В мае первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко заявил, что российские регионы «возьмут шефство» над городами и районами самопровозглашенных ДНР и ЛНР, то есть займутся их восстановлением. Чиновник, который теперь помимо внутриполитического блока курирует и территорию Донбасса, подчеркнул, что решение о «шефстве» принял лично Владимир Путин. Спецкор «Медузы» Андрей Перцев выяснил, как устроена эта система и почему «шефами» стали далеко не все российские регионы.
«Президентом принято решение, что российские регионы возьмут шефство над районами, муниципалитетами Донецкой и Луганской народных республик», — объявил 19 мая глава внутриполитического блока администрации президента (АП) и кремлевский куратор Донбасса Сергей Кириенко.
Два близких к АП источника «Медузы» подтвердили, что эта идея действительно принадлежит Владимиру Путину. Один из них отметил, что слово «шефство» хорошо знакомо главе государства с советских времен — тогда предприятия или колхозы, как правило, должны были помогать детским садам, школам-интернатам, домам престарелых и детским домам. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопросы «Медузы» на момент публикации не ответил.
Вслед за заявлением Кириенко главы российских регионов стали один за другим объявлять о том, что будут восстанавливать и поддерживать отдельные города и районы на территории самопровозглашенных ЛНР и ДНР — например, строить жилые дома, дороги и школы. «Медуза» изучила эти публичные заявления о «шефстве» и подсчитала, что такое решение приняли 42 российских субъекта, власти остальных регионов никаких заявлений об этом не делали.
Как объяснили два близких к АП источника, территории Донбасса между регионами распределяют президентские полпредства в федеральных округах. Те в свою очередь получают от Кремля указания, какие муниципалитеты в ЛНР и ДНР можно предложить для «шефства» региональным властям.
«Право выбора было у Москвы, Санкт-Петербурга. Губернаторы прилегающих к ним областей тоже могли повыбирать. Остальным регионам зону ответственности определяют сверху», — описал схему один из собеседников «Медузы». По его словам, федеральные округа стараются сделать так, чтобы входящие в них регионы «шефствовали» над муниципалитетами Донбасса, которые тоже расположены по соседству.
Первыми «подшефные территории» получили российские регионы, чьи власти сами вызывались «поддерживать Донбасс». «Они понимали, что так можно обратить на себя внимание президента, которому эта повестка интересна. Лишний раз продемонстрировать рвение и лояльность», — пояснил собеседник «Медузы». В качестве примера он привел главу Санкт-Петербурга Александра Беглова — город будет восстанавливать Мариуполь, который был фактически уничтожен российскими войсками.
Однако губернаторов «с рвением» в российских регионах нашлось не так уж много. К концу июня только 18 российских регионов объявили о том, что берут «шефство» над муниципалитетами Донбасса. Кремлю это не понравилось.
«Поначалу шефство было добровольным, сейчас — добровольно-принудительное. Губернаторам дают понять, что пора определяться с территорией», — подчеркнул один из близких к АП собеседников «Медузы». Это подтвердил и источник, близкий к правительству РФ.
По словам одного из региональных чиновников (его регион тоже принимает участие в «шефстве»), пообщавшихся с «Медузой» на условиях анонимности, большинство губернаторов, которые не захотели «поддерживать Донбасс», «рано или поздно нагнут». «Может, тем, кто взял на себя шефство пораньше, и лучше — ведь они брали муниципалитеты, которые давно в „республиках“. Там просто разруха, но не военная разруха. Районы, которые сейчас отбивают [российские войска], восстанавливать будет сложнее», — подчеркнул он.
При этом, по словам источников «Медузы», близких к АП, сейчас планируется, что к системе «шефства» не будут привлекать небольшие и остродотационные регионы. Еще одно исключение — регионы с «социальной напряженностью», особенно те, где в сентябре 2022 года пройдут выборы. В качестве примера такого региона два близких к АП источника «Медузы» назвали Ярославскую область, где осенью будут выбирать губернатора и муниципальный совет Ярославля. На выборах в Госдуму в 2021 году в регионе был один из самых низких результатов «Единой России» (меньше 30%), а в обоих одномандатных округах региона выдвиженцы партии власти выборы проиграли.
Нет комментариев