Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. Позади - трудный подвиг молитвы и покаяния, еще немного и впереди - Страстная седмица, когда душа каждого православного, отрешившись от всего земного, невзирая на земную суету, будет ходить за Господом - слушать последние Его поучения, ужасаться предательству Иуды, скорбеть в Гефсиманском саду, с трепетом приступив к порогу Сионской горницы и замрет в сострадании и плаче у Креста.
Но до того у нас будут еще два удивительных, лучезарных дня, исполненных радости и торжества. Утром в шестую пятницу Великого Поста на богослужении прозвучит: «Душеполезную совершив Четыредесятницу, святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренне воспевающе: Господи, слава Тебе».
В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазоревой субботой. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».
Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною.
На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (ваии) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью.
И в воскресение торжественно и победно прозвучит под сводами всех православных храмов торжественный гимн в честь Победителя смерти, воскресившего четверодневного Лазаря и грядущего на Крест, чтобы даровать воскресение всем людям: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Шестая седмица – последняя перед Страстной. В эту седмицу мы уже подводим итоги Великого поста – чего мы достигли, на что не хватило пока сил, и готовимся встретить Господа во время входа Его в Иерусалим, а затем день за ...ЕщёЭто странное название шестой Недели происходит от греческого слова «вайи». Так называют разлапистые широкие листья бэ пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Христом за неделю до Его Распятия. Вход Господень в Иерусалим — одновременно и радостный, и печальный праздник. Радостный потому, что в этот день Христос несомненно явил Себя людям как Мессия, Спаситель мира, многие века ожидаемый человечеством. А грустный этот праздник потому, что вход в Иерусалим, по сути, стал началом Крестного пути Христа. Израильский народ не принял своего истинного Царя, и большинство тех, кто восторженно приветствовал Спасителя с вайями в руках, и кричал: «Осанна Сыну Давидову!», уже через несколько дней в остервенении будут вопить: «Распни Его, распни!»
Шестая седмица – последняя перед Страстной. В эту седмицу мы уже подводим итоги Великого поста – чего мы достигли, на что не хватило пока сил, и готовимся встретить Господа во время входа Его в Иерусалим, а затем день за днем вспоминать страсти Господни, следовать Его путем вместе с Его учениками, читая вновь и вновь страницы Евангелия и размышляя над ними.
Суббота шестой седмицы Великого поста, иначе Лазарева суббота – день, когда уже близки события Страстной седмицы. В этот день Православная Церковь вспоминает воскрешение Лазаря, брата святых Марфы и Марии (Ин. 11; 1–44). Богослужение на утрени – вдохновенно и трогательно, поются праздничные воскресные тропари: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо Трисвятого звучит «Елицы во Христа Креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуия», строки из послания святого апостола Павла к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3; 27).
И вот шестая неделя Великого поста. В последнее воскресенье, которое отделяет время Великого поста от радостного дня Светлого Христова Воскресения, мы празднуем большой двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Этот день также называют Неделей ваий, Цветоносной, а у нас, в России – Вербным воскресеньем.
После чтений Евангелия на всенощной в храмах поют не «Воскресение Христово…», а читают 50-й псалом «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей…», и тогда же совершается освящение ваий – распустившихся к тому времени веточек вербы. В России, где климат совсем другой, они стали заменой пальмовым ветвям, которыми встречали Господа жители Иерусалима, крича Ему: «Осанна!», когда Он въезжал в город (Мф. 21; 1–11; Мк. 11; 1–11; Лк. 19; 29–44, Ин. 12; 12–19). Почему вербы? Это тоже символично: верба – первое дерево, которое чувствует приближение весны, пробуждение к жизни, воскрешение всего живого от долгого зимнего сна. Это воскрешение символически созвучно и воскрешению Господом Лазаря, чуда, сотворенного Христом накануне, и всё вместе пока издалека, символически предрекает нам приход Великой Пасхи.
И вот, в праздник Входа Господня в Иерусалим, после освящения вербы прихожане стоят в храме, держа вместе с веточками ваий зажженные свечи как символ победы смерти над жизнью, как символ грядущей...ЕщёСобытие Воскрешения Лазаря, когда уже слишком многие, видя это дивное чудо, уверовали в Сына Божия и в исполнение пророчеств, стало тогда последним аргументом для фарисеев, которые окончательно укрепились в решении убить Его, видимо, не совсем понимая, что они тем самым способствуют всему, что говорили о приходе Мессии ветхозаветные пророки. Увидев, как народ встречает Господа, они «говорили меж собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» (Ин. 12; 19). Эти евангельские слова из уст тех, кто решил погубить Спасителя, полагая, что тем добьются каких-то своих земных, прагматических и политических целей, звучат сегодня тоже, как ни странно, пророчески – через Его крестную смерть и последующее победное Воскресение весь мир пошел за Ним и следует до сих пор, и будет так вовеки…
И вот, в праздник Входа Господня в Иерусалим, после освящения вербы прихожане стоят в храме, держа вместе с веточками ваий зажженные свечи как символ победы смерти над жизнью, как символ грядущей радости, которую нам предстоит встретить.
С вечерни в Неделю ваий поется отпуст Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш…»
А это – тропари, кондак и величание на праздник Входа Господня в Иерусалим: тропарь, глас 1-й: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
Тропарь, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне».
Кондак, глас 6-й: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
И величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне».
Поскольку Лазарева суббота – это день, когда мы поминаем очень важное библейское событие, и Вход Господень в Иерусалим установлен как великий праздник, то на трапезе, даже при самом строгом посте, разрешается в субботу – рыбная икра, а в воскресенье – рыба.
А в понедельник следующей недели мы вступаем в очередную строгую по трапезе и усердную в молитвах седмицу – Страстную. Это скорбные шесть дней, но где-то в глубине души каждого верующего уже живет ожидание того момента, когда Святой огонь сойдет на иерусалимские свечи, и мы воскликнем: «Христос воскресе – воистину воскресе».
Поэтому соберемся вместе духом, знакомые и незнакомые друг другу и православные верные, в единстве составляющие Христову Церковь, и проследуем крестным путем за Сыном Божиим, Сыном человеческим малым своим подвигом, своей посильной жертвой Ему и за Него, такой невеликой по сравнению с той, которую Он принес за нас.