ИЛИ ЗАЧЕМ МЫ ПОСТИМСЯ
Священник Сергий Бегиян
Зачем
мы постимся? Этот вопрос нам, христианам, многократно задает мир. И
многократно мы задаем его сами себе. Зачем мы постимся, если мы не
меняемся? Входим в пост и выходим из него одни и те же? Зачем нам
поститься, если наша жизнь не натягивается, как тетива, чтобы стрелой
изрыгнуть из себя молитву Богу?
История говорит
нам, что в древней Церкви не было такого количества постов. Некоторые
ухватываются за этот тезис, как за спасательный круг, и проповедуют
глобальное послабление поста, его пластичность и приспособляемость к
разным эпохам. Дескать, раньше носили платье, а теперь – джинсы. Но и
то, и другое – одежда.
Что ж, это сущая правда, что в древней
Церкви не было такого количества постов… В ней, кроме этого, не знали
интернета, скайпа, телевидения, рекламы. Грехи и пороки были те же, что и
сейчас, только не принято было их демонстрировать с каждой кровли и
относиться к ним как к норме жизни.
Современный школьник 6–7-го
класса знает грехов больше, чем взрослый человек I века. Праведный
Филарет Милостивый не позволял своим внучкам гулять на улице, чтобы
сохранить их в целомудрии, а мы «улицу» привели к себе в дом.
Преподобный Паисий Святогорец говорил, что юноши и девушки сейчас
подобны полю пшеницы, по которому прошло стадо свиней: сплошь все
вытоптано, только отдельные колоски торчат в разных местах. Так и
целомудрие сохранено в молодых людях: хорошо, если хоть отдельные пары
входят в брак в телесной чистоте.
Подумать только: еще 50 лет
назад все было иначе! Одна бабушка на моем приходе рассказывает, что уже
была молодой девушкой, а все еще не знала подробностей интимной жизни.
Как-то сосед в шутку поцеловал ее, и она пришла домой в слезах и
объявила маме, что у нее будет ребенок, так как сосед чмокнул ее в щеку.
Сейчас все по-другому. Конечно, можно сказать, что мы пытаемся
оградить своих детей от всеобщего растления. Ну да, пытаемся. Но
насколько это вообще возможно сделать, отдавая ребенка в обычную школу? И
насколько мы сами избежали этого растления, воспитываясь в
атеистических семьях в безбожное время? В протухшей колбасе, возможно,
есть и нормальные куски, но выкидывают ее всю целиком.
Преподобная
Мария Египетская, поселившись в пустыни, 17 лет страдала от развратных
образов и чувств, которые запечатлелись в ее душе во время блудной
жизни. И только великими пустынными скорбями она смогла выжечь их из
себя. Да, мы не были на таком дне, как она, но ведь мы и не прошли через
пустыню.
Возьмите чистый лист и нарисуйте на нем что-нибудь
карандашом. А потом сотрите ластиком. Ну что, стал он таким, каким был?
Не совсем. Да, на нем ничего нет. Но нельзя сказать, что он первозданно
белый. Так и наша окаянная душа. Иное дело – не грешить, не растлевать
свою душу, и иное – согрешить и покаяться. Да, грех прощен. Но опыт
грехопадения останется с нами навсегда. Отцы говорят, что это не так
плохо: этот опыт может предохранить нас от новых падений. Но этот же
опыт может и мешать, поэтому отцы запрещают во время покаянного подвига в
подробностях останавливаться памятью на прошедших согрешениях. Не знаю,
как вы, но я бы предпочел некоторых опытов не знать вовсе. Остаться
чистым листом, хотя бы в чем-то.
Поэтому я думаю, что увеличение
количества постных дней – закономерность. Чем больше изобилует всеобщий
разврат, тем больше Церковь старается предохранить нас от него, наложив
на нас некоторую узду.
Но все это лирика.
Суть поста –
добровольные страдания. Как-то мы сейчас об этом особо не говорим,
где-то акцентируем внимание на телесном воздержании, где-то – на
духовном, но суть именно в мучении. В мученичестве, если угодно. Мы
добровольно, ради Христа, отдаем себя на казнь. Это вовсе не западное
самобичевание с душком тайной гордыни и эмоционального нагнетания в себе
«страстей» Христовых. Тут другое. Тут грехи жгут, и нет возможности
терпеть. Совесть снедает меня, и, давая ей свободу, я себя утесняю.
Грехи
жгут… Как редко это состояние касается человека, давно
воцерковившегося! Где ты, блаженное неофитство, когда со слезами падал
перед каждой иконой? К сожалению, у нас вырабатывается привычка – к
благодати, к храму, к молитве. И эта привычка выстраивается в стену
холодности, пробить которую все тяжелее с каждым годом. Только отдельные
слова проникают сквозь нее.
Великий пост – время, когда
актуализируется каждое слово молитвы, и самое бесчувственное сердце
способно растаять как воск, нужно лишь уметь подобрать к нему
соответствующий ключ.
Пост – это мучение. Если не верите –
откройте Постную триодь. «Поприще добродетелей отверзеся, хотящии
страдальчествовати – внидите, препоясавшеся добрым поста подвигом»
(Стихира на Хвалитех утрени Прощеного воскресенья), – поет Церковь
накануне поста. «Подвиг добродетелей открылся, желающие пострадать –
войдите».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев