Игумен Нектарий (Морозов)
О том, что такое путь спасения, как найти его конкретно для себя и почему самое простое оказывается порой очень непростым.
«Как спастись лично мне?»
Бывает,
что человек в разговоре со священником задает вопрос о том, каков путь
спасения конкретно для него, просит совета. Что на это можно ответить?
Во
многих древних патериках есть такие эпизоды: приходит кто-то из братии
либо человек из мира к святому старцу и спрашивает: «Что мне делать для
того, чтобы спастись?» – и прозорливый святой муж дает то или иное
наставление, которое трогает вопросившего до глубины сердца. И
современный христианин, особенно новоначальный, пытается спроецировать
эту ситуацию на себя.
Но на самом деле, безусловно, не стоит, да и
нет необходимости ждать от священника какого-то сугубо
«индивидуального» ответа. Нужно понимать, что святым старцам такой
вопрос нередко задавали люди, которые очень горячо и всей душой
стремились к Богу, духовно трудились, но имели в себе какое-то
внутреннее препятствие, по поводу которого опытный подвижник и давал
совет, каким путем его можно преодолеть. Но это не значит, что для
каждого человека есть своя, отдельная «пошаговая инструкция» к
достижению Царства Небесного. На самом деле все советы о спасении, даже
если они даны были конкретному человеку, по сути своей универсальны – и,
что очень важно, в них нет ничего нового по сравнению с Евангелием. Мы
помним, что когда Христа спрашивают, что нужно делать для того, чтобы
наследовать Царство Небесное, Он говорит, что нужно исполнить две
заповеди – о любви к Богу и ближнему, ибо в них заключаются весь закон и
пророки (ср. Мф. 22, 37–39). И если речь идет о человеке, который не
желает сделаться для нас гуру, а хочет помочь нам прийти ко Христу, то
мы не услышим от него ничего принципиально иного.
Упасть с самодельной лествицы
Изобретение
«индивидуальных» путей спасения для себя основано на одном
распространенном заблуждении: человек полагает, что может какую-то
совокупность конкретных действий исполнить, и этого будет для его
спасения достаточно. Но наше спасение не «зарабатывается», оно
достигается не посредством каких-то наших дел – наше спасение может
совершиться только лишь по милости и благодати Божией. А всё, что мы
делаем, просто развивает в нас способность эту благодать и эту милость
воспринимать и становиться ее причастниками.
Но человек как бы
говорит себе: «А я не хочу зависеть от благодати Божией – я хочу быть
уверенным в том, что спастись мне обязательно удастся». И тогда приходит
в голову такая, может быть, не до конца осознаваемая мысль: я пойду не
«обычным» – «негарантированным» – путем спасения, а своим, особым. И это
уже ошибка на самом деле страшная, потому что вслед за этим человек
начинает сколачивать по своему разумению, своими руками некую
альтернативную лествицу, ведущую к Небесам, – и, конечно, он с этой
лествицы непременно упадет, и чем дальше он успеет по ней взойти, тем
сильнее будет падение.
Как распознать это ложное восхождение?
Очевидно, есть несколько основных критериев. Человек считает, что
избранный им путь спасения – самый прямой, что кто-то, может быть, и
блуждает на каких-то других путях, а он на своем наверняка не
заблудится. Человек абсолютизирует что-то в своей жизни, считая, что
спасение подается именно от этого и за это. С такими мыслями люди порой,
к сожалению, и монашество принимают, не понимая, что постриг не
является для человека однозначно спасением. Точно так же неправильно
человек может относиться и к своей волонтерской деятельности, и к
благотворительности, и к воспитанию детей, многочадию. Или бывает, что
некоторые, например, прочитав, как полезно творить Иисусову молитву,
решают, что всё – спасение от нее и через нее. Но можно ли сказать, что
каждый человек, который пусть даже всю жизнь или значительную часть
своей жизни творит или просто повторяет молитву Иисусову, обязательно
будет с Богом в вечности? Нет, и об этом прямо сказано в Евангелии: не
каждый, кто говорит «Господи! Господи!», спасется (ср. Мф. 7, 21).
И
еще один момент: такие люди всегда почему-то убеждены, что они сами
желают себе спасения более, нежели им желает его Господь. И когда
человек пытается устроить для себя нечто нарочито спасительное, это
всегда попытка «оказаться умнее» Бога, происходящая от недоверия Ему и
ни к чему хорошему не ведущая.
Именно он называется «жизнь»
Мы
можем быть в деле нашего спасения лишь сотрудниками Божиими – мы можем
трудиться в этом вместе с Господом, но никак не без Него. А что касается
способов спасения – есть только один-единственный способ, и он
называется «жизнь». Жизнь во всех ее бесконечных и многообразных
проявлениях, к которой мы прикладываем желание быть с Богом и стремление
исполнять Евангелие.
Но что мы можем видеть очень часто? То, что
человек, считающий себя христианином, участвующий в богослужениях и
церковных таинствах, как бы проводит разделительную черту: «вот моя
жизнь христианская, а вот вся моя остальная жизнь», то есть «вот это я
делаю для своего спасения, а вот тут я просто живу», причем в «просто
жизни» есть масса вещей, которые спасению якобы мешают. Если пойти
дальше и проанализировать, что воспринимает человек как помехи своему
спасению, оказывается, что в категорию помех он относит практически всё –
весь свой ежедневный быт. А «спасается» – в лучшем случае пару часов в
день: бывая в храме, читая правило и святых отцов, совершая то, что
называется делами благочестия. Причем тут тоже есть определенная
избирательность: те дела благочестия, которые были самолично
запланированы, относятся к категории «спасительного», а непредвиденные,
неудобно возникшие, в конкретной ситуации трудные – опять же к разряду
«помех». И священнику бывает трудно убедить его в том, что это
разделение совершенно ненормально.
Мне кажется, что очень важно
понять: школой, в которой мы учимся ступать по спасительному для нас
пути, является жизнь со всем тем, из чего она состоит – нет таких
повседневных нужд и дел, которые находились бы «за рамками» спасения.
Когда Господь говорил Адаму, изгоняемому из Эдема: в поте лица твоего
будешь есть хлеб (Быт. 3, 19), это было не образное выражение – это
обозначение того, что будет в буквальном смысле происходить с ним и его
потомками. Но это, вопреки распространенному мнению, не проклятие, не
наказание – это указание, которому мы все должны следовать. Так что сама
эта необходимость ежедневно трудиться, уставать, отдавать очень
значительную часть своего времени и сил, чтобы обеспечить себе
пропитание – это послушание Богу и исполнение нами Его слова о нас. Это
только один из моментов, и если человек посмотрит так на всю свою жизнь,
то он с удивлением заметит, как словно начнет растворяться в ней то,
что его тяготило. И вместо досады придет ощущение возможности –
способности служить Богу не через великие дела и свершения, а через всё
то, что происходит реально, по необходимости, сейчас.
К слову,
каким бы элементарным, само собой разумеющимся и «не духовным» некоторые
христиане не считали быт, мне как священнику периодически приходится
встречать верующих людей, которые не могут каких-то вещей, на которые
даже неловко обращать их внимание. Они не могут встать на полтора часа
раньше, при том, что им, допустим, необходимо попасть в этот день на
раннюю литургию – и они просто не приходят, потому что не смогли себя
заставить. Они не могут разгрести дома бардак и приучиться класть вещи
на место, чтобы этот беспорядок больше не создавать. Они не могут не
опаздывать, не могут сделать хотя бы сегодня то, что надо было сделать
позавчера. И всё это мешает человеку стать даже, по большому счету,
человеком – он все время до своего человечества как-то не дотягивает. Не
то, что стать христианином…
А все эти проблемы – там не сделал,
тут забросил, здесь себя не заставил – еще имеют свойство накапливаться и
образовывать какие-то сложные цепочки, в которых, пока ты не сделаешь
первое дело, не получится выполнить и все остальные. А взяться за это
первое оказывается неимоверно трудно, тем более что здесь стоит наготове
враг, которому очень важно на этом рубеже нас удержать и оставить под
дамокловым мечом всего накопившегося. И разбираться со всем этим,
приводить свою жизнь в порядок и означает опять-таки идти путем спасения
– самым непосредственным образом.
***
Ни в коем случае не
будем пытаться изобретать для себя какие-то особые пути спасения,
потому что это пути спасения искусственные, а всё, что искусственно, не
может устоять – оно обязательно разрушается. И только лишь тот путь,
который устраивает для нас Господь – а еще точнее, тот путь, которым
является Он Сам, ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), – может
привести нас к вечной жизни с Ним.
Игумен Нектарий (Морозов)
Книги игумена Нектария (Морозова) в интернет-магазине "Сретение"
30 ноября 2017 г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев