полутора лет могут произносить короткие слова, звукосочетания. Это помогает регулировать дыхание, организует само движение, развивает артикуляционный аппарат
Комментарии 7
В основу обучения детей движениям положены следующие принципы: доступность, систематичность, последовательность и повторность.
Доступность - это ориентация на индивидуальные особенности и темпы развития ребенка, опору на интерес, положительные эмоции. Маленький ребенок, двигаясь увлеченно, способен проделать несколько километров в день. Однако, от однообразных движений он быстро утомляется. Эмоционально-положительный настрой, достигается использованием игрушек, подвижных игр, упражнений, доступных по степени трудности и в то же время достаточно сложных. При этих условиях ребенок испытывает радость от выполненного движения и действия.
(продолжение)
Систематичность и последовательность это движение от простого к более сложному и своевременный переход от ранее усвоенного к новому. Усвоение движений и действий возможно лишь при условии многократного повторения. Радость узнавания, связанная с повторением знакомой ситуации, появлением знакомого предмета, является психологическим обоснованием успешности выполнения того или иного движения.
Ходьба.
Ребенка обучают умению ходить в прямом направлении, в разных направлениях, ходить с предметом в руках по ограниченной поверхности (дорожке, доске), Примерно с 1,5 лет ходьба по доске, приподнятой одним концом от пола на 15-20 см, перешагивания через препятствия, приподнятые от пола на 5-10 см, а потом на 12-18 см. Эти упражнения развивают у ребенка координацию движений, позволяют добиться некоторой четкости их выполнения, формируют высоту и длину шага.
(продолжение)
Ползание, лазанье.
Овладение навыком ползания подготавливает ребенка к лазанью. При ползании по ограниченной поверхности (дорожке), пролезании в обруч, подлезании под скамейку, веревку, перелезании через бревно укрепляются крупные мышцы рук и ног, спины и шеи, развивается координация движений. При обучении ребенка ползанию особое внимание следует уделить развитию умения держать голову слегка приподнятой (для этого надо поставить зрительный ориентир-игрушку, на которую ребенок мог бы смотреть во время выполнения движения). Наиболее сложное движение - лазанье (влезание на стремянку высотой 1 м; а затем 1,5 м). Лазанье развивает у ребенка четкость, ритмичность движений.
(продолжение)
Бросание.
На втором году жизни бросание развивается как навык: умение бросать мяч вниз, вдаль, катать, бросать в цель (корзину диаметром 60 см), находящуюся на уровне груди ребенка на расстоянии 60-70 см. При выполнении этого движения у детей развиваются координация рук, глазомер, чувство пространства.
Выполнение движения в разнообразных ситуациях обогащает двигательный опыт ребенка, придает гибкость двигательным навыкам.
В работе над развитием движений двухлетнего ребенка широко используются подвижные игры-упражнения с пособиями и игрушками (мячами, шарами, погремушками и т. д.), например, «Собери шарики», «Догони мяч», «Доползи до погремушки», «Найди игрушку».
Внимание! Ребенка до 3-х лет нужно оберегать от спрыгивания с высоты более 15 см, т.к. в этом возрасте еще очень слаб свод стопы и велика вероятность травмирования малыша.
(продолжение)
Необходимо оказывать помощь при выполнении ребенком начала второго года жизни движения (это дает возможность малышу получить более точные мышечные ощущения). Обязательно при этом речевое сопровождение движения, которое должно быть четким и кратким: «Подними высоко ногу. Встань па ящик». После многократного повторения упражнения роль слова становится эффективнее, чем само оказание помощи. А с помощью игрушки можно увеличить эмоциональную насыщенность обучения, конкретизировать задание и контролировать его выполнение (упражнения с погремушками, кеглями, флажками, кубиками, разноцветными платочками и т. п.).
Пример (выполняется вместе со взрослым):
Исходное положение - стоя; поднять руки вверх - опустить. «Подними высоко погремушку, посмотрите на нее, опусти».
Исходное положение - сидя: повороты туловища вправо-прямо, влево-прямо. «Переложи кубики из одной коробки в другую».
(продолжение)
Исходное положение - лежа: подтянуть ноги к груди, опустить. «Постучи кубиками о коленки, опусти ноги» и т. д.
в конце второго года жизни используют упражнения имитационного характера: прыгаем, как зайчики, летаем, как птички, и т. д. Подбор подобных упражнений основан на расширении словаря и представлений детей об окружающем.
Речевое указание чаще дается в сочетании с показом, игрой или с упражнениями в форме конкретных заданий (например, при перешагивании: «Перешагни так, чтобы палка не упала» при бросании в горизонтальную цель: «Брось мяч в корзинку вот так» и т. д.).
Время проведения занятий с ребенком до полутора лет должно быть не более 15 минут, а с детьми от 1,5 до 2 лет – на 3-5 минут больше.
(продолжение)
Пример:
Упражнения с погремушками для ребенка от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев.
Исходное положение - сидя: вытягивание рук вперед: «Покажи погремушки» - «Вот».
Исходное положение - лежа: подтягивание коленок к груди: «Постучи погремушкой по коленкам» - «Тук-тук».
Исходное положение - сидя: взрослый держит погремушки, которые находятся в pуках у ребенка, помогая ему встать: «Встань - сядь».
Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет даются более сложные упражнения, Исходное положение - стоя: приседание с поддержкой за руки (за погремушки).
Исходное положение - сидя: перекидывание погремушек справа-налево от себя.
Выполняя упражнения, иногда дети старше полутора лет могут произносить короткие слова, звукосочетания. Это помогает регулировать дыхание, организует само движение, развивает артикуляционный аппарат
...Ещё(продолжение)
Пример:
Упражнения с погремушками для ребенка от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев.
Исходное положение - сидя: вытягивание рук вперед: «Покажи погремушки» - «Вот».
Исходное положение - лежа: подтягивание коленок к груди: «Постучи погремушкой по коленкам» - «Тук-тук».
Исходное положение - сидя: взрослый держит погремушки, которые находятся в pуках у ребенка, помогая ему встать: «Встань - сядь».
Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет даются более сложные упражнения, Исходное положение - стоя: приседание с поддержкой за руки (за погремушки).
Исходное положение - сидя: перекидывание погремушек справа-налево от себя.
Выполняя упражнения, иногда дети старше полутора лет могут произносить короткие слова, звукосочетания. Это помогает регулировать дыхание, организует само движение, развивает артикуляционный аппарат