Для греха настали трудные времена. Конечно, не в том смысле, что мы больше не грешим. Скорее, наше общество более не может стерпеть, когда определённые жизненные позиции и виды поведения именуются «грехом». Это слово звучит слишком старомодно. На ум приходят образы краснолицых проповедников, которые свысока грозят пальцем деморализованным слушателям. И мы не хотим, чтобы нас с таким отождествляли.
Но, если мы утрачиваем представление о том, что такое грех, то утрачивается и библейское понимание того, Кто есть Христос, и что значит крест. Д. А. Карсон связывает эти понятия, как это следует делать всем христианам:
Не может быть согласия о том, что такое спасение, если нет согласия о том, от чего спасение нас избавляет. Невозможно глубоко осознать свершённое на кресте, не проникшись глубоким осознанием того, что такое грех (Fallen: A Theology of Sin, 22).
Поверхностные мысли о грехе ведут к поверхностным мыслям о Боге и о спасении. А незнание глубин нашего греха ведёт к незнанию глубокой красоты Иисуса Христа.
Фальшивые Христы
Со всех экранов нам постоянно предлагаются дешёвые мнения о Христе, основанные на неполных взглядах на грех. И все они поддерживают собственные мессианские притязания.
Иисус-инструктор по личностному росту. Воспринимая грех как неудачу, а людей считая от природы добрыми, мы перестаём говорить о смерти, о суде и об аде. Вместо этого, мы фокусируем внимание на Христе, Который может помочь нам в достижении наших неправдоподобных целей и самых безумных грёз. Он помогает хорошим людям стать великими. Он умер, чтобы мы смогли полностью реализовать свой потенциал.
Иисус-домработница. Воспринимая грех как нечто неизбежное, говоря: «таковы уж люди», считая его чем-то обыкновенным и обыденным, а не прискорбным, мы путаем грех с простой ошибкой. Мы несовершенны, – это мы признаём, – но мы не «злы». В таком случае Иисус повсюду следует за нами со шваброй и ведром, подчищая наши небольшие конфузы. Он умер, чтобы оплатить уборку.
Иисус-гуманист. Воспринимая грех как нечто, происходящее, главным образом, между человеком и человеком (а не как действие человека против святого Бога), мы переводим хорошие мотивы в разряд основных. Мы ловко втискиваем Иисуса в рамки нашего движения и обычно определяем грех в терминах наличия или отсутствия. В таком случае, Иисус является Тем, Кто пришёл, чтобы исправить ту несправедливость, на которую мы острее всего реагируем.
Иисус из песни «Кумбая» (популярная африканская духовная песня, выражающая просьбу о Божьей помощи в трудностях – прим. пер.). Воспринимая грех как нечто гораздо менее значительное, чем наши страдания, мы можем знать Иисуса лишь как Того, Кто несёт нам позитивный настрой. Он выслушивает рассказы о наших проблемах и стрессах, говорит нам о птичках и цветочках и водит на злачные пажити у тихих вод. Поскольку все мы страдаем в этом падшем мире, Он никогда не говорит и не делает ничего такого, что могло бы задеть наши чувства или вызвать у нас психологический дискомфорт. Он умер, чтобы помочь нам лучше себя чувствовать, несмотря ни на что.
Чтобы эти ложные и неубедительные изображения Христа не обманули нас, мы должны точно понимать, что такое грех и как глубоко он проникает. Нам следует не просто осознать свою испорченность и греховность (а число наших грехов так велико, что может превзойти гору Эверест), мы также должны будем познакомиться со скелетом, скрывающимся в шкафу человеческого рода, – с первородным грехом Адама. Так давайте же с верхушки дерева, символизирующей нашу жизнь и наше время, отправимся вниз и посмотрим на грех, лежащий в корнях нашего родословного древа.
Нет комментариев