26 марта. Пятница. Седмица 2-я Великого поста. (На 6-м часе: Ис. VII, 1–14. На веч.: Быт. V, 32 – VI, 8. Притч. VI, 20 – VII, 1)
📖 Книга Исаии (Ис. VII, 1–14)
1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.
2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.
3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, 4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.
5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: 6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.
7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 8 ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9 и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
📖 Книга Бытие (Быт. V, 32 – VI, 8)
32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.
1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].
📖 Притчи Соломоновы (Притч. VI, 20 – VII, 1)
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; 21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: 23 ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, 24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; 26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 34 потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа,- и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]
📚 Мысли свт. Феофана Затворника
«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт.6:3).
В человеке две противоположности, а сознание одно – личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа – будет человек духовен; если она на стороне плоти – будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения.
И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу чрез пост, на сон чрез бдение, на покой чрез непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств чрез уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине.
В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание с свободою станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем.
С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество, и как мало оно помнится, ценится и ищется!
📚 Библейские чтения дня. Комментирует священник Стефан Домусчи
(Притч. VI, 20 – VII, 1)
Одно из самых часто повторяемых слов в книге Притчей Соломоновых — это слово «заповеди». Слово в современном мире не очень популярное, потому что создает впечатление чего-то устаревшего и субъективного. Библейский взгляд на них совершенно иной, потому что они даны Богом, и значит являются основами жизни, такими же прочными, как и физические законы.
Такой взгляд сегодня может показаться странным и узкоконфессиональным... Мало ли кто и как воспринимает заповеди, которые находит в своих священных текстах. Но если мы посмотрим на заповеди Ветхого Завета, и особенно на то, как они изложены в книге Притчей, мы увидим, что все они могут быть сведены к таким нравственным положениям, которые были общими для всех человеческих культур. Кроме, может быть, одного: строго единобожия, что является результатом завета Бога еще с Авраамом.
В сегодняшнем чтении Соломон обращается к своему сыну и призывает его хранить верность своей супруге. Заповедей, посвященных браку, в ветхом завете немало, но те из них, что посвящены верности — одни из самых строгих. Дело в том, что нарушая одни заповеди, человек вредит только себе... Это плохо, но является результатом свободного решения. Это принесет страдание, но только ему... Грехи же связанные с изменой предполагают, что боль причиняется тому, кто предается... Бессильный остановить решение другого, бессильный в любви, бессильный в верности... человек испытывает боль, причиной которой не является. В этом смысле ветхозаветные параллели между изменой Богу и изменой в браке вполне закономерны.
Причем одинаково, что в семье, что в религии — измена начинается с лести и лживого языка... Чужая вера, как чужая жена, обещает быть настоящей, беспроблемной, наконец-то дарящей подлинную любовь... Все это оказывается миражами, в которые охотно верит плененная душа. И все это в результате становится очевидно самому человеку. Человек может сменить жену или веру, но это не поможет сменить своих грехов, не поможет уйти от собственных страстей. Самое же страшное, это непоправимость содеянного. Можно вернуться к Богу, иногда обстоятельства позволяют вернуться к супругу или супруге, но нельзя сделать так, как будто бы этого не было. Как говорит Соломон, «нельзя взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорела одежда», нельзя войти к чужой жене и остаться без вины. Причем не только без вины перед другим, преданным и поруганным человеком, но и без вины перед Богом. Потому что верность — это свойство любящей и жертвенной души, как по отношению к человеку, так и по отношению к Творцу.
📅 В этот день Святая Церковь совершает память:
Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846).
Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра (305–311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Анина пресвитера.
Сщмч. Николая Попова пресвитера (1919); сщмч. Григория Поспелова пресвитера (1921); сщмч. Михаила Околовича пресвитера (1938).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев