Сотрясатель Вселенной: каким был Чингисхан на самом деле ?!!
Велика тяжесть ноши завещания Чингиз - Хана ...
Растила меня Мать, идти по стопам Чингисхана,
Чтоб ночами, на картах битв сражений засыпая,
В страницах своей судьбы, черты Хана замечая,
И Цезаря и Александра, шёл к победе сражаясь ...
Сын - Галсан вырос, в ВСТИ учась, - инженером,
На пенсию - выйдя, стал рифмоплётом - поэтом.
Отныне, слова и слога тасуя, смеюсь над миром,
С саблею, идти на него, боюсь, не стал я воином ...
Прости меня Мама - за роскошь чужих городов,
Назначенных Воителем, дымиться под пожаром.
За слёзы - безутешных, - не ставших ими - вдов;
Мечты наши и грёзы так ранее развеяны ветром ...
Важно, мне стало это, России - треснувший щит,
Открывший двери, всему русскому, и униженью ...
Виной тому, не воинов позор - политика мужчин,
Покинувших, будто дембель армию до сраженья ...
Женщин - наших в демографии, не нужно корить,
Что их родильные лона, рано - иссякли до срока.
К чему, безотчётно и безответственно - плодить,
Рабов и холопов - они же врагам, лишь подмога ...
Но вот, опять же, я чувствую, - вдохновения миг,
Я услышу, пусть, души - тайный - пускай робкий,
Рождения нового, мне же революционного крик,
Это ж белый стих упрямо лезет, вновь из глотки ...
Значит, не умрёт Россия, от позора вперёд идёт,
Что даже, воюет, средь бесчестья войны и мира.
Пусть, хоть в моих словах, но мысль моя дойдёт,
Вместе с мечтою, дойдём - до последнего моря ...
Мы, наследники и потомки Хана, ещё наверстаем !
Ты там наверху - не огорчайся, - это Правда, Мам !!!
Человек, чьё имя полмира произносило шёпотом, не оставил после себя ни одного достоверного портрета.
В этом заключается главный парадокс Чингисхана: сотрясатель вселенной, основатель самой большой континентальной империи в истории, оказался человеком без лица.
Мы знаем о его походах, законах, даже о его любимых соколах, но не знаем самого простого — как он выглядел.
Нет ни одной прижизненной картины, ни одной монеты с его профилем.
Трон, который он завоевал, пуст в визуальном смысле, и эту пустоту вот уже восемь веков пытаются заполнить историки, художники и генетики, собирая образ великого хана буквально по крупицам, по обмолвкам в древних хрониках и по генетическому следу, который он оставил в миллионах своих потомков.
Причина этой анонимности кроется в культуре его народа.
Монголы - кочевники XII – XIII веков не имели традиции портретной живописи.
Человек был ценен своими делами, своим родом, своим местом в степной иерархии, а не уникальными чертами лица.
Более того, изображение правителя, особенно такого сакрального, как великий хан, могло считаться табу.
Его дух, его сила не должны были быть заключены в рамки рисунка или статуи.
Поэтому ни сам Чингисхан, ни его ближайшие сподвижники не озаботились тем, чтобы оставить потомкам его канонический образ.
Всё, что у нас есть, — это словесные портреты, составленные людьми, которые либо никогда его не видели, либо писали о нём спустя десятилетия после его смерти.
Основные источники — это персидский «Сборник летописей» Рашид ад-Дина, китайские хроники вроде «Мэн-да бэй-лу» и, конечно, великий эпос «Сокровенное сказание монголов».
Все они были созданы уже после того, как Тэмуджин стал легендой.
А легенду всегда хочется приукрасить.
Авторы этих трудов, служившие его сыновьям и внукам, неизбежно идеализировали образ основателя династии.
Они описывали не столько реального человека, сколько архетип идеального правителя: мудрого, сильного, величественного.
Каждая черта его гипотетического лица должна была отражать величие его деяний.
Поэтому доверять этим описаниям можно лишь с большой осторожностью, пытаясь отделить факты от комплиментов.
Добавляет таинственности и загадка его могилы.
Место захоронения Чингисхана было скрыто его воинами так надёжно, что его не могут найти до сих пор.
По легенде, провожавшие его в последний путь навсегда унесли тайну с собой, а по самой могиле прогнали тысячный табун лошадей, чтобы сравнять её с землёй.
Где - то в районе священной для монголов горы Бурхан - Халдун покоятся останки человека, которые могли бы дать окончательный ответ на вопрос о его внешности.
Но пока гробница не найдена, нам остаётся лишь вести своего рода историческое расследование, складывая мозаику из противоречивых свидетельств и научных гипотез.
Словесный портрет по памяти ...
Итак, что же говорят очевидцы, а точнее, те, кто записывал рассказы очевидцев ?
Одним из самых авторитетных источников считается труд персидского визиря и историка Рашид ад - Дина, написанный в начале XIV века при дворе потомков Чингисхана в Иране.
Он имел доступ к официальным монгольским архивам и, вероятно, общался с людьми, которые ещё помнили великого завоевателя.
По его словам, Чингисхан был «высокого роста, с крепким телосложением, широкими плечами».
Лицо его было «продолговатым», а главной отличительной чертой, которую отмечает персидский автор, были глаза — «кошачьи».
Этот эпитет породил массу споров.
Одни историки считают, что речь идёт просто о цвете — зелёном или серо - голубом.
Другие — что имеется в виду их форма или пронзительный, огненный взгляд, который внушал трепет и уважение.
Рашид ад - Дин также упоминает, что у Чингисхана были рыжеватые волосы, и что в его роду Борджигин дети часто рождались со светлыми волосами и глазами.
Эта деталь — самая интригующая и спорная во всем его словесном портрете.
Китайские источники рисуют несколько иной образ.
Посол Южной Сун Чжао Хун, посетивший Северный Китай в 1221 году, то есть ещё при жизни Чингисхана, оставил такое описание в своих записках «Мэн -да бэй- лу»:
«Что касается татарского владетеля Тэмоджина, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная».
Здесь нет ни слова о «кошачьих» глазах или рыжих волосах.
Наоборот, акцент делается на росте, величественной осанке и бороде — атрибуте мудрости и власти.
Длинная борода для монгола — деталь нетипичная, так как растительность на лице у них обычно скудная.
Возможно, это тоже дань образу, а возможно, личная особенность Тэмуджина.
Ещё одно любопытное свидетельство, хоть и косвенное, оставил Марко Поло.
Он описывал внешность внука Чингисхана, великого хана Хубилая, при дворе которого жил много лет, и отмечал их фамильное сходство.
А Хубилай, по словам венецианца, был «роста хорошего, не мал и не велик ... толст в меру и сложен хорошо; лицом бел и, как роза, румян; глаза чёрные, славные, и нос хорош, как следует».
«Бел и румян» — это, скорее всего, не описание расы, а признак аристократа, человека, который не трудится под палящим солнцем.
Но чёрные глаза Хубилая явно противоречат «кошачьим» глазам его деда из персидских хроник.
Если попытаться свести все эти свидетельства воедино, то вырисовывается следующий образ: высокий, крепко сложенный мужчина с величественной осанкой.
У него был высокий лоб, возможно, длинная борода и усы.
А вот цвет его глаз и волос остаётся главной загадкой.
Были ли они действительно светлыми, что выделяло бы его среди соплеменников и, возможно, указывало на происхождение от древних индоевропейских племён, некогда кочевавших по степям Центральной Азии ?
Или это лишь красивая легенда, призванная подчеркнуть его избранность ?
Однозначного ответа нет, и эта тайна делает его образ ещё более притягательным.
Человек за легендой ...
За сухими описаниями роста и цвета глаз скрывается живой человек, чья внешность была сформирована его образом жизни.
А жизнь Тэмуджина — это война.
С юности он познал суровую жизнь воина, и его тело, несомненно, хранило память об этом в виде шрамов.
Хроники упоминают, что он был невероятно вынослив и силён, что позволяло ему сутками не слезать с седла во время походов.
Но та же жизнь воина не могла не оставить следов.
Китайские источники сообщают, что Чингисхан потерял несколько зубов в результате травм, что, безусловно, должно было изменить черты его лица в зрелые годы.
Персидские авторы намекают, что к старости он страдал от болей в суставах, возможно, от подагры, что могло повлиять на его походку и осанку.
Помимо физической силы, все источники в один голос говорят о его невероятной харизме.
Важной частью этого образа был его голос.
«Сокровенное сказание» утверждает, что он говорил низким и мощным голосом, который заставлял трепетать и друзей, и врагов.
Этот голос, вкупе с пронзительным взглядом и величественной осанкой, создавал ауру власти, которой невозможно было не подчиниться.
Он был прирождённым лидером, и его внешность лишь подчёркивала его внутреннюю силу.
Пытаясь заглянуть за пелену веков, современные учёные прибегают к методам антропологической реконструкции.
Поскольку черепа Чингисхана у них нет, они вынуждены опираться на те самые словесные описания и на данные об антропологии монгольских племён XIII века.
Одна из таких гипотетических реконструкций была создана российским антропологом Гавриилом Новиковым.
На ней мы видим человека с типично монголоидными чертами: выраженными скулами, прямым, но нешироким носом, характерным разрезом глаз.
Однако, в отличие от многих своих соплеменников, у него более высокий и прямой лоб, что соответствует китайским описаниям.
Это, конечно, лишь научная гипотеза, попытка придать форму словесным образам.
Но она помогает нам представить, как мог выглядеть человек, объединивший под своей рукой десятки народов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев