(Мф.2:1–12)
протоиерей Павел Великанов
Как свидетельствуют не только иудейские, но и римские историки, накануне Рождества Христова в народах, населявших Средиземноморье, витало ощущение приближения какого-то очень важного события. Вергилий пишет Мессианскую эклогу о грядущих золотых днях; императору Августу воздают почести как спасителю мира, Иосиф Флавий пишет о всеобщем убеждении, что «некто станет царём земли». Поэтому нет ничего удивительного в том, когда в Иерусалиме появились волхвы с вопросом – где недавно родившийся Царь Иудейский? – этот вопрос встревожил весь город. Неужели всё-таки дождались? Но совсем иные переживания появились у Ирода Великого – жёсткого администратора, бесконечно подозрительного даже к самым близким людям. Недаром о нём, убившего свою жену Мариамну, её мать, троих собственных сыновей – римский император Август говорил: лучше быть свиньёй Ирода, нежели чем его сыном – просто безопасней. Решив использовать волхвов в качестве бесплатных осведомителей, он отправляет их в Вифлеем – чтобы они нашли Новорожденного Царя и сообщили ему – а он сам придёт и воздаст Ему достойные почести – на самом же деле собираясь устранить потенциального соперника.
Не будем повторять евангельскую историю о том, как волхвы, ведомые звездой, нашли Святое Семейство, как им было открыто не возвращаться в Иерусалим – дабы не оказаться невольными предателями Богомладенца – задумаемся лучше вот о чём. В мир приходит Бог – в человеческом теле, как Царь и Господин. Мир предвкушает это пришествие – он жаждет Мессию. Все устали от неопределённости, нестабильности, бесконечных и безуспешных восстаний против римской власти. Но Богу приходится входить в нашу земную реальность скрытно, непублично: лишь только немногие избранники удостоились стать свидетелями появления на свет Богомладенца. Казалось бы: что мешало Богу обставить рождение Своего Возлюбленного Сына так торжественно и пышно, чтобы все поняли, и даже Ирода бы проняло: с Иисусом действительно Сам Господь Бог, Ему бессмысленно противиться. Но почему-то Бог избирает совершенно иной путь: скромный, малозаметный, в пещере со скотом – а не в царских палатах, вместе с пастухами – а не с царедворцами и придворными. И здесь открывается удивительная черта нашего Бога: Его безграничная скромность. Он не хочет никому Себя навязывать. Вот почему Он и приходит под завесой самой обычной человеческой плоти. Наш Спаситель не выделялся из ряда обычных людей тех мест: в Нем не было ни особо большого роста, ни каких-то исключительных физических способностей, ни чарующей любой взор неописуемой красоты лица. Его трудно было распознать среди толпы простых иудеев – благодаря этому Он неоднократно мог спокойно смешаться с толпой и уйти, когда фарисеи были уже готовы Его просто растерзать за обличительные слова.
Но для того, кто хотел вслушаться в речи Иисуса, кто непредвзято наблюдал за тем, что и как Он делал – становилось очевидно: это – вовсе не обычный человек. У каждого из нас есть опыт, когда человек, ранее нами ничем не выделяемый, вдруг открывается какой-то особой стороной – и мы словно начинаем заглядывать в неожиданно приоткрывшиеся глубины его души, и понимаем: он – гораздо интереснее и сложнее, нежели чем мы были склонны считать ранее. И чаще всего чем глубже и богаче человек – тем менее он склонен декларировать вовне скрытые внутри его сердца сокровища. Богу, пришедшему во плоти, тем более не надо было завоёвывать чьи-то сердца. Тот, у кого сохранялось хотя бы малое чувство Божественного, легко мог распознать в Иисусе пришедшего спасти мир Мессию. Без всякой рекламы, пиара и продвижения в народные массы. Ненавязчивость – вот какое удивительное свойство Бога открыл родившийся Христос!
Сегодня Бог приходит в мир как немощный, беззащитный Младенец. Скоро Он вырастет в мальчика, потом – юношу, затем, возмужав, отправится на проповедь – которая перебудоражит всю Иудейскую землю, за что в итоге и пригвоздят Его на Крест. Будет и отчаяние учеников, и бездонная скорбь Его Матери – будет и Славное Тридневное Воскресение. Но обо всём этом пока ещё никто не знает: все смотрят умилённо на милого младенца – и даже не предполагают, какая суровая судьба Его ждёт.
Рождество – один из самых радостных праздников в году. Но не будем забывать, дорогие братья и сёстры, какой ценой досталось Богу наше спасение: и в самом радостном состоянии этих дней пусть будет хотя бы немного тихой благодарности нашему Богу за то, что Ему – ничего для нас не жалко!
***
священник Дмитрий Барицкий
Рассказ о Рождестве Христовом евангелиста Матфея вызывает у читателя ряд вопросов. И в первую очередь это вопросы исторического характера. Например, кто такие были эти волхвы, что за явление они видели в небе, какое дело Ироду до Иисуса и ряд других. Давайте постараемся дать на них ответ.
Давным-давно, когда еврейский народ под предводительством Моисея возвращался из египетского плена домой в Палестину, на границе с Землей Обетованной их встретили враги. Это были племена моавитян. Для того, чтобы одержать над евреями победу, моавитский царь призвал из Месопотамии могущественного колдуна по имени Валаам. Тот должен был наложить заклятие на Израиль и таким образом гарантировать его поражение. Однако Господь не дал ему этого сделать. Вместо проклятий, против своей воли, Валаам произнес благословение. Это было не просто благословение. Оно содержало в себе еще и пророчество о том, что однажды появится звезда, которая станет символом победы Израиля над всеми врагами. Издревле иудеи понимали эти слова как пророчество о появлении Мессии, Великом царе, Который вернет их государству былую славу. Существует предание, что волхвы, также как и некогда Валаам, пришли из Месопотамии. На это указывает греческое слово, которым они называются в Евангелии, – маги. Так в то время называли персидских жрецов зороастрийского культа Митры или же вавилонских мудрецов-астрологов. Так что волхвы вполне могли быть преемниками Валаама. Следовательно, они также могли хранить предание о чудесной звезде. Есть и другая версия. Во времена Вавилонского плена, когда все евреи были вынуждены покинуть Палестину и поселиться на территории Междуречья, пророк Даниил за свою мудрость был поставлен начальником вавилонских жрецов. Он и мог поведать своим коллегам об этом удивительном пророчестве.
Как бы то ни было, волхвы пришли в Иерусалим в поисках обещанного царя. Почему же Ирод так всполошился? Ирод был не еврей, а идумей. А потому престол Иерусалима он занимал незаконно. Это стало возможно благодаря его хитрости и военной поддержке Рима. Сам Ирод прекрасно осознавал, что если появится более-менее законный, то есть чистокровный представитель еврейской царской династии, его присутствие на престоле окажется под вопросом. А если это еще и обещанный Мессия, то, скорее всего, он с престолом потеряет и саму жизнь.
Это объясняет, почему вместе с Иродом встревожился и весь Иерусалим. Когда новость разнеслась по городу, каждому стало очевидно, что вот-вот начнется волна новых репрессий. Ведь Ирод постоянно видел вокруг себя заговоры, и искал изменников. Теперь он будет делать это с удвоенным энтузиазмом. Ведь речь идет о сторонниках Мессии, которых среди народа было огромное количество. А потому каждый рисковал попасть под горячую руку. Но вместе с тем это было и волнение радости. Каждый, услышав новость об исполнении пророчества, надеялся, что наступают времена избавления и процветания.
Что же за звезда привела волхвов к Богомладенцу? Ответ на этот вопрос пытаются дать ученые. Так, по расчетам некоторых астрономов, примерно в то самое время имел место, т.н. парад планет. Это явление, когда планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию. Простой человек этого не заметит, но маги-астрологи вполне могли об этом знать. Кто-то говорит, что это была комета. Однако христианские богословы утверждают: поскольку эта звезда останавливалась, а потом опять начинала свое движение, скорее всего это было явление не физического порядка, оно было сверхъестественное. Возможно, как говорит свт. Иоанн Златоуст, это было явление ангела.
Глубоко символичны и те дары, которые волхвы подарили младенцу Христу. Золото, ладан и смирну. Золото – как царю, который является владыкой Израиля и всего мира. Ладан – как первосвященнику, который однажды совершит великую жертву. Смирну, благовонный бальзам, предназначенный для умащивания тела покойника, – как человеку, которому предстоит умереть на кресте за каждого из нас. Совершить, таким образом, то самое великое жертвоприношение и даровать людям Свое царство.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев