Нужно молиться, правила совершать... «вотъ тебѣ время, вотъ тебѣ вниманіе, и прочее, что нужно – предоставляю! – молись!».
Самъ стремлюсь, самъ ищу приближаться къ Господу..., «сей родъ ищущихъ Господа...», «Лица Твоего Господи, взыщу...», «и взыскующимъ Его мздовоздаятель бываетъ».
Разное отношеніе! – внимай себѣ...
«Милости хочу, а не жертвы».
Сыне, даждь Ми сердце твое.
Иной, опять, – самъ рѣшаетъ спасаться, лично идти по пути спасенія. Внимай себѣ, избранію своему и призванію.
Призывать и другого можно, и – себя. А можно – идти... это уже – лично «отъ себя», желаніе, рѣшеніе и дѣланіе личное.
Будемъ называть «жизненнымъ» то, что вѣчно и богоугодно, чѣмъ живутъ въ Царствѣ Божіемъ и тогда скажемъ, что гдѣ жизнь «не жизненна», то она, не имѣя корня и основанія, кончится крушеніемъ «Всякъ садъ, его же не насади Отецъ Мой небесный – искорениться».
И благо душѣ, поелику она по природѣ есть христіанка, узнать и убѣдиться въ этомъ заранѣе, найти свою естественную, свойственную ей жизнь, поскольку она сродна вѣчной, и жить ею, не взирая на жизнь безумную, хотя бы и всеобщую теперь людей, потерявшихъ чувство и знаніе своего естественнаго закона, держащихся нежизненнаго, живущихъ неестественно, тѣмъ идущихъ къ катастрофѣ... и какъ же не къ катастрофѣ, когда сердце и вниманіе ихъ все погружено всегда въ то, что нежизненно, что непремѣнно исчезнетъ... а тогда что? Каково состояніе души, когда все, чѣмъ жила она, оказалось непотребнымъ для вѣчности, исчезло какъ сонъ, и «ничтоже обрѣтоша въ рукахъ своихъ?..». А вѣдь душа чѣмъ жила, нужду имѣетъ продолжать свою (какую бы ни было въ прошломъ) жизнь: вѣдь она живая! а всѣ условія этой жизни – исчезли, вся обстановка, среда самая... а другой жизни душа и не знала, не имѣетъ... вотъ и – мука! Видитъ тогда и разумѣетъ жизнь иную, вѣчную, сродную вѣчности, но ей совсѣмъ непривычную, несродную: не можетъ она такъ жить, хотя и познаетъ и соглашается, что эта жизнь правильная, потому что согласная съ условіями, содержаніемъ и устройствомъ того, что вѣчно существуетъ, – а себя неспособной къ этой естественной для вѣчности жизни; не потому неспособной, что нѣтъ въ ней, въ глубинѣ ея, способности такъ жить, наоборотъ – есть! Но прожила-то она совсѣмъ иною жизнью, и способности эти остались не использованы, нетронуты, не было имъ мѣста и примѣненія въ прожитой ею жизни, когда все вниманіе ея обращено было, день за днемъ, на временное, на внѣшнее, земное, и теперь она непотребна и неспособна къ вѣчной жизни...
«Отъ сна возставъ, благодарю Тя, Святая Троице, яко многія ради Твоея благости и долготерпѣнія, не прогнѣвался еси на мя лѣниваго и грѣшнаго, ниже погубилъ мя еси со беззаконми моими: но человѣколюбствовалъ еси обычно, и въ нечаяніи лежаща воздвиглъ мя еси, во еже утреневати и славословит державу Твою...» –
– Вдумайся въ это и уразумѣешь суть вѣчной жизни и какъ приготовиться къ ней... не можемъ мы измѣнить того, что есть! И оно – хорошее, правильное и естественное человѣку, потому что онъ созданъ для вѣчной жизни и имѣетъ въ себѣ способности жить ею... а иначе оказывается въ неестественномъ состояніи, живетъ фальшиво, чуждою ему жизнію, и это ведетъ его къ катастрофѣ, когда встрѣтится съ вѣчною жизнію, когда кончится временная, условія и самая обстановка ея – исчезнутъ! что тогда?!
Какая жизнь – такое и устроеніе души! сродное, сообразное!
Бого-служеніе: въ этомъ суть вѣчной жизни, съ вѣчнымъ Богомъ жизнь!
Но не по земному разумѣй это, какъ тяготу, угождать кому то въ условіяхъ земной жизни – тамъ все иное, блаженное! И сущность такого Богослуженія тамъ – пріятіе вѣчнаго блаженства душею, все новыя и новыя волны безконечной, блаженной жизни: это-то Богослуженіе!
Но на землѣ Богослуженіе можетъ видѣться труднымъ (и то: посмотри на святыхъ, какъ упоялись молитвою, блаженно жили ею!..), потому что на землѣ себѣ старается служить человѣкъ, себѣ угождать, ища лучшаго для себя, и тогда мѣшаетъ ему Богослуженіе... все у него извращено, все неестественно: «желаете и не имѣете, убиваете и завидите, и не можете улучити, сваряетеся и борете, и не имате, зане не просите; просите и не пріемлете, зане злѣ просите, да въ сластѣхъ вашихъ иждивете. Прелюбодѣи и прелюбодѣйцы, не вѣете ли, яко любы міра сего вражда Богу есть, иже бо восхощетъ другъ быти міру врагъ Божій бываетъ... Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать» (Іак. гл. 4).
Итакъ, хотя вѣчную жизнь улучити, приготовиться къ ней, воспринимать ее отъ Источника жизни вѣчной, къ Нему и возводи умъ свой и вниманіе, во еже утреневати и славословити державу Твою... поучатися словесемъ Твоимъ, и разумѣти заповѣди Твоя, и творити Волю Твою, и пѣти Тя во исповѣданіи сердечнѣмъ и воспѣвати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь!
Потому что это подготовка! Это начало вѣчной жизни, отъ сроднаго сѣянія, – сродная жатва. Какіе плоды желаютъ получить, такіе и дерева насаждаютъ, заботятся и взращиваютъ ихъ.
Иеросхимонах Серафим Карульский
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев