исповедь твоя была без ложного стыда и отговорок. Без стыда. Я знаю, в
этом мире мы все живем с фарисейским лицемерием. Мы на деле одно, а
хотим казаться другими. Вот отсюда-то и происходит ложный стыд, который
овладевает нами при исповеди, - именно когда мы стыдимся явиться
грешными и хотим в глазах мира казаться святыми. Без
отговорок. Я знаю, даже объявив на исповеди свои грехи, мы тотчас
стараемся представить их в измененном виде. Мы исповедуем, что
провинились, но тотчас подыскиваем оправдания, и, вместо того чтобы
обвинять себя, мы обвиняем других. Но ведь это же и есть прародительский
грех.
Согрешили прародители - Адам и Ева, преступили Божественную
заповедь и вкусили от древа познания. Чтобы они дали отчет в своих
поступках, Бог призывал их: Адаме, где еси? (Быт. 3, 9) Ева, что сие
сотворила ecu? (Быт. 3, 13). О, если бы они дерзновенно исповедали свой
грех! О, если бы Адам сказал: я согрешил, Боже мой! Если бы Ева сказала:
я согрешила, Творец мой! Но они не сказали так, ибо им препятствовали
стыд и отговорки, они устыдились и скрылись — и скрыстася Адам же и жена
его от лица Господа Бога (Быт. 3,8). Они стали подыскивать предлоги,
слагая вину один на другого. Не я, оправдывался Адам, был причиной, а
жена, которую Ты мне дал, — жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от
древа, и ядох (Быт. 3, 12). Я, отвечала, с другой стороны, Ева, не
виновата, меня обманул змий — змий прельсти мя, и ядох (Быт. 3, 13). И
Адам и Ева были изгнаны (увы!) из рая, получив Божественное проклятие.
Идут к исповеди какой-либо христианин или христианка. Их испытывает
духовник: Адам, где ты? Ева, что ты сделала? Они стыдятся, укрываются:
одно сообщают вкратце, иное совсем обходят. Но Святой Дух устами
Соломона говорит: Покрываяй нечестие свое не успеет во благая (Притч.
28, 13). По словам Василия Великого, грех есть как бы рана, которая если
не обнаружится в глазах врача, загнивает в конце концов и делается
неисцелимой. «Неисповеданное зло есть для души гнойная болезнь». Адам,
где ты? Ева, что ты наделала? Они подыскивают отговорки в грехе.
Соблазнительно и стыдно сказать, что мы слышим в это время на исповеди,
особенно от женщин. Одна обвиняет своего мужа, другая - свекровь, та -
сноху, эта - сына, служанку. Змий прельсти мя. Как велико должно быть
терпение у духовника, когда он слушает суесловие исповедующейся женщины,
которая говорит обо всем, только не о своем грехе. Но если ты, Ева или
всякая другая женщина, обвиняешь других, а не себя, - это уже не
исповедь, а осуждение. Таким образом, ты идешь к духовнику с одним
грехом, а возвращаешься с двумя. Идешь грешная, а уходишь еще грешнее.
Из поучительных слов Святителя Илии Минятия


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев