(Лк. 7:17-30)
Протоиерей Александр Шаргунов
Радость спасения мира возвещает Господь. Однако в Евангелии сегодняшнего дня нам показано, как труден путь к этой радости. Мы видим в каменной темнице того, кто этого никак не заслужил. Святой Иоанн Креститель имел мужество взывать к совести царя Ирода, обличая его за то, что он взял себе в супруги Иродиаду, жену брата своего. Иродиада возненавидела Иоанна, и восхотела отомстить ему. По ее наущению Ирод повелел заключить Иоанна в темницу. В конце концов, она потребует голову Иоанна, и получит ее. Когда Предтеча находился в темнице, Господь посетил его глубоким испытанием. Больший из рожденных женами должен был приобщиться в исключительной степени той богооставленности, которую примет Спаситель в Гефсиманском саду и на Кресте.
Ужас и сомнение, безнадежная ночь наполняют душу Предтечи. Не ошибся ли он? Не обманул ли его Бог? То, что он слышит о Христе, не имеет ничего общего с тем, что он ожидал. Он проповедовал, что приближаются абсолютные перемены, Бог положит конец всякой неправде через Своего Мессию и установит мир и правду на земле. Вместо этого зло повсюду возрастает — он может почувствовать это по себе. А Бог молчит. И Христос, на Которого он возложил все свое упование, как будто не приносит чаемых перемен. Духовное состояние мира не улучшается, напротив, — оно ухудшается. В этом беспросветном отчаянии святой Иоанн Предтеча послал двоих из учеников своих ко Господу прямо спросить Его: «Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? Ты ли Избавитель мира или я ошибся?» Это вопль человека, который стоит на грани полного отчаяния, когда все представляется ему абсурдом.
Для нас утешение видеть, что такой великий человек как Предтеча прошел через этот мрак. Это участь многих наших современников, не желающих примириться, как все, с нарастающим распадом жизни. И Предтече надо молиться всем, кого Господь посещает внезапно смертельной болезнью, калечащей автокатастрофой, утратой любимого человека, оставленностью и одиночеством, когда, кажется, полностью теряется смысл жизни. Во всех этих испытаниях Предтеча может ходатайствовать за нас пред Господом с особенной силой.
Христос не дает Предтече прямого ответа: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали», – говорит Он. Как бы ни умножалось зло, что-то несравненно более существенное происходит непрестанно в мире: слепые вновь обретают зрение, глухие слышат, хромые ходят и благая весть достигает нищих. И сегодня мы являемся свидетелями того же. Люди продолжают получать исцеление чудесным образом — через чудотворные иконы Божией Матери, у раки преподобного Сергия и преподобного Серафима, молитвами святителя Иоанна Максимовича, святых Царственных мучеников. Доныне совершаются исцеления, которые признаются медициной как необъяснимые. Евангелие воистину проповедано во всех уголках мира.
Однако остается вопрос, который мучил святого Иоанна Крестителя в темнице: должны ли мы ждать другого мессию-спасителя, который будет действовать более успешно? В минувшем XX веке многие верили в это, когда кричали в Европе: «Heil Hitler!», а в России ждали от своего вождя решения всех своих проблем.
На самом деле обман был и будет гораздо глубже. Христос не обещал спасения, которое упразднит на земле все несчастья: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Этими словами Он говорит: «Да, это Я, Мессия и Спаситель, но не соблазняйтесь, оттого что по видимости Я немощен». Христос не спасает Иоанна Предтечу ни от темницы, ни от смерти. Себя Самого Он не спасает от Креста. И Он не препятствует тому, чтобы в нашей жизни были беды и страдания. Но Он дает силу веры. Он показывает, как велик святой Иоанн Предтеча, оттого что всю свою надежду он возлагает на Бога, не на благополучие и роскошь.
«Что смотреть ходили вы в пустыню?.. Человека ли, одетого в мягкие одежды?» Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. И он не тростник, колеблемый каким угодно ветром, но человек пустыни, которому твердое стояние в вере стоило тюрьмы. И он голову свою положит за верность Христу и правде Его. И все, кто живет верою во Христа, и предает свою жизнь Ему, Он называет великими в Царстве Небесном. Из рожденных женами нет ни одного пророка большего Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Божием больше его. Открывается переход от древнего мира к новому. Время становится качественно иным — Царство Божие входит в него.
Христос начинает служение, когда Предтеча завершает свой путь. Подобно тому как Моисей, великий пророк, увидел землю обетованную, но не вошел в нее сам, так святой Иоанн Предтеча остается на пороге Царства. Приходом Христа нищие, мытари грешники сподобляются этого Царства. Те, кто ничего из себя не представляет, становятся больше Иоанна, большего из всех людей.
Сегодняшнее Евангелие заканчивается словами: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». Как мы видели уже в пророчестве праведного Симеона: «Се лежит Сей на восстание и падение многих». Разделение в Израиле и во всем роде человеческом — один из признаков последних времен.
***
Священник Стефан Домусчи
Не было в Израиле человека, который бы не ожидал скорого прихода Мессии. Однако по убеждению большинства евреев, это должен быть выдающийся политический лидер, который, наконец, освободит Палестину от завоевателей и вернет израильскому государству былую славу. Поэтому некоторые, когда видела многочисленные чудеса, которые совершал Иисус, спрашивали себя: «Не тот ли это человек, которого мы ждем? Но если Он тот, почему не провозгласит себя царем, ведь Он обладает такой огромной силой?» Другими словами личность Спасителя для многих была загадкой. Многие, как, например, фарисеи, соблазнялись, то есть смущались, разочаровывались, и объявляли его лжепророком и лжемессией. Вот и ученики Иоанна Крестителя были в смущении. Видя это, Предтеча посылает их самих пойти, посмотреть и спросить.
На вопрос учеников Иоанна «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Христос отвечает словами из книги пророка Исаии о многочисленных чудеса, которые должны совершиться рукою Мессии: слепые будут видеть, хромые – ходить, немые – говорить, глухие – слышать и даже мертвые воскреснут. В конце Своего ответа Христос добавляет: «блажен, кто не соблазнится о Мне». То есть, блажен тот, человек, который умеет внимательно слушать и смотреть. Блажен тот, кто в первую очередь обратит внимание не на Мой внешний вид, а на то, что Я говорю и делаю. Блажен тот, кто во Мне, нищем проповеднике, униженном и распятом на кресте, сердцем узнает того великого Царя, о котором возвещали все древние пророки.
Для того, чтобы слушатели не подумали, будто бы сам Иоанн сомневается в мессианстве Иисуса, Господь говорит народу о высоком достоинстве и служении Предтечи. Конечно же, Иоанн прекрасно знал о том, кем на самом деле является Иисус из Назарета, ведь он был самым великим пророком, который когда-либо появлялся на земле во времена ветхозаветной Церкви. Однако эти времена прошли, Мессия пришел. И теперь даже самый незначительный участник Царства Христа, может получить намного больше славы, чем в прежние времена имел Иоанн. Для этого требуется лишь одного – признать в нищем проповеднике обещанного Мессию.
В очередной раз Евангелие напоминает нам одну важную истину – Господь очень бережно относится к людям. Он не является к нам в громе и молнии, не поражает Нас Своею славою, одним словом, не заставляет верить в Себя вопреки нашему желанию, насильно. Он кротко стоит у дверей сердца каждого и стучит в надежде, что мы откликнемся и впустим Его. На все наши вопросы, «Ты ли тот или мне искать другого», Он предлагает просто остановиться, внимательно посмотреть вокруг, прислушаться к ритму своей внутренней жизни, предоставляя каждому возможность окончательный выбор сделать самостоятельно.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
«Если хочешь, чтобы мы говорили духовно, приезжай, будем разговаривать весь день и всю ночь, но на празднословие у меня времени нет», — так отвечал всем тем, кто просился к нему в гости, один из афонских старцев — Гавриил Карульский. Когда старца Гавриила начинали расспрашивать о бытовых аспектах его подвижнической жизни, то он сердился и называл такие разговоры глупостями. Конечно, он не единственный подвижник, о котором можно сказать нечто подобное. Более того, вряд ли в святцах можно встретить имена разговорчивых людей. В самом Евангелии, как мы только что услышали, даже о самом важном и значимом много не говорят. И не только потому, что писать объёмные книги в те годы было затратным занятием и евангелисты как могли минимизировали свои тексты. Не было и самих долгих разговоров на пустые темы. Все было предельно просто. Ученики Иоанна Предтечи жаждали найти истину. Святитель Феофан Затворник отмечает, что если человек хочет найти истину, то «таковому нет нужды много говорить; Господь и не говорит, а только указывает на то, что было в ту пору Им совершено».
Божественные дела свидетельствовали о божестве Христа Спасителя. Это было так очевидно, что у учеников Иоанна не осталось никаких вопросов. Христос тогда и сегодня Тот же. Его сила живёт в Церкви и если человек искренне ищет истину, то он ее находит и получает подтверждение. А опытное подтверждение истины полагает конец всем вопросам.
Дай же нам, Господи, познать Твою истину, утвердиться в ней и научиться жить в непрестанном Твоём присутствии!


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1