Суббота. (2_Тим., 295 зач., III, 1–9. Лк., 103 зач., XX, 45 – XXI, 4)
📖 Евангельское чтение (Лк., 103 зач., XX, 45 – XXI, 4)
45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: 46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, 47 которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
📖 Апостольское чтение (2_Тим., 295 зач., III, 1–9)
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
📚 Мысли свт. Феофана Затворника (2Тим.3:1–9; Лк.20:45–21:4)
Кто такие «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5)? И кто другие, «всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины»? Первые – те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестная жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно и там стоят охотно. Но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять пред Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что, тогда как по внешнему их положению они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, а силы его нет. Так и о всем другом разумевай.
Вторые – это те, которые, вступив в область веры, только и делают, что вопросы изобретают: что то, что это, почему так, почему этак. Люди, страждущие пустой пытливостью. За истиною не гонятся, а лишь бы пытать и пытать. И решение нашедши вопросам, недолго останавливаются на нем, а скоро чувствуют нужду приискивать другое решение. И так кружатся день и ночь, пытая и пытая, и никогда вполне не удовлетворяясь допытанным. Иной за удовольствиями гоняется, а они – за удовлетворением пытливости своей.
📚 Комментарии к Евангелию. Иеромонах Пимен (Шевченко)
(Лк. 20, 45–47; 21, 1–4)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, евангелист Лука передает нам слова Спасителя, предостерегающие Его учеников от образа жизни книжников и фарисеев, а также приведенный Им пример жертвенности вдовы, которую Христос увидел возле сокровищницы Иерусалимского храма. Но обо всем по порядку.
Вокруг Христа собирается большое множество людей, которые со вниманием и услаждением слушают слова Божественного Учителя. И Господь, найдя подходящее время, опять предает осуждению образ жизни книжников и фарисеев, наставляя людей не подражать в этом элите иудейского общества: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах (Лк. 20, 46).
Священномученик Григорий Шлиссельбургский пишет: «Господь предостерегает от книжников, бывших учителями закона, и изрекает книжникам “тягчайшее осуждение”. За что? За длинные одежды? За первое место в синагогах? За первые места на пиршествах? Конечно, не за это само по себе, а за лицемерие. Их внешность не соответствовала внутреннему, в них все было показным, даже молитва. Значит, длинная одежда, председание в синагогах, предлежание на пиршествах осуждаются как показатели лицемерного тщеславия».
И действительно, многое учители закона делали напоказ, привлекая к себе излишнее внимание. Они любили ходить в длинных одеждах, полы которых волочились по земле: в такой одежде человек не мог ни торопиться, ни работать – в ней ходили люди важные, но праздные.
Книжники любили, чтобы люди приветствовали их всюду, проявляя уважение и почтение. Сам титул «равви» означает «учитель мой» – такое обращение льстило их тщеславию. Книжники также любили сидеть в синагоге впереди всех. На пирах они любили возлежать на самых почетных местах: положения табели о рангах строго соблюдались на пирах в древности. Первое место было по правую руку от хозяина дома, второе – по левую. Далее нумерация шла с левой стороны от хозяина вокруг стола. Важность человека в обществе легко можно было определить по занимаемому месту.
Обличая книжников, Господь говорит о том, что они поедают до́мы вдов (Лк. 20, 47). Историк Иосиф Флавий, сам фарисей по происхождению, рассказывая об эпохе интриг в иудейской истории, говорит, что «фарисеи были высокого мнения о своем отличном знании закона предков и убеждали людей в том, что их (фарисеев) высоко ценит Бог».
Книжники убеждали людей, что не может быть более высокого обязательства и привилегии, чем обеспечить равви комфортабельную жизнь. Таким образом разные религиозные шарлатаны обманывали простых людей и бедных женщин.
И вот одну из таких бедных женщин, вдову, положившую в сокровищницу две лепты, замечает Христос. Лепта, по-гречески «лептон», в буквальном смысле означает «тонкая». Это была самая мелкая монета в 1/124 динария, и все же Господь сказал, что пожертвование вдовы было больше всех прочих, потому что другие опустили то, что им было легко отдать, ведь у них еще много оставалось, а вдова опустила в ящик все, что у нее было.
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния».
Слова Спасителя, осуждающие благочестие напоказ и возвышающие пример искренней жертвы бедной женщины, звучат сегодня и для нас с вами, дорогие братья и сестры. Не должно думать, что только те, кто кажутся в наших глазах праведными, действительно имеют святость в глазах Божиих. Не тот свят, кто живет для людей, а тот, кто всего себя посвящает Богу, невзирая ни на кого.
Помогай нам в этом Господь!
📅 В этот день Святая Церковь совершает память:
Прп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100).
Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила (288–300). Мч. Иулиана (312). Мц. Фавсты и мчч. Евиласия и Максима (305–311). Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока.
Сщмч. Димитрия Рождественского пресвитера и мч. Анатолия Рождественского (1921); сщмч. Василия Надеждина пресвитера (1930); сщмч. Александра Телемакова пресвитера (1938).


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев