Вторник. Седмица 22-я по Пятидесятнице. (Кол., 256 зач., II, 20 – III, 3. Лк., 60 зач., XI, 34–41)
📖 Евангельское чтение (Лк., 60 зач.,XI, 34–41)
34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием.
37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Подавайте лучше милостыню из того, что́ у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.
📖 Апостольское чтение (Кол., 256 зач.,II, 20 – III, 3)
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" 22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
📚 Мысли свт. Феофана Затворника (Лк.11:34–41)
«Светильник тела есть око» (Лк.11:31); а светильник душе ум. Как при неповрежденности ока телесного все вокруг нас во внешнем быту нашем видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравости ума видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам держать самих себя. Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяние лучшего, сравнительно со всем обладаемым нами и ведомым нам.
Когда ум здрав, в душе царствует страх Божий, добросовестность и несвязанность ничем внешним, а когда он нездрав – Бог забыт, совесть хромлет на обе плесне и душа вся погрязает в видимое и обладаемое. В последнем случае у человека темная ночь: понятия спутаны, в делах нестройность, в сердце безотрадная туга. Толкают его соприкосновенные обстоятельства, и он влечется вслед их, как щепка по течению ручья. Не знает он, что доселе сделано, что он теперь и чем кончится путь его. Напротив, у кого ум здрав, тот, боясь Бога, ведет дела свои с осмотрительностью, слушает одного закона совести, дающего однообразный строй всей жизни его, и не погружается в чувственное, воскриляясь чаянием будущего всеблаженства. От этого у него взор на все течение жизни, со всеми ее прикосновенностями, ясен и для него «светло всё так, как бы светильник освещал кого сиянием» (Лк.11:36).
📚 Комментарий к Евангелию. Иеромонах Пимен (Шевченко)
(Лк. 11, 34–41)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, Господь говорит о свете, который дан людям, и о том, что именно замутненность взора грехом и суетой лишает возможности видеть свет и погружает душу во мрак: если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11, 34).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Ибо как глаз простой, то есть здоровый, освещает тело, а если худ, то есть болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы».
Понимая, что фарисеи нуждаются во вразумлении и исправлении, Господь идет обедать с ними. Фарисеи соблюдали множество мелких установлений, а потому, когда Господь не умыл рук перед обедом (Лк. 11, 38), хозяин дома удивился. В глазах иудеев человек, пренебрегающий омовением рук, считался нечистым в глазах Бога. Для омовения рук нужно было использовать столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мыли ладони рук, при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев.
Спаситель, видя удивление фарисея, заметил: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк. 11, 39), – сравнивая внешнюю чистоту сосудов и внутреннюю нечистоту пьющих и вкушающих из них. Этими словами Христос желал сказать, что как нет пользы, когда чаша снаружи чиста, а внутри наполнена всякой грязью, так не будет никакой пользы и в том случае, если при омывании тела душа исполнена всякой нечистоты.
Господь учит тому, что душа должна быть очищена добрыми делами, потому что полоскание водой очищает не душу, а тело. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? (Лк. 11, 40), – говорит Господь фарисеям, показывая, что Бог, определивший законы для внешнего, определил их и ради внутреннего. И потому как Бог сотворил и тело, и душу, то Он и требует, чтобы мы заботились и о том, и о другом.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Бог сотворил и внешние вещи, и внутренний мир человека. Как же поэтому неразумно заботиться о чистоте только внешнего творения Божия, забывая о внутреннем своем мире!»
Господь указывает, к какой чистоте мы должны, прежде всего, устремляться: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Этими словами Спаситель приоткрывает великую тайну внутренней чистоты и нашего приобщения к Богу.
Блаженный Феофилакт замечает: «Господь сделал намек на две господствующие страсти иудеев: словом “хищение” – на любостяжание, словом “лукавство” – на зависть и следствия зависти. Смотри, пожалуй, как Он, указав на милостыню, врачует обе страсти их, разумею зависть и хищения. Ибо кто истинно милостив, тот не будет ни похищать у того, кому он творит милостыню, ни завидовать ему. Итак, поскольку Он порицал в них две страсти, то изгоняет их одним лекарством, именно милостыней, которая есть первая дверь боготворящей любви».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что в обязанности христианина входит не только исполнение внешних установлений и предписаний, но, что важнее, внутреннее совершенствование в исполнении заповедей Божиих. Господь научает творить милостыню, что порождает надежду и радость, приближая человеческое сердце к Богу. Когда человек совершает дела милосердия и творит милостыню, умом своим он вступает в общение с Богом через уподобление Ему, а в человеческом сердце всегда рождается надежда о помиловании души Спасителем.
Помогай нам в этом Господь!
📅 В этот день Святая Церковь совершает память:
Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).
Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).
Сщмч. Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев