(Быт. 7:6-9)
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей о Великом потопе. В ней содержится немало моментов, которые вызывают у читателя удивление. Вот и сегодня мы услышали, по крайней мере, о двух таких деталях. Давайте рассмотрим их пристальнее.
Отрывок начинается с упоминания о возрасте Ноя, когда на земле произошла катастрофа. Ему было шестьсот лет. Поразительная цифра! Если мы прочитаем ближайшие главы книги Бытия, где упоминается о первых людях, то увидим, что, согласно Библии, все они жили очень продолжительное время. Средний возраст жизни колеблется от 900 до 1000 лет. Как это понимать? Толкователи предлагают различные версии на этот счет. Кто-то говорит, что здесь мы имеем дело с метафорой. Возраст — всегда уважение. Чем больше Писание приписывает человеку, тем большим авторитетом оно наделяет его в глазах читателей. Кто-то говорил, что речь идет не о времени жизни конкретных людей, но о целых династиях. Личные имена, Адама, Сиф, Енох, Ной — всего лишь патронимы, имена основателей рода. Кто-то утверждал, что число лет жизни древних патриархов — символы. Каждое таит какое-то значение, которое было очевидно для представителей древневосточной культуры, в рамках которой была написана Библия, но утратило значение для нас, а потому для нас теперь это только цифры. Христианская святоотеческая традиция толкования Писания понимает эту продолжительность буквально. После грехопадения смерть не сразу вступила в свои права. И в душе, и в теле человека все еще действовала благодать рая. Именно она хранила первых людей от быстрой смерти. Не случайно после потопа, когда земля стала совсем иной, когда печать Эдема была окончательно стерта с лица земли водами потопа, померкла, жизнь человека резко сократилась до 120 лет. Подтверждение этому мы видим и сейчас. Даже после смерти тела святых не подвергаются тлению, то есть гниению и разложению. Благодать Божия так обильно жила в их телах, что продолжает хранить их и после того, как душа их покинула.
И еще один момент обращает на себя внимание. Ковчег построен. Его наполняют животные и птицы. Они пришли сюда по внушению Божию. Как, спросим мы, вся живность уместилась в одном корабле? Здесь на помощь приходит уже простой расчет. Ковчег был гигантских размеров. Вспомним, что говорит о нем Библия: «длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей». Если учитывать, что длинна локтя чуть более сорока пяти сантиметров, то размеры ковчега могли быть следующие: около 140 метров в длину, 23 в ширину и 14 в высоту. Корабль такого размера мог вместить около 600 товарных вагонов. Если учитывать современные нормы перевозки скота, Ной в ковчег могли бы расположиться около 66000 пар овец. Кроме того, вспомним, что не все виды живых организмов нуждались в спасении от воды. Большая часть живых организмов вполне комфортно чувствует себя именно в воде. После того, как животные устроились в ковчеге, в корабль входит сам Ной и его семья. Наступают последние мгновения покоя. Весь мир замер в ожидании бури.
Писание хранит в себе много тайн. С одной стороны, понять их можно тщательно исследуя текст Библии, ее исторический контекст, привлекая данные современных наук и человеческой логики. Но это еще далеко не все. В первую очередь человек должен жить молитвой и иметь опыт причастия божественной благодати. Только так он сможет понять, что все те чудеса, которые описывает священный текст, не такие уж и чудесные. Все они естественное и закономерное следствие действия Бога и Его сил в этом мире. И если мы каждый день будем переживать, как он действует в нас, то и библейские описания того, как Он действовал в судьбах других людей станут для нас вполне логичными, правдоподобным, соответствующими нашему личному духовному опыту.
***
Протоиерей Павел Великанов
Когда ребенок слышит увлекательный рассказ о всемирном потопе и спасительном ковчеге с разными животными и птицами — у него неизбежно возникает вопрос: а как же они друг друга там не съели? Львы — лисиц, лисы — мышей, мыши — мелких пресмыкающихся? Красивый поэтический ответ даёт в своей поэме «Ной, или гибель первого мира» Йост Ван ден Вондел, великий драматург «золотого века» нидерландской литературы:
Всевышний столь могуч, что не позволит смерти
Сгубить земную жизнь в пучинах водоверти.
Он нас убережет, плывущих без руля,
Он хищников смирит в утробе корабля:
Глад волка не томит, замолкли львины рыки,
И грозный тигр молчит, и прочи твари дики.
Это может показаться поэтической фантазией, но когда слышишь реальные истории про то, на какие жертвы готовы пойти домашние животные ради любви к своему хозяину, ответ Вондела перестаёт выглядеть плодом воображения. Пес, отказывающийся есть, пока его не отведут на могилу хозяина. Кот, возвращающийся к своему хозяину через тысячи километров. Кошка, неотступная любовь которой к хозяину помогла ему завязать с приёмом наркотиков. Тигр, лев и медведь, живущие неразлучно вместе в некоммерческом центре «Ноев Ковчег» в штате Джорджия. Кот-медбрат Радеменес — который самоотверженно заботится о каждом животном польского приюта-клиники. И множество других подобных историй заставляет задуматься: мы слишком плохо думаем не только о Боге, но и о наших «братьях меньших». По мысли святителя Василия Великого, человек был призван стать для животного мира тем же, чем Бог был для самого человека. И наречение имён в райском саду — лишь самое начало этого долгого пути, быстрый конец которому был положен грехопадением. Но какие-то проблески былой райской власти человека над животным миром всё же сохраняются и по сей день — и поэтому нет ничего невероятного, что в ситуации всемирного потопа Бог снова наделил Ноя особой властью над животными, чтобы они смогли мирно и без жертв дождаться окончания разбушевавшейся стихии. Наблюдая за тем, как мой кот терпеливо ждёт, пока беременная кошка не утолит свой голод, я невольно проникаюсь уважением: даже обычные домашние животные куда глубже и интереснее, чем может показаться — если только относиться к ним с лаской, любовью и вниманием!
Так что мы вполне можем допустить, что находившиеся в Ноевом ковчеге животные потому и не перегрызли друг друга, что рядом с ними был настоящий человек — Божий человек — которому они были послушны также, как и он был абсолютно послушен Богу. А ведь настоящее послушание всегда связано с тем или иным ущемлением собственных интересов — что и является своего рода печатью настоящей и бескорыстной любви!
Чем чаще мы будем с большей ответственностью и любовью относиться к любым представителям наших братьев меньших — тем, несомненно, и жизнь вокруг нас будет чище и добрее!
***
(Книга пророка Исаии, Глава 10:12-20)
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Царь Ассирии Сеннахирим известен как человек, который вторгся в Южное царство — Иудею — и захватил более двухсот тысяч пленных, но он не сумел взять Иерусалим. Об этом можно прочитать в библейской Четвертой книге Царств. Сеннахирим осадил Иерусалим, и после этого «Пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19,35). Случилось это после пламенной молитвы царя Езекии. Пророк Исайя был в самом эпицентре всех событий. Именно он был тем, через кого Бог сообщил Езекии о грядущем поражении войска Сеннахирима без всякого сражения. Ученые полагают, что причиной стало массовое отравление ассирийского ополчения. Вся эта история нашла свое отражение и в книге пророка Исайи, в том фрагменте, который мы сегодня услышали. И в книге Царств, и здесь Исайя проводит одну и ту же мысль, которая исходит от Самого Бога: Сеннахирим лишь орудие в руках Божиих. У него была своя миссия, и как только эта миссия была выполнена, Сеннахирим не смог более ничего сделать. Безусловно, могут быть самые разные осмысления событий захвата ассирийцами Иудеи. Священное Писание предлагает нам то осмысление, которое никак не связано с политикой, с миграцией народов, с теорией пассионарности или с какой-либо другой теорией и, как бы мы сказали, объективным видением истории. В Священном Писании мы обнаруживаем самую непосредственную связь между грехом народа Иудеи и наказанием для вразумления, между гордостью Сеннахирима и его поражением. Священное Писание позволяет нам взглянуть на эту войну сверху и помогает сделать самый главный вывод: за всеми событиями мировой истории стоит промысл Божий. Такой взгляд сверху помогает нам увидеть все, и в том числе самих себя, с другой точки зрения. Увидеть все в значительно более широкой временной перспективе, чем наша собственная жизнь. А увидев, сделать определённые, в первую очередь нравственные выводы. Например, те, которые не сделал гордый Сеннахирим, ведь он всерьез полагал, что все завоевания, все его успехи — плод его гения, а не воли Бога.
***
Священник Дмитрий Барицкий
У немецкого философа Артура Шопенгауэра есть идея о том, что в основе всего происходящего в мире лежит воля. «Все что есть — это одна воля, только воля и ничего, кроме воли» — вот главная мысль его философии. Безусловно, в этом есть большая доля истины. Воля — это сила, которая направляет наши мысли, чувства, слова и поступки. Это тот источник энергии, благодаря которому все приходит в движение. Она побуждает нас идти вперед, добиваться своих целей. Однако, на этом пути нас нередко ждет подстерегает неудача. Ведь наше желание всегда входит в столкновение с миллионами других. Мы постоянно натыкаемся на препятствия в виде обстоятельств и тех устремлений, которые принадлежат окружающим нас людям. Мир похож на огромный хор, где каждый стремится исполнить свою партию, зачастую не обращая внимания на рисунок мелодии своих ближних. И здесь нередко побеждает тот, у кого голос сильнее, легкие шире, а слух тоньше. Что же необходимо сделать человеку, который лишен всех этих дарований, чтобы в этой мировой какофонии его голос звучал твердо и убедительно?
Как Священное Писание, так и христианская традиция говорят о том, что лишь в том случае, если наша воля будет совпадать с волей Божией, мы исполним свою мелодию до конца уверенно и последовательно.
Ведь именно волей Бога наш мир пришел от небытия к бытию. Ему известны причины, последствия и цель всего происходящего. Он хранит замысел о каждом человеке. Иными словами, перед Его глазами развернута вся партитура мироздания. Он главный дирижер. А потому лишь Он один может помочь нашему музыкальному инструменту, даже если он весьма незначителен, звучать ярко и сочно.
В противном случае мы обречены на то, чтобы вхолостую расходовать свои силы, полагаясь лишь на случай и удачу, которая улыбается далеко не всем и зависит исключительно от природных дарований. А природа, как известно, благосклонна лишь к единицам.
Так опытный путешественник, если хочет пройти через лабиринт, обязательно озаботится тем, чтобы найти проводника или хотя бы взять с собой карту. Это поможет ему достичь своей цели с наименьшими затруднениями, избежав тех препятствий и ловушек, которые подстерегают его на пути. Маленький ручей вряд ли пробьет себе дорогу в твердой породе или леднике. Для этого ему необходимо влиться в стремительный, бурлящий поток.
Сегодня пророк Исаия показывает, как эта духовная закономерность действует в истории богоизбранного народа. Ассирийская империя была одним из самых могущественных государств, которые когда-либо существовали на территории Древнего Востока. Власть ассирийских владык была так огромна, что, как говорит Исаия, под их гнетом никто не мог «ни пошевелить крылом, ни открыть рта, ни пискнуть». Они повсеместно утверждали свою волю, достигая поставленных целей грубой силой, идя напролом. И вот перед ними, казалось бы, слабый безвольный Израиль. Еврейский народ обескровлен междоусобицами. Бери голыми руками. Это и решил сделать ассирийский царь Сеннахирим. Он осадил Иерусалим. Однако правитель Израиля, Езекия, был человек глубоко верующий и благочестивый. В первую очередь он поспешил заручиться поддержкой Господа — обратился к Нему с горячей молитвой. В ответ на эту молитву произошло чудо. Ангел Господень прошел ночью по стану врага. Те из вражеских солдат, кому посчастливилось проснуться утром, обнаружили, что в их лагере по неизвестным причинам погибло 185 тысяч воинов. Осада была тотчас снята. Сеннахирим и жалкие остатки его войска, были вынуждены с позором вернуться в Ниневию. Его войска, которые были похожи на огромный лес, поредели так, что, как говорит Исаия, их численность мог сосчитать даже ребенок.
Во всем этом для нас скрыт важный урок. Не следует всегда и во всем ломиться к намеченной цели напролом. Ведь можно не заметить, как моя воля вступила в противодействие с желанием Бога. В этом случае крах неизбежен. Участнику хора бессмысленно вступать в конфликт с дирижером, его просто уволят. Поэтому порой лучше поумерить свои амбиции, отступить. Более того, все силы своей души направить на то, чтобы постичь волю Творца и с ней согласовать все свои желания. Синхронизировать с ней свои чувства, мысли, слова и поступки. Лишь в этом случае мы пройдем по этой жизни максимально беспрепятственно и достигнем той главной цели, ради которой Господь и привел нас от небытия к бытию — спасем собственную душу для вечности.
***
(Притчи Соломона, Глава 9:12-18)
Священник Стефан Домусчи
Поэт, когда-то сказавший, что счастье лежит на проторенных дорожках, по-человечески был, очень прав. В большинстве случаев, пути к простому человеческому счастью давно известны. Стоит сказать, не обращая внимание на количество шуток существующих по этому поводу, что одним из таких путей является семейная жизнь, супружество и рождение детей. Но разве можно это земное счастье вообще назвать счастьем? Разве не временно оно? Разве к нему может стремится по-настоящему верующий?
Приходится признать, что это счастье, конечно, и временно, и непостоянно… Ведь столько трагедий связано с отсутствием взаимопонимания между супругами, с взаимоотношениями отцов и детей… И все же, Церковь никогда не выступала против земной радости человека. Более того, она всегда была готова радоваться вместе с ним, при условии, что радость эта не связана с грехом и не превозносится людьми как высшая цель жизни. Например, если мы обратимся к теме семьи и внимательно прочтем молитвы, которые священник читает на венчании, мы услышим, что он молится о их мирной жизни, о долгоденствии, во возрастании в любви, радости, которую доставят им дети… Иными словами, он молится об их семейном благополучии на многие годы.
В то же время, хотя многим это не нравится, Церковь благословляет не любые отношения мужчины и женщины. К сожалению для некоторых, в этой сфере, человеческое «мне так хочется» или «мне так удобнее» Церковью не принимаются. Но не принимаются не потому что, она чего-то не понимает… Не может постичь глубины так называемого «настоящего чувства». Они не принимаются из-за любви к человеку, ведь упорство Церкви в нравственных вопросах — это именно упорство любви. Она знает насколько губительными могут быть чувства, если в основе их ложь и потребительское отношение к другому, измена или насилие.
Кроме того, Она знает, что отношения, построенные на любви предполагаю труд. Нежелающий трудиться гонится за удовольствием, но никогда не может надолго утолить жажду. И хотя ему кажется, что «воды краденные сладки и утаенный хлеб приятен», что измена своему и тайное наслаждение чужим сможет сделать его счастливым, он пожинает лишь бесплодие.
Премудрый Соломон использует очень сильный образ, по всей видимости, перекочевавший даже в народные сказки: блудная женщина, завлекающая в свои сети, приносит лишь смерть. Потому и колодцы обольстительницы полны мертвецами, которые увлекались ее ложью. Но измена никогда не приносит добрых плодов, она способна лишь разрушать, хотя плоды ее на вид прекрасны.
И все же, прекрасный плод должен начинаться с прекрасной завязи, и должен быть прекрасен во всем. Если же сама завязь начинается с надругательства над чем-то уже существующим, она не может дать добрые плоды.
Человек всегда свободен. При всей своей любви Церковь никого не может принудить к проведенной жизни. И все же, она всегда зовёт, потому что знает правду о человеке и его настоящем счастье.
***
Протоиерей Павел Великанов
Как прекрасно живописует автор книги Притчей искушение — которое неизбежно подстерегает всякого человека, ищущего мудрости! И в этом испытании нет ничего странного: ведь только отталкиваясь от чего-то мы можем начинать движение!
Примечательно, как красочно показаны в образе развязанной женщины приходящие к нас соблазны: они шумны, навязчивы, привлекают обещанием удовольствия и сладости. Их задача — зацепить наше внимание и удерживать как можно дольше — чтобы греховная сладость успела просочиться в наше сердце и вот тогда мы уже — в ловушке!
Книга Притчей не только описывает нам, как действует соблазн — но и даёт вполне действенную рекомендацию, что делать в ситуации подступившего искушения. Рецепт прост: встретил соблазн — отскочи немедленно! Здесь нельзя пускаться в размышления, а соблазн ли это — или не вполне соблазн, а насколько у меня много сил, чтобы ему противостоять — потому что как только наше внимание замедлилось на источнике искушения — мы уже оказываемся на скользком льду стремительно уходящей вниз воронки, и сами не заметим, как очутимся на самом дне. Вся духовная борьба происходит прежде всего на уровне помыслов — тех вбросов мыслей, образов или чувств — которые оказавшись в сердце, работают как гранаты: не успел выкинуть обратно — может и в клочья разнести!
Но для того, чтобы быть устойчивыми к соблазнам, абсолютно необходимы две вещи: постоянное внимание к тому, что происходит на сцене нашего сознания — и ясное понимание должного и недолжного. Дух человека — наш «внутренний режиссёр», который когда бодр, весел и трезв — быстро определяет пытающегося взобраться на сцену ума непрошенного гостя и легко его выдворяет прочь. Но когда нашему «режиссёру» самому плохо, он в унынии, или одержим гневом, или пережёвывает обиду — вот тогда он с лёгкостью будет пропускать кого попало — с неминуемыми печальными, а то и трагическими последствиями. Ведь когда в душе — «проходной двор» без хозяина, рано или поздно всё, что было в душе хорошего — оттуда исчезнет.
Значит, наипервейшая задача, которая стоит перед нами — в особенности Великим Постом — развивать навык постоянного «внутрьпребывания» — как об этом говорит святитель Феофан Затворник. Мирный, благостный и добрый дух — вот главная защита нашей души от любых приходящих к нам соблазнов!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев