(Лк.15:11–32)
Протоиерей Павел Великанов
Притча о блудном сыне – как и многие другие притчи Христа Спасителя – удивительно многогранна. Её можно прочитать как вполне реальную историю – когда нагулявшийся сын возвращается в родной дом, где его уже и не чаяли увидеть. Эту притчу можно увидеть как образ различных отношений между человеком и Богом Отцом. А можно сфокусироваться на деталях и именно в них увидеть, как при помощи художественных образов Спаситель стремится донести до Своих слушателей те главные мысли, которые, как правило, «в лоб» рассказать невозможно – их можно уловить только боковым зрением.
Этой притчей Церковь продолжает подготавливать нас к периоду Великого Поста – периоду покаяния, плавного разворота корабля нашей жизни к самому оптимальному маршруту. Неудивительно, что притча о блудном сыне – прекрасный пример Божественного милосердия, которое не мелочится, не считает каждую копейку совершенных грехов – а обрушивается целиком на человека, лишь только он на самом деле начинает хотеть примирения с Богом. Эта притча учит нас не отчаиваться, в какой бы греховной яме мы ни оказались: там, дома, нас всегда ждёт любящий Отец – любовь Которого к нам – безусловна, даже когда мы – предатели и отступники.
Но в притче есть ещё одна глубина, которая не столь очевидна. Это – противоречивая фигура другого сына, верного, который никуда отца не бросал, служил верой и правдой, не требовал своей части имения. Однако – почему-то вместо всеобщей радости, его охватили гнев и негодование, когда он узнал о возвращении своего единственного родного брата. И, очевидно, дело вовсе не в том, что отец никогда не разрешал ему веселиться с друзьями – это всего лишь отговорки, камуфляж, которым сын пытается скрыть истинные причины своего крайнего недовольства.
Чтобы понять, в чем же дело, давайте всего лишь представим, что изменяется в жизни старшего брата – когда его разгульный брат снова оказался в семье. Поначалу может показаться, что ничего не меняется. Как ежедневно, с утра до вечера, трудился старший брат – так он и дальше будет работать. Практической выгоды от младшего ждать едва ли придётся – пока он придёт в себя, отдохнёт, отоспится, отъестся – сколько еще времени потребуется, чтобы ему восстановится! Но дело в другом: покаяние младшего сына существенно меняет общий фон, на котором старший сын выглядел просто ангелом! И теперь перед ним – страшная, неосознаваемая до конца проблема: на фоне кого теперь я буду хорошим? Ведь просто быть хорошим – без контражура – для него уже совсем непривычно?
Вот о чем нам, дорогие братья и сестры, надо сегодня задуматься. Мы нередко думаем о своей «хорошести» исключительно на фоне чей-то «худости», порочности, греховности. Когда вокруг тебя все матерятся – а ты такой безукоризненно-правильный – ну как себе не порадоваться! Достоин бо! А окажись в критической ситуации – кто знает, ты ли первым рванешь спасать другого – или этот развязанный мужик с банкой пива, всё так же ругаясь, не побоится рискнуть собственной жизнью ради другого – сам даже не понимая, почему?
Не сравнивать себя ни с кем – ни с худшими нас, ни с лучшими – но стремиться только к одному: быть до конца верными тому пути, который Сам Бог прокладывает перед нами – вот чему следует нам научиться из сегодняшней притчи!
***
Cвященник Дмитрий Барицкий
Притча о блудном сыне – пожалуй, одна из самых известных историй рассказанных Христом. Сколько одних произведений искусства было создано по ее мотивам: живопись, музыка, литература, кинематограф, что ни возьми, везде мы найдем следы этого замечательного евангельского сюжета. Это не случайно. Ведь она открывает нам универсальные и глубокие истины о Боге и Его взаимоотношениях с человеком. Что же именно мы можем почерпнуть из этой притчи?
Люди идут к Богу разными путями. Образ младшего сына – это один из них. Пожалуй, самый распространенный. Увы, но в нашей жизни бывает так, чтобы понять, где твой дом, где тебя по-настоящему любят, нам приходится поесть рожки из одного грязного корыта со свиньями. Это печальный опыт. Но иногда необходимый.
Видимо, Сам Господь попускает это, даже несмотря на то, что своим уходом мы доставляем Ему скорбь. И образ Отца – яркое тому свидетельство. Сын страшно его оскорбил. Он пренебрег святой обязанностью, которая возлагалась именно на младшего ребенка, – заботится о пожилых родителях; но самое главное – потребовал свою часть наследства до смерти родителя. По сути, он так говорит отцу: «Я устал ждать, пока ты умрешь, давай мне то, что я и так получу после твоей смерти по праву». Однако Отец не ропщет, не возмущается. Он дает ему полную свободу действий. И это не равнодушие, не слабохарактерность. Он понимает, что слова, запреты, проклятия здесь не помогут. А потому и выбирает лучший вариант: дает возможность сыну на собственном опыте почувствовать, что такое жизнь вне отчего дома. Один проповедник хорошо сказал по этому поводу: наши страсти, которые крутят и верят нас по жизни, бросают во все тяжкие – всего лишь инфекция. Иногда ими просто необходимо переболеть. Переболеть для того, чтобы выработать иммунитет. Ведь на том месте, где была язва, а теперь образовался рубец, шрам, гнойника больше не будет.
Есть еще одна важная черта в образе блудного сына. Да, он согрешил. Степень его падения передает образ свиней. Согласно закону, еврею запрещалось их пасти. Молодой человек не только работает пастухом, он еще и ест с нечистыми животными из одного корыта – высшая степень унижения и деградации. Однако он находит в себе силы увидеть и признать то безобразие, до которого дошел. Более того. Он встает и идет обратно к Отцу. Идет со смирением, без претензий на что-то. Надеется, что Отец возьмет его домой, хотя бы в качестве наемного рабочего, то есть человека, который не имеет в семье абсолютно никаких прав.
И оказывается Богу только этого и нужно. Обратите внимание, как он принимает сына. Он не выговаривает ему за такое страшное предательство. Он бежит к нему, обнимает и целует. Если мы вспомним, какие длинные одежды носили мужчины в Палестине, то поймем: для того, чтобы бежать и не путаться в подоле платья, нужно было его подобрать. Это значило оголить ноги – поступок в высшей степени недостойный уважаемого и порядочного человека. Однако отец так искренне рад видеть сына, что совершенно не обращает внимания на то, что скажут окружающие. Более того, словно ничего не произошло, он возвращает ему утерянное достоинство. Одевает на него одежду – символ почета, перстень – символ власти, обувь – символ сыновства, ведь рабы на востоке обуви не носили.
Есть и другой путь к Богу. Кто-то в силу обстоятельств, темперамента, особого промысла Божия не уходил в страну далече. Не предавал отца, не совершал тяжких грехов. Его не мучили страсти, а жизнь не ввергала в пучину беззакония. А может просто он уже давно вернулся домой, и забыл, как сам странствовал. Такого человека также подстерегает опасность. Как у старшего сына у него есть все основания считать себя единственным законным наследником. Есть опасность, так же как и он, всеми клеточками своей души однажды ощутить свою исключительность и праведность. Смотреть с недоверием и подозрительностью на каждого, кто приходит к Отцу и на что-то претендует. Именно поэтому старший сын не может даже оказать брату любовь, как это сделал его родитель. Порадоваться за него. Он даже не называет его «мой брат». Он говорит отцу: «твой сын». Внешне он в высшей степени благочестив, однако это не мешает ему сосать кровь у всех окружающих.
Почему же так происходит? В притче есть на это намек. Возмущаясь, старший сын обвиняет младшего брата в том, что тот расточил имение с блудницами. Однако в притче об этом не сказано. Скорее всего, это домыслы самого старшего брата. Его собственное скрытое желание. Так часто бывает. Порой мы обвиняем ближнего в том, что мучает нас самих. Это свидетельство того, что при внешней праведности у него внутри нет подлинной духовной жизни, нет работы над собой. Нет того покаяния и сердечного сокрушения, которое соединило с Отцом блудного сына. А потому он, вроде бы находясь в доме своего родителя, не может разделить радость общения с семьей. И оскорбляет отца не меньше чем некогда его непутевый брат.
Будем помнить о тех опасностях, которые подстерегают нас на пути к нашему Отцу. Пусть те, кто еще скитается в далекой стране, не впадают в уныние, пусть однажды найдут в себе силы вернуться домой. А те, кто живет дома – силы вести внимательную духовную жизнь. Чтобы, когда наш брат вернется, встретить Его с любовью и с радостью разделить с ним трапезу. Ведь всех нас, и блудных и старших сыновей Отец ждет с нетерпением и готов заключить в Свои любящий объятья.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев