(Лк.11:29–33)
Протоиерей Александр Шаргунов
Когда народ сходится во множестве, Господь дает ответ тем, кто требует от Него знамения, удостоверяющего Его небесное посланничество. Как часто в Священном Писании в устах Господа слова «род сей» — суровое обличение неверия. Бог отказывается дать знамение этому роду лукавому, кроме знамения Ионы пророка.
В отличие от Евангелия от Матфея знамение Ионы здесь не связано с его пребыванием во чреве морского чудовища, и потому — с Воскресением Сына Божия в утро Пасхи. Это знамение — призыв к покаянию, обращенный Ионой к ниневитянам — одному из самых жестоких языческих народов древности. Проповедь Ионы была услышана: царь и народ, сидя во вретище и пепле, отозвались на нее покаянным постом, в котором приняли участие даже животные. Подобным образом роду сему не будет дано иного знамения, кроме Сына Человеческого и Его проповеди. Есть одно только знамение — призыв к покаянию. Но не будем торопиться с выводами, будто Бог скуп на знамения. Притча о богаче и Лазаре ясно показывает, что кто не кается, слушая слово Божие, тот не покается, когда кто из мертвых воскреснет.
Господь знает, что Его проповедь среди иудеев не будет столь же действенной, как проповедь Ионы среди ниневитян. «Покайтесь — говорит Христос, — ибо приблизилось Царство Небесное». Его призыв к покаянию и чудо Крестной смерти и Воскресения — одно и то же знамение, прообразуемое Ионой пророком. И те, кто отвергает это знамение, пусть не ищет больше ничего, кроме собственной погибели. Ибо «Сын Человеческий и есть знамение для рода сего».
Мы слышим грозное предупреждение пренебрегающим этим знамением. «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». Ей было неведомо духовное богатство Израиля, но она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломона, потому что душа ее алкала истины. И вот, здесь больше Соломона. Однако эти жестоковыйные иудеи не обращают ни малейшего внимания на то, что Христос говорит им. Хотя Он стоит посреди их. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». Они покаялись от проповеди Ионы. А здесь звучит слово Самого Господа, несравненно превосходящее всякое иное слово, и никто из них не содрогнется, не покается, не обратится от злых путей своих.
Дар Божий и ответственность за него неотделимы друг от друга. Некоторые из нас помнят, наверное, как трудно у нас было для верующих достать Священное Писание в 60—70-е годы прошлого века. А еще раньше — в 20 — 30-е годы можно было поплатиться свободой и даже жизнью за распространение слова Божия. А теперь — пожалуйста, читай сколько хочешь — никого это не интересует. Нет на свете книги дороже Святой Библии. Но сегодня все чаще о ней могут цинично говорить как о классике — то есть как о книге, о которой всякий слышал и которую мало кому интересно читать.
Нам дан дар слышать слово Божие, и за этот дар мы ответим перед Богом. Мы свободны ходить в храм Божий и молиться там сколько угодно. И это — тоже дар, который стоил кому-то жизни. Беда в том, что многие пользуются нынешней свободой, чтобы не молиться вообще. И за этот дар мы тоже ответим перед Богом. Если нам дан Христос и Христово Евангелие, и Христова Церковь, если мы наследники даров Божиих, но ни во что не ставим их или отвергаем их, мы уподобляемся иудеям во времена земной жизни Спасителя, и мы подвергнемся такому же, как они, и горшему осуждению.
Не может быть большего знамения от Бога, чем Сам Бог, пришедший в мир на спасение всех. Какого же знамения, свидетельствующего о нашей вере, Бог ожидает от нас? Знамения жизни по вере, которую мы исповедуем. Богоизбранному народу был дан свет, и нам дается свет. Ибо Бог, зажегши свечу Евангелия, не поставил ее в сокрытом месте, под сосудом. Христос не проповедовал где-то в углу. Великая милость Божия — в том, что свет Евангелия поставлен на подсвечнике, чтобы все входящие в жизнь могли видеть его и могли видеть им.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
В Евангелии есть такие слова Христа, которые способны вызвать в душе гордость и ликование о себе самих. Нынешний евангельский отрывок можно отнести именно к таким. Он радует. Господь Иисус Христос обращается к своим соплеменникам и современникам со словами обличения. Он говорит, что их ждёт суд, так как они видели Христа и не поверили Ему. Мы же не были свидетелями земной жизни Христа, мы не имели счастья увидеть Его своими глазами и поговорить так, как говорит человек с человеком. Мы не были очевидцами описанных в Евангелии чудес. Но несмотря на все это мы так или иначе, каждый в свою меру, верим во Христа или же хотим в Него уверовать. В этом наше отличие от тех христовых современников, которые требовали для себя особого знамения. Христос отказывается дать какое-либо знамение и говорит, что Он Сам — знамение, и что никакого другого знамения не будет. Казалось бы, мы молодцы, а Его непосредственные слушатели и современники — грубые, невнимательные, чёрствые и слепые люди.
Но, конечно же, Церковь не для горделивого внутреннего эффекта предложила нашему вниманию эти слова Христа. У нас тоже есть то, что мы не ценим и чего не имеют очень многие люди. Или же не имели ещё совсем недавно. Это, во-первых, возможность участвовать в богослужении и во-вторых, сам текст Священного Писания, который стоит на наших книжных полках на самом почётном месте, но читается, увы, крайне редко. Ещё реже он завладевает нашим вниманием целиком, он почти никогда не становится для нас главной Книгой, Книгой книг, не становится камертоном нашей повседневности. Мы часто задаём Богу вопрос: вот, я хорошо себя веду, я стараюсь воздерживаться от грехов, у меня это даже более менее получается, я соблюдаю посты, я слушаю правильное радио и смотрю правильные телеканалы, но где же моя награда? Где и в чем Твоё, Господи, благословение и благоволение ко мне? В чем проявляется результат моих трудов? Ответ на эти вопросы банален: награда, благословение и результат — это сама возможность быть, как принято сегодня говорить, практикующим христианином. Благословение — в возможности слышать и читать слово Божие, принимать участие в соборной молитве. Награда — в воздержании от оскорбляющего Бога и человека греха. То есть все заключено в самом факте жизни в Церкви, в возможности деятельного богообщения. Если же мы не ощущаем этого, не осознаем, не видим, то нас ни что не отличает от тех людей, с которыми будет судиться эфиопская царица, та самая, о которой повествует Третья книга Царств и о которой мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Она услышала о мудрости Соломона и совершила весьма непростое путешествия для того, чтобы послушать его. Она искала мудрость и не боялась риска. Но мудрость Соломона невозможно сравнить с мудростью Христа, мудрость Соломона не может привести к бессмертию, а Христос и может, и приводит всякого, кто верит Его словам и исполняет их.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Кто такой Иона? Это был древнееврейский пророк. Несмотря на высокое призвание, он резко выделяется из той череды служителей Бога, о которых мы читаем на страницах Священного Писания. Его пророческое служение наполнено странными поступками, которые мало вяжутся в нашем сознании с образом святого человека. Давайте вспомним его историю. Некогда столицей огромной Ассирийской империи был город Ниневия. Жители его были язычниками и проводили жизнь в грехе и разврате. И вот, Господь, посылает к ним Иону, еврейского пророка, чтобы он своей проповедью предупредил их: если не изменят образ своей жизни – весь город погибнет. Вместо того, чтобы исполнить поручение, Иона начинает роптать: «они, дескать, язычники, какое им спасение? Какая им проповедь? Обойдутся. Сами обрекли себя на гибель». Оканчивается все тем, что он пытается бежать от своей миссии на корабле в другую сторону лишь бы не исполнять порученное ему задание. Но от Бога не уйдешь. Корабль попадает в шторм. Моряки выясняют причину бури и бросают Иону за борт, где его проглатывает огромная рыба. Писание говорит, что три дня Иона провел в животе морского чудища, которое доставило его прямехонько к Ниневии. Иона вынужден проповедовать язычникам против своей воли. Удивительно, но его слова имеют поразительный успех. Горожане вместе с царем накладывают на себя пост и обращаются к Богу с молитвой, а в результате получают прощение. Однако еще более удивительна реакция Ионы. Окончив свою проповедь, он садится перед воротами Ниневии, чтобы наблюдать конец. Он уверен, что помилования не будет. А потому, когда Иона узнает, что Бог изменил Свои планы, он страшно разочарован и начинает роптать и недовольствовать, причем до такой степени, что Господу приходиться его в очередной раз вразумить. Вот о каком пророке говорит Христос.
Какой резкий контраст получается! С одной стороны своенравный Иона, который бежит от своей миссии, ропщет и недовольствует на Бога, Иона, которого буквально силой заставляют проповедовать язычникам, погрязшим во грехе, и те, несмотря на это, прислушиваются к его словам, меняют свою жизнь. С другой стороны – Спаситель, долгожданный Мессия, Сын Божий во всем покорный воле Отца, который проповедует отнюдь не язычникам, а благочестивым, верующим иудеям. И они Его не принимают.
В чем же причина их неверия? В отличие от жителей столицы Ассирии, которым хватило всего лишь слов нерадивого пророка, даровавших им спасение и жизнь, иудеи требуют дополнительных сверхъестественных свидетельств, знамений. В отличие от ниневитян они не могут рассмотреть самое главное чудо в Самом присутствии Спасителя среди них, в том, что Он обращается к ним со словами проповеди. Они не верят самому главному чуду – Его воскресению. Именно его Спаситель и называет знамением Ионы пророка.
Это важный урок для каждого, кто считает себя Христовым. Церковь, которую основал Спаситель, это не волшебный чемоданчик, набитый фокусниками, а также чудесными предметами и артефактами, которые в мгновение ока способны решить все проблемы на свете. Ее главное чудо и знамение – Сам Христос, который, словно Иона пророк во чреве кита, пробыл три дня в могиле и воскрес. С Которым мы реально, физически и духовно соединяемся в таинстве Причастия. Да, это чудо не поражает воображение. Как и все главное и важное в жизни оно обыденно и незаметно. Оно не щикотит нервы. Не доставляет ощутимого удовольствия. Оно ничего не меняет радикально. Ведь зачастую оно работает намного глубже наших чувств и мыслей. Однако лишь оно одно способно незаметно сгладить те острые углы, которыми так наполнены наши отношения с близкими. Лишь оно способно постепенно наполнить нашу жизнь едва ощутимым благоуханием и в итоге даровать нам спасение.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев