(Лк.12:2–12)
Протоиерей Александр Шаргунов
«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы», — говорит Господь. Рано или поздно правда обнаружится. Если вы сказали во тьме что-то несовместимое с вашим служением, оно услышится среди бела дня во свете. Так или иначе, это станет известно, и ваше безумие и ложь откроются. Если ваше благочестие не заключается в сражении за чистоту сердца, помните, что одежда благочестия не всегда будет прикрывать вас. Наступает день, когда лицемеры предстанут обнаженными пред Богом и людьми.
Мы должны сохранить верность дару, врученному нам Господом, и не предать его трусостью или подлым страхом. Ученики Христовы должны иметь мужество услышанное на ухо внутри дома, принятое от Господа в сокровенности сердца, — провозглашать на кровлях — всему миру. Господь укрепляет их святой решимостью в преподанном им служении. «Говорю же вам, друзьям Моим», — обращается к ним Христос. Ученики Христовы — друзья Божии, Он называет их друзьями, и дает им Свой Божественный дружеский совет: «не бойтесь». Те, кого Христос называет Своими друзьями, не должны бояться никаких врагов. «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать». Убивающие тело бессильны чем-либо по-настоящему повредить им, потому что телесная смерть только скорее приведет их души к радости и вечному покою. Бога следует бояться более чем самых могущественных людей. «Но скажу вам, кого бояться». Исповедуя Христа, вы можете навлечь на себя гнев людской, но, отвергаясь Христа и бесчестя Его, вы навлечете на себя гнев Божий — гнев Того, Кто по убиении может ввергнуть в геенну. «Ей, говорю вам, Того бойтесь». Поистине, жизнь сладка, а смерть горька. Но вечная жизнь несравненно слаще, а вечная смерть несравненно горше.
Жизнь христиан и верных Христовых служителей — под особенной опекой Божественного Промысла. Господь промышляет о всякой твари, даже о малых птицах. Хотя они недорого стоят — пять малых птиц продаются за две мелких монеты, но ни одна из них не забыта у Бога. А вы дороже многих малых птиц — может ли Бог забыть вас? Промысел Божий бдит над самыми скромными нуждами учеников Христовых. «А у вас и волосы на голове все сочтены» — тем более сочтены все ваши воздыхания и слезы, и капли вашей крови, пролитой за имя Христово.
Наша слава и бесславие в вечности зависят от нашего отношения ко Христу здесь на земле. Всякого, кто исповедает Христа пред человеками, как бы дорого это ни стоило ему — уверяет нас Господь — Он исповедает в день Страшного Суда пред ангелами Божиими. Христос исповедает, что не только Он пострадал за них, но что и они пострадали за Него — может ли быть большая честь и слава для человека? А кто отвергнется Христа — что бы он ни спасал, даже жизнь свою, что бы он ни приобретал, — окажется все на свете потерявшим, ибо будет отвергнутым пред ангелами Божиими.
Самая суровая участь — более суровая, чем у тех, кто сейчас отвергает Христа, — ждет отвергающих проповедь Церкви — после того, как Дух Святой излился на нее. Потому «всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет» — он еще не утратил способности опомниться, ибо находится под покровом молитвы Господней: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят». А кто скажет хулу на Святого Духа, тот лишится дара прощения грехов спасительным Евангелием.
Что значат эти слова, когда Христос призывает апостолов, чтобы они не колеблясь следовали за Ним? Когда Петр трижды отрекается от Христа, внутренне он не отвращается от Него и остается Его учеником, о чем свидетельствуют его горькие слезы (Лк. 22:62). Может быть, то же самое было с некоторыми из учеников, принуждаемых Савлом хулить имя Иисусово (Деян. 26:11) . И Савл из гонителя Христова, обратившись, стал величайшим Его проповедником.
Непрощаемый грех — это ожесточение сердца, «противление Духу Святому», как сказано в книге Деяний о «необрезанных сердцем» (Деян. 7:51) . Хула на Духа Святого — отвержение спасительного вмешательства Божия в историю человечества. Это ожесточение сердца, а не просто духовная немощь или неведение. Даже в тот самый момент, когда Христос требует от Своих учеников мужественного свидетельства, Он говорит, что не будут навсегда лишены прощения те, кто отвергнет Его по немощи или неведению. Но человек свободен до такой степени утратить способность к покаянию, стать настолько слепым и глухим к Богу, что, подобно иудейским книжникам и фарисеям, увидев Бога, может назвать Его диаволом.
Какие бы испытания ни ждали нас, мы должны быть готовы к ним и с достоинством проходить через них. Мученикам Христовым надлежит не только страдать за Христа, но и свидетельствовать о Нем. Сам Христос принимает участие в их страданиях, и потому всю заботу свою среди всех бед они должны возложить на Бога. «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям — чтобы испытать вашу веру — не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить». Если есть воля Божия освободить вас и ваш час еще не пришел, Он совершит это — чтобы вы могли продолжить свое служение. Если есть воля Божия принять вам страдание и смерть, Дух Святой даст вам узнать присутствие с вами Воскресшего Христа. «Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить». По Своем Воскресении Господь обновит это обещание. В книге Деяний мы видим, как апостол Петр в Пятидесятницу и первомученик архидиакон Стефан перед лицом Синедриона являют исполнение этого обетования Христова. Дух Святой сообщает верующим в Господа силу евангельского свидетельства во враждебном мире. В час великого испытания у нас не должно быть страха, потому что Сам Бог Дух Святой говорит в нас и с нами.
***
иеромонах Феоктист Игумнов
В иудейском представлении Дух Божий выполнял две важные функции: через Дух Свой Бог, во-первых, влиял на дух и сердце человека, и, во-вторых, посредством Его человек узнавал Божественную истину. Но мы прекрасно понимаем, что если человек продолжительное время не будет пользоваться какими-либо своими способностями, он утратит их. Если мы в течение длительного времени не будем пользоваться, к примеру, рукой, то она атрофируется. Чарльз Дарвин рассказывал, что в юности он любил музыку и поэзию, но потом настолько посвятил себя биологии, что совершенно забросил их. Поэтому поэзия в дальнейшем потеряла для него всякое значение, а музыку он воспринимал лишь как шум; и он говорил, что если бы ему пришлось прожить жизнь сначала, он позаботился бы о том, чтобы у него было время читать стихи и слушать музыку, дабы не утерять способности наслаждаться ими.
Точно так же можно утерять способность узнавать Бога. Снова и снова отказываясь от Слова Божия, снова и снова выбирая альтернативный путь, снова и снова закрывая глаза и уши для Бога, отказываясь видеть Его и слышать Его — мы, наконец, забудем Его настолько, что не узнаем Его даже в том случае, если встретимся с Ним лицом к лицу. И тогда зло будет для нас добром, а добро станет злом. Именно это произошло с книжниками и фарисеями: они ослепили себя настолько, что при встрече с Воплотившимся Богом не смогли Его узнать.
Почему непростителен грех хулы на Духа Святаго? Потому что в таком состоянии человек неспособен к раскаянию. Если человек даже не сознает того, что он грешит, если благодать Божия не взывает к нему, он не может раскаяться. Это не означает, что Бог отвернулся от него, это сам человек, своими неоднократными отказами внимать Богу, лишил себя возможности слышать голос Бога в своём сердце. С другой стороны, тот человек, который боится, что он совершил непростительный грех, не совершал его, потому что в противном случае у него не возникло бы мысли о непростительности совершенного греха, он стал бы настолько глух к Богу, что чувство вины и чувство раскаяния были бы для него, увы, невозможны.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Многие из нас отлично себе представляют, как выгляди пестрое лоскутное одеяло. Разного размера и цвета кусочки материи сшиты в одно полотно. Похожий прием использовали иудейские проповедники. В ткань проповеди одна за другой, словно отличные друг от друга лоскутки, вплетались различные мысли. Не обязательно они были связаны друг с другом единой логикой. Главное, что вмести они образовывали особое пространство божественной мудрости, которое, по мере произнесения проповеди, обволакивало слушателя со всех сторон словно одеяло. В том отрывке, который только что прозвучал, Спаситель использует именно этот древний прием.
Господь начинает с призыва к искренности. Лицемерие, которым так страдали фарисеи, для последователя Христа недопустимо. Ведь в его основе лежит неискренность, двоедушие. Однажды Бог придет на эту землю. Его яркий свет проникнет в самые темные и потаенные уголки нашей души. В этом свете подвалы наших мыслей, чувств, желаний, все нами сказанное и сделанное втайне окажется как на ладони. Станет вдруг очевидно и ясно зримо для окружающих. А потому уже сейчас все что мы думаем, говорим, делаем тайно должно быть помыслено, сказано и сделано, будто за каждым движением нашей души пристально наблюдает целый мир.
После Христос призывает Своих учеников расставлять в своей жизни верные приоритеты. Даже такая вещь как страх, должна иметь определенную иерархию. Бояться за жизнь своего тела разумно и необходимо, ведь она составляет важную сторону человеческого бытия. Однако на первом месте всегда должен быть страх забыть о жизни своей бессмертной души. Ведь именно от того, насколько и как именно мы удовлетворяем свои духовные потребности, зависит нашу участь в вечности.
Господь призывает Своих учеников к бесстрашию. Бог заботится и промышляет о каждом человеке. О каждом у Него есть Свой замысел. Если Он и попускает нам впасть в искушение, то Он же дает и силу его перенести. Наша задача довериться Ему и исповедовать веру в Бога перед людьми самой своей жизнью.
Наконец, Господь предостерегает всякого из нас горделиво выступать против Него. Одно дело, когда мы не доверяем людям, спорим с ними. Совершенно другое, когда мы противимся Богу и сомневаемся в Его благости и заботе о нас. Первое нам проститься, т.к. действительно, природа человеческая изменчива и коварна. Второе – это кощунство против Божественной любви и Его Духа. Речь идет о сознательном, последовательном и упорном противостоянии Богу. Такая упрямая вражда не может быть прощена, так как делает человека, убежденного в своей правоте и в заблуждениях Неба, неспособным к раскаянию.
Человек, который стремиться к духовной жизни, должен учитывать все сказанное Христом. И тогда следование этим истинам, которые сшиты Евангелистом Лукой в лоскутное одеяло, призовет в нашу жизнь милость Божию и покроет нас Божественной благодатью.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев