=================================================
Преодоление водных преград
Ситуации бывают разные и с вами случиться может что угодно. Если вы оказались в экстремальной ситуации и пытаетесь выжить, то вам на пути могут встретиться реки, озера и болота. Сейчас мы рассмотрим способы движение по воде и преодоление водных преград.
Если вы заблудились и пытаетесь выйти к людям, а на вашем пути повстречалась широкая река. В таком случае иногда имеет смысл передвигаться не пешком вдоль берега, а что-нибудь соорудить чтобы передвигаться по реке.
Если у вас достаточно запасов еды и вы знаете что вы застряли тут надолго. Вы можете поэкспериментировать с различными плавательными средствами, вспоминая прочитанные книги и просмотренные фильмы.
Наверное первым делом вам в голову придет идея построить плот . Да, это наверняка самое простое что можно в такой ситуации построить. К тому же плот более устойчив и меньше шансов на нем перевернуться.
Для постройки плота нам понадобятся бревна. Только смотрите, если дерево упавшее давно, то скорее сего оно гнилое и не подойдет для постройки плота. Кроме дерева, можно использовать пустые бочки (мало ли, может вы на своем катере получили пробоину и плыть на нем нет возможности, а внутри у вас завалялось пару бочек из под горючего).
После постройки плота обязательно его хорошо проверьте и испытайте вблизи берега. Будет не очень хорошо если он начнет разваливаться когда вы окажитесь на середине реки. Плот должен выдержать и более неспокойные и быстрые участки реки. На плоту все снаряжение должно быть привязано. Иначе при качке или столкновении оно может вывалиться в воду.
Постройка плота
Самый простой способ постройки качественного плота основан на зажимах. Для этого нам нужны бревна и четыре жердины, которые должны хорошо гнуться.
После чего кладем две жердины, а сверху на них укладываем бревна. Как бревна уложены, кладем сверху еще две жердины. В тех же местах, где и нижние. Получается две жердины с одного края и две — с другого. Теперь связываем концы жердин очень сильно, чтобы они согнулись и хорошо зажали бревна. Лучше если вам кто-нибудь поможет это сделать.
Также вам понадобиться сделать весло, которым вы будете грести и управлять плотом. А если водоем мелкий, то лучше всего использовать длинный шест, которым вы будете отталкиваться.
Болотистая местность
Вы шли шли и вдруг перед вами болото. Обойти не получается, а назад пути нет. Тогда принимаем решение идти вперед, но только аккуратно.
Обязательно сделайте шест и им проверяйте почву перед вами. Переступайте с кочки на кочку. Они обычно покрыты густыми пучками травы.
Если же все-таки вас стало засасывать, даже не пробуйте вырваться резко. Таким образом увязните еще больше. Лучшим решением будет сразу же лечь на поверхность воды, таким образом давление станет меньше и вес распределиться. Дальше старайтесь плыть к земле, где она твердая и вы сможете выбраться.
Переправы
Если река не достаточно быстрая и мелкая, можно перейти в брод. Для этого обязательно прощупывайте путь перед собой шестом. Он поможет вам узнать есть ли впереди ямы. Если вы движетесь группой, то необходимо привязать веревкой к себе человека, который идет первым. Чтобы в случае чего его успеть вытащить.
ADRIVER
Если река каменистая, можно перейти прыгая по большим валунам. Но и здесь есть опасность. Если вы подскользнетесь, то можете получить серьезную травму.
В низовьях рек вода разливается достаточно широко и здесь вброд не пройти. Пройдите вверх по течению и найдите более узкое и удобное место. Если не получается найти его, то переправляться в таком месте необходимо на лодке или на плоту.
Кроме всего этого, перед переправой еще с берега осмотрите поверхность воды.
Если есть камни торчащие из воды или коряги, то по ним можно определить силу течения. Если же на воде видна в каком-то месте волна, то это признак того, что под водой на дне там лежит валун. Если камень находится близко к поверхности, то после волны будут более мелкие волны и даже водовороты, которые очень опасны.
Если в вашем снаряжении есть веревка и вы передвигаетесь группой, то можно соорудить веревочную переправу. Которая позволит остаться участникам похода сухими и не даст промокнуть остальному снаряжению.
Также перед началом переправы обязательно убедитесь, что на другом берегу вы сможете выбраться. В противном же случае, ищите более удачное место для переправы.
Предыдущие статьи:
Спасибо за внимание, если вам понравилось поставьте ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на мой канал . Это будет хорошей мотивацией писать дальше для вас интересные и полезные статьи.
Источник
Пеший туризм. Как правильно преодолевать препятствия, встречающиеся на маршруте.
ADRIVER
Двигаясь по маршруту, пешая группа туристов возможно, и почти наверняка, будет встречаться с разного рода препятствиями. Поэтому одним из важных качеств туристов является умение благополучно выполнять преодоление препятствий. От того, насколько группа сумеет реализовать это качество, зависит ее безопасность при прохождении маршрута и успешное окончание путешествия в обусловленные контрольным временем сроки. По пути движения туристов могут встречаться различные по сложности преодоления препятствия. О них пойдет речь дальше.
При движении по невысоким, заросшим лесом горам или холмам трасса движения выбирается по пологим гребням. Для этого существует несколько причин: там легче идти, проще ориентироваться и сложнее заблудиться в отличие от движения по заросшему межгорью. Выходя на свободные участки склонов, поросших травой, лугов или осыпей в процессе движении необходимо избегать вогнутых форм рельефа, которые могут быть опасны с точки зрения оползней и камнепадов. Для движения по крутым склонам требуется овладеть некоторыми простыми приемами передвижения.
Прохождение крутых склонов. Для уверенного передвижения по крутым склонам обувь туриста должна иметь нескользкую и, желательно, негладкую, рифленую подошву. Поднимаясь в гору, нога должна ставиться на всю ступню. При этом полезно, используя любую выпуклость рельефа, или устойчиво лежащий на уклоне камень, стараться поддерживать горизонтальное положение стопы. Носки стоп при подъеме необходимо разводить в стороны, причем тем больше, чем круче склон. Длительный подъем выполняется, двигаясь по очереди то одним, то другим боком к склону. Двигаясь вдоль поросшего травой склона ступню ноги, которая расположена выше ставят поперек склона на всю подошву, ступню другой ноги при этом разворачивают носком вниз на некоторый угол. Спуск по крутым склонам выполняется на полусогнутых ногах. Спуск с не очень крутых склонов, если есть тропа, может выполняться бегом. При этом, выбрасывая ноги вперед, корпус несколько откидывают назад. При спуске бегом рюкзак за плечами не должен быть тяжелым.
Преодоление лесных зарослей, завалов . Движение по зарослям леса, высокому и жесткому травяному покрову или густому кустарнику требует от каждого участника похода внимания и повторения движений впереди идущего. Необходимо придерживать отводимые в сторону ветви или стебли, чтобы они не ударили сзади идущего товарища. Для защиты от травмирования ветками, стеблями или сучками одежда туриста должна быть с длинными рукавами. С целью защиты лица и глаз одну руку все время держат впереди себя. Для преодоления упавших деревьев, завалов необходимо их осторожно перешагивать и ни в коем случае не перепрыгивать. Желательно на них не наступать ввиду того, что они могут быть покрыты скользкой плесенью. При движении в зарослях желательно убрать все торчащие, выступающие за пределы рюкзака и одежды туриста, предметы, поскольку они за все будут цепляться.
Преодоление заболоченных участков. Обычно заболоченные участки маршрута проходят по гатям. При их отсутствии болотистая местность пересекается туристами, переступая или перепрыгивая, друг за другом с кочки на кочку. Каждый для удобства передвижения, самостраховки и измерения глубины должен иметь в руках шест. При преодолении зыбунов интервал между людьми должен быть увеличен, но в пределах досягаемости шестом рядом идущего туриста.
Преодоление водных преград. Водная преграда может преодолеваться несколькими способами. Переправа по мостам и кладям. Преодоление водных преград в обычных пеших путешествиях обычно выполняется по имеющимся мостам и кладям. Некоторую трудность имеет переправа по кладям, которые не имеют перил и неустойчивы. В этом случае первым для проверки переправляется один из опытных участников группы. После этого он страхует других туристов при переправе при помощи шеста или руки. Наибольшую трудность представляет переправа по подвешенному бревну, которое качается горизонтально. В таком варианте, после выполнения нескольких интенсивных приседаний горизонтальные колебания чаще всего могут быть погашены или переведены в вертикальную плоскость. Такие колебания уже представляют меньшие неудобства для переправы туристов. В некоторых случаях для облегчения движения рядом с кладью на уровне плеча натягивают перила из веревки или держат шест.
Переправы вброд. Место переправ выбирается после заблаговременно проведенной разведки на как можно более широком, а значит, и более мелком участке.
Переправа вброд без использования веревки. Переправа вброд без веревки осуществляется на реках с относительно спокойным течением несколькими способами: — в одиночку. При этом используется шест, которым упираются в дно навстречу течения; — вдвоем. При этом они встают друг к другу лицом, положив на плечи друг друга вытянутые руки, переправляются боком; — группой. В этом варианте 3-4 человека, обняв за плечи друг друга, образуют круг, или строятся стенкой так, чтобы более рослые и сильные туристы занимали места по бокам. При наличии торчащих из воды камней переправляться необходимо несколько ниже них по течению, там сила потока будет слабее. Переправляться по каменистому или неразведанному дну необходимо обутым, сняв лишнюю одежду. Ощупывая ногой дно, каждый шаг делают осторожно.
Читайте также: Океан материк реки янцзы
Переправа вброд с использованием веревок. Переправа вброд с использованием веревок устраивается на реках с бурным течением. Первым водную преграду преодолевает самый сильный и выносливый из туристов. Его задача заключается в том, чтобы доставить и закрепить на противоположном берегу веревку, с помощью которой будут переправляться остальные. Веревку закрепляют на туристе так, чтобы узел находился на спине. Это позволит ему плыть в случае, если поток собьет его с ног. Помимо этого к переправляющемуся туристу крепится карабином со страховочной веревкой, второй конец которой держат в руках двое страхующих. Доставленный конец веревки на противоположном берегу крепится к любой естественной, например, скала, дерево или искусственной, например, из кольев, опоре. После этого веревка натягивается над поверхностью воды. Туристы переправляются по очереди друг за другом, прицепившись при помощи грудной обвязки и карабина, к этой веревке. Удобнее всего двигаться боком, лицом против течения, перебирая руками веревку. Такая переправа занимает обычно много времени, поэтому на противоположном берегу нужно разжечь костер, чтобы обогреть людей и просушить вещи. При отсутствии брода через водные преграды переправляются, используя плавание.
Переправа с использованием приема вплавь. Переправа с использованием приема вплавь может быть осуществлена на реке со спокойным течением и только теми, кто хорошо умеет плавать. Удобны для переправы широкие участки с пологим падением уровня дна. Перед началом переправы на противоположном берегу, учитывая снос, намечают ориентиры и плывут к ним под углом к течению. Никогда не следует стремиться пересекать реку по кратчайшему пути. Вещи рекомендуется уложить на небольшой плот и толкать перед собой. Еще один из вариантов организации переправы заключается в том, что с помощью одного из туристов на противоположный берег доставляется и закрепляется конец веревки, которую натягивают над водой и используют как для переправы вещей на плоту, так и для помощи в переправе другим участникам группы. Теперь им не надо плыть вниз по течению. Переправа осуществляется на месте. Туристы могут переправляться, держась за веревку, используя любой плавающий предмет, в качестве которого может быть использована даже вязанка хвороста или хорошо запакованный в непромокаемый материал и крепко перевязанный рюкзак
Правильное преодоление препятствий, которые могут встретиться на пути туристов, является залогом их безопасности, сохранения здоровья и успешного завершения путешествия.
Источник
Как преодолеть водное препятствие. Переправа через реку
Наличие переправы через водные объекты – основой критерий сложности маршрута для пешего туриста. Кроме того, на маршрутах подобного типа самый высокий процент смертности даже среди опытных туристов. Что уже говорить о неискушенных в этих вопросах людях, которые любят проводить время на природе и путешествовать пешком. Для них такое препятствие на пути может стать причиной испорченного отдыха, а при незнании правил переправы через реку – и более печальных последствий…
ADRIVER
Известно множество способов переправы через реки, однако некоторые методы, описанные в литературе, как, например, переправа с петлей на шее или бегом вниз по реке, совершенно недопустимы для применения на практике.
Самым распространенным и простым способом переправы через водные препятствия была и остается переправа реки вброд. Первый шаг при такой переправе – найти брод. Брод – это неглубокое место в течении реки, которое можно перейти или проехать на автомобиле. На небольшую глубину равнинной реки указывают отмели, рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, выступающие камни, островки, а также тропы, что спускаются к реке. Когда найдено подходящее место для брода – с помощью шеста нужно исследовать дно на предмет омутов, глубоких ям, коряг, тины, поскольку их наличие может стать серьезным препятствием при переправе. Исследовать дно нужно шестом длиной не менее 2 м. Передвигаться нужно под углом к течению, опираясь на шест. Шест следует при каждом шаге переставлять впереди себя вверх по течению – напором воды его станет прижимать ко дну. Если же шест окажется вниз по течению – его может снести.
Найти брод в горной реке намного сложнее, поскольку температура воды, крутизна берегов, сила течения и характер дна в таких реках достаточно опасен. При нахождении брода в горной реке следует выбрать самое узкое и неглубокое место в русле реки, с наиболее пологими берегами, при возможности – с максимально низким течением и с отсутствием характерных опасностей (о них мы расскажем дальше в статье). Переходить горную реку следует при глубине не более 1 м и максимальной скорости течения не более 1 мс. Если скорость течения выше указанной – даже глубина в полметра является опасной для переправы. Также не рекомендуется переходить реку вброд при неблагоприятных метеорологических условиях – дождь, снег, град. Это утруднит передвижение и способствует очень быстрому поднятию уровня воды в реке (особенно в горной). Наименьший уровень воды в горных реках наблюдается ранним утром, самый высокий – вечером. Порой уровень воды утром уменьшается настолько, что дно становится видимым.
Горную реку шириной более 50 метров можно переплыть даже при большой скорости течения. Однако стоит избегать такой переправы. Если же вы решились перебраться на другой берег таким экстремальным способом или падение в воду было случайным – нужно знать характерные опасности горной реки, которые стоит учитывать при оценке своих действий в экстренной ситуации. К таким опасностям относятся:
завал – дерево или камни, перегородившие дно реки;
прижим – особенно прижим с подводным гротом;
крутой слив – самым опасным примером может послужить водопад;
гряда камней типа «порог»;
большие подводные камни, расположенные грядой;
воронки;
высокая скорость и турбулентность течения, которая может унести человека вниз по течению или помешать после преодоления реки подняться на ноги;
низкая температура воды.
Также горную реку можно преодолеть с помощью наземной переправы в виде поваленного дерева. Вы можете отыскать поваленное естественным путем дерево, или же повалить дерево, растущее в непосредственной близости от берега. Желательно выбирать место, где русло достаточно узкое и берега немного выше течения – чтобы вода не затапливала бревно. Бревно можно заменить жердями, досками, другими подручными материалами. К наземной переправе относится и переправа по камням, выступающим из воды. При таком способе переправы следует быть очень осторожным: выбирать сухие, нескользкие и устойчивые камни, заранее продумывать траекторию своего движения.
Переправляться через реку вброд следует только обутым и одетым, но без рюкзака и прочих громоздких вещей. Переправить их на противоположный берег можно следующим образом: найти брод, произвести разведку дна, привязать на берегу веревку, перейти с ее свободным концом на противоположный берег и закрепить ее там. Потом следует вернуться, с помощью карабина или свободного узла привязаться к веревке с целью страховки, и уже с вещами переправиться обратно. Если переправляется группа людей – передвигаться вдоль веревки нужно колонной или попарно, друг за другом, приставным шагом. Во главе колонны должен идти самый сильный и опытный участник группы.
Если препятствие – неширокая река или ручей – то его можно преодолеть, перепрыгнув через него, опираясь на прочный шест. Рюкзак и прочие вещи предварительно следует перебросить на противоположный берег.
Переправляться по замерзшей реке следует после предварительной разведки прочности льда с помощью шеста. Если переправляется группа людей – нужно при переправе иметь при себе шест длинной 2-2,5 м и держать дистанцию не менее 5 м друг от друга.
Источник
Преодоление водных препятствий вплавь
В некоторых случаях водные преграды приходится преодолевать вплавь с использованием различных подручных средств. Для переправы вплавь наиболее подходят глубокие участки реки со спокойным, ровным течением. Место для высадки на противоположном берегу должно быть удобным, то есть пологим, не заболоченным, без нависающих, обрывистых участков, с редкой растительностью. Обнаружив такое место, надо пройти несколько выше по течению, делая поправку на неизбежный снос во время переправы под напором потока. Облегчают переправу различные импровизированные плавсредства.
ADRIVER
Из куска полиэтилена, в который завернута сухая трава, камыш, кора деревьев, сухие ветки, получается поплавок, способный поддерживать человека на воде. Такой же поплавок можно изготовить из куска собранного в узел брезента, в который уложена одежда.
Если путешественники располагают брезентом размером с плащ- палатку, то появляется возможность сделать поплавок грузоподъемностью до 50-70 килограммов. Для этого нужно сложить полотнище вдвое так, чтобы нижняя половина была длиннее верхней сантиметров на тридцать. Удлиненный край заворачивают и образовавшуюся с одной стороны трехслойную часть загибают в три сложения. После чего в полученную таким образом оболочку закладывают плавучий материал, торцы оболочки завязывают узлом и стягивают оба сверху. Для вящей прочности поплавок может быть перевязан еще два раза поперек. Плыть с таким поплавком можно, лежа на нем. Из подобных поплавков можно устроить небольшой плот. Для этого поплавки привязывают к деревянному каркасу швом и узлами вверх.
Готовая оболочка для импровизированного плавсредства — рюкзак. Остается только набить его различным плавучим материалом.
Из небольшого куска брезента, наполненного материалом, имеющим хорошую плавучесть, получается спасательный круг.
Читайте также: Сплав по реке уща
Роль оболочки для изготовления поплавка, в крайнем случае, может сыграть одежда. Для этого застегиваются все молнии и пуговицы, завязывается горловина и рукава. В этих же целях можно использовать и брюки. Так, довольно удобно плыть, расположившись между штанин, набитых камышом. Одежда, сшитая из водонепроницаемых материалов, может уже сама по себе без наполнителя служить простейшем плавсредством. Надо лишь, сняв ее и расправив, завязать все отверстия так, чтобы через них не выходил воздух.
Изготавливая подручные средства для переправы, необходимо знать, что такие наполнители, как солома, сухой мох, камыш, хворост, трава, довольно быстро намокают и значительно теряют свою подъемную силу уже в течение двух часов. Вместе с тем их первоначальная грузоподъемность довольно высока (один килограмм сухой со. ломы или камыша удерживает на плаву до трех килограммов груза)
В тех случаях, когда переправа производится на реке с быстры*, течением при помощи примитивных плавсредств, а люди не уверены в своих силах, лучше страховать каждого из переправляющихся веревкой, можно натянуть ее заранее поперек водотока или приготовить ниже места переправы на поверхности реки водяной змей — длинную веревку с поплавком на конце, чтобы человек, сносимый потоком, мог ухватиться за страховку.
При пересечении реки вплавь в одежде нужно обратить внимание на то, чтобы масса человека не увеличивалась за счет воды, которая набирается в костюм и обувь. Поэтому перед переправой надо расстегнуть рукава и воротник, вывернуть карманы; если на ногах сапоги, то их лучше снять, заложить за ремень, перевернув через него голенища. Рюкзак укладывается как можно плотнее и крепко завязывается.
Преодолеть вплавь водоток можно с бревном. При одиночной переправе бревно обхватывают левой рукой и плывут, отталкиваясь ногами и загребая правой рукой. Более удобно перебираться через реку на простейшем плоту, изготовленном из пары коротких бревен, связанных между собой. Для переправы нескольких человек к бревну привязывают поперечные жерди, концы веревок с узлами на них для предотвращения скольжения рук или целый каркас из продольных и поперечных жердей, на котором размещаются люди. Бревно, способное удержать на плаву четверых человек, должно быть длиной 5,5-6 метров и диаметром 24-26 сантиметров, если дерево свежесрубленное, и 18-20, если оно сухое.
Через глубокую и быструю реку переправиться с помощью плота проще всего на излучине (рис. 20). Для этого потребуется веревка, длина которой превышает в семь-восемь раз ширину реки. Один конец веревки крепится к плоту, другой привязывается к какому-либо надежному «якорю» на берегу — дереву, крупному камню и т.п. Плот в данном случае перемещается наподобие воздушного змея. Поток воды на излучине по инерции все так же движется по прямой и неминуемо прибивает плот к противоположному берегу.
Постройка плота. Деревянный плот для сплава
Многие таежные реки представляют собой удобные транспортные пути. При наличии некоторого опыта и соответствующих навыков сплав по реке гораздо легче, удобнее и быстрее, чем путь через тайгу.
Для сплава по рекам нередко используются плоты. Это транспортное средство обладает большой грузоподъемностью и способно перевозить значительное число людей и немалый объем снаряжения. Плот очень удобен в различных экстремальных обстоятельствах — при полной утрате ориентировки, нехватке продуктов, а также когда среди путешественников есть больные, ослабленные или раненые.
В хвойных лесах при сооружении плота лучше всего использовать сухостойные ели или сосны. Лиственница для этих целей почти не пригодна — ее древесина слишком тяжелая.
Признаком пригодности дерева для постройки плота является Тонкий звук, издаваемый при ударе обухом топора. Сухостой с подопревшей древесиной лучше не употреблять: такое дерево очень быстро намокает. Для определения удельного веса с торца бревна отпиливают кусок длиной десять сантиметров и погружают плашмя в воду. Дерево считается пригодным, если такой чурбак осел не больше, чем на пять-шесть сантиметров. Диаметр бревен для по- стройки плота не должен превышать 25-30 сантиметров, а бревна диаметром менее десяти сантиметров в этих целях не используются. Общую грузоподъемность будущего плота примерно можно определить, руководствуясь данными, приведенными в таблице 4.
ADRIVER
Грузоподъемность свежесрубленных бревен (сосна, ольха, осина, ива), кг (по П.Я. Поповских)
1. Для сухого дерева данные таблицы умножить на два.
2. Для ели, пихты, тополя данные таблицы умножить на 1,2.
3. Для березы, лиственницы, каштана, вяза данные таблицы умножить на 0,7.
4. Сырые (свежие) бревна дуба, ясеня, клена, бука, граба для устройства плотов не применяются. Грузоподъемность сухих бревен этих пород соответствует табличным данным.
Сборку плота рекомендуется вести прямо на плаву, если на воде есть тихое, неглубокое место. За его отсутствием можно строить плот на берегу, затаскивая каждое бревно на две длинные слеги, погруженные концами в воду.
Для не слишком протяженных путешествий по реке сооружают так называемые «салики» — небольшие плотики. Технология их из-г0товления довольно проста. Стволы сухих деревьев очищают от вето к и сучьев и разделывают на бревна по четыре и более метров каждое. Бревна крепятся вицами — кольцами, свернутыми из перекрученных вдоль оси тонких стволиков ели или березы. Поверх бревен с обоих концов будущего плота поперек кладутся перекладины, или ронжины. Вица подводится под два соседних бревна, и один ее край загибается через ронжину. В пространство между вицей и ронжиной загоняют кол (рис. 21). Точно так же поступают с другой парой бревен.
Еще более проста конструкция плота, изготовленного методом «сдавливающих балок» (рис. 22). Для этого на концах бревен с обеих сторон делаются глубокие зарубки, в которые укладываются поперечные перекладины. Эти поперечины накрепко стягиваются веревками и удерживают бревна плота.
Для быстрых порожистых рек необходим плот с жестким, надежным креплением бревен, которое могло бы выдержать удар о камень. Таким требованиям в полной мере отвечает плот на шпангоутах (рис. 23). Чтобы плот
имел хорошую остойчивость, тонкие бревна нужно поместить в середину, а толстые по бортам. Если не удалось найти прямые, ровные сухостойные деревья, то бревна, имеющие кривизну, устанавливают горбом вниз. За
зоры между бревнами должны быть не менее двух-четырех сантиметров, в противном случае Ухудшится остойчивость плота и его способность всплывать после захлестывания водой. В среднем бревне делают пропилы под «ласточкин хвост», при этом пазы в глубину не должны доходить до
середины бревна, чтобы избежать скола запиленной древесины при забивании клиньев. Пропилы лучше сделать по шаблону, снятому с торцов уже готовых поперечин — шпангоутов — почти квадратных балок, вытесанных из сырой березы или ели. В эти пропилы, сделанные в среднем бревне, свободно укладываются шпангоуты и закрепляются сухими деревянными клиньями. Затем по шаблонам делаются пазы во всех остальных бревнах, и их также при помощи клиньев крепят то с одной, то с другой стороны к среднему бревну. Прежде чем поставить последние два бревна, образующие борта плота, в них вырубают пазы для упора ваг и вставляют леерные стойки — деревянные столбики по 60-70 сантиметров в высоту и сантиметров десять в диаметре; через них затем натягивается веревка.
ADRIVER
Существует несколько способов крепления носовых и кормовых гребей для управления плотом. Можно сделать П-образную подгребицу. В этом случае еще до сборки плота в бревна врезают две стойки, надевают на них и расклинивают подушку с гнездом для греби. Поскольку при расклинивании стоек бревна могут расколоться, стойки следует устанавливать не менее чем в полуметре от носа и кормы.
Есть и другие способы устройства подгребиц. Например, можно в двух центральных соседних бревнах заранее сделать по два паза, таких же, как и пазы для шпангоутов, но повернутых относительно последних на 90°; вставить в них по метровому столбу, а столбы затем скрепить на уровне греби (около полуметра от палубы плота) поперечной планкой, вогнанной в соответствующие пропилы на столбах. Расстояние между пазами для столбов равняется ширине ствола одного из бревен.
Самый простой способ крепления греби показан на рис. 24. Пара жердей, установленных вертикально крест-накрест, растягивается при помощи веревок, а гребь, уложенная в перекрестие жердей, подвязывается к нему веревкой.
Греби можно изготовить из полувысохшей ели в виде длинных шести-семиметровых весел. На тонком конце тщательно стесываются все неровности, чтобы не повредить ладони. А на толстом конце гребь обтесывается по лопатку, как у весла.
Кроме того, потребуются еще шесты и ваги. Шесты должны быть Длинными и легкими. Лучший материал для них — сухие упругие елочки. Шесты очень помогают на мелях, чтобы проталкивать плот, не слезая в воду, или на тихих местах, чтобы увеличить скорость. Пригодятся шесты и в случае вынужденного сближения с берегом, когда сила течения косого перелива воды оказывается мощнее силы гребцов. В таких ситуациях все, кто свободен от гребли, вонзают шесты в берег или препятствие и, придав дополнительное усилие, отводят плот от опасного места.
Нередко плот «надежно» садится на мель, и снять его раскачиванием никак не удается. Тогда приходится «подважить» его недлинными, метра по два, толстыми шестами — вагами. Для этого пассажиры плота слезают в воду и, действуя вагами, как рычагами, проталкивают его вперед или в сторону.
Во время плавания на плоту должно находиться три греби. Каждому путешественнику необходимо иметь свой шест. Еще понадобится якорь — тяжелый камень с прочной веревкой, а также причальное устройство, изготовленное из небольшого камня или мешочка с песком и длинной веревки. При необходимости остановиться веревка с грузиком на конце забрасывается на дерево, стоящее на берегу, и к нему подтягивается плот.
Читайте также: Река вуокса сплав по реке
Для удобства можно сделать на плоту помост, шалаш, насыпать подушку из земли, песка и гальки для устройства костра.
Правильно построенный и грамотно управляемый плот может быстро доставить к цели путешествия. Однако людям, не имеющим ни малейшего представления о сплаве, можно рекомендовать данный способ передвижения только на реках со спокойным течением, где для управления плавсредством не требуется большого искусства. Во всех остальных случаях, прежде чем принять решение о сплаве, нужно хорошенько взвесить все «за» и «против», не переоценивая собственных сил. Наиболее сложные и опасные для сплава участки — водопады, пороги, прижимы — обычно обозначены на карте, поэтому, зная о них заблаговременно, чтобы избежать риска, их можно обойти по суше.
Во время сплава по таежной реке нужно внимательно наблюдать за меняющейся обстановкой. Подчас большую опасность представляют не пороги, а различные непредвиденные, появляющиеся внезапно препятствия — завалы, заломы, одиночные камни и скалы, которые, как правило, не показаны на картах и могут быть даже на спокойных реках. Пассажиры плота, не заметившие вовремя приближение подобной опасности, могут весьма дорого поплатиться за свою оплошность. Так, уже упоминавшийся Г.А. Чернов в своих заметках о геологических экспедициях по Печорскому краю рассказал, как один из рабочих, переживший страшное крушение плота на реке Кожим ни за что не соглашался участвовать в экспедиции по этой реке. « Федот вдруг заявил: «Я ходил бы с тобой куда угодно, только не п0 этой коварной реке». «А почему?» — спросил отец (A.A. Чернов. — д И.). И Федот очень неохотно рассказал нам об одном случае, который произошел с ним лет десять назад на этой реке.
Ранней весной он в числе шестерых охотников ушел в горы охотиться. Охота выдалась на редкость удачной. Они убили несколько лосей и, чтобы не пропало мясо, решили спуститься по реке на плоту. Находились они в самом верховье Кожима. Прошел только что лед, и Кожим бушевал. Шесть смельчаков соорудили плот, погрузили на него лосиное мясо, жир и шкуры и оттолкнулись от берега в надежде, что быстрое течение доставит их к устью через двое суток. Первые километры они плыли довольно удачно. И конечно, эти смелые люди благополучно добрались бы до своей цели, но… Впереди показалась скала, она торчала из воды прямо в середине русла реки. Все пятеро взялись за шесты, но шесты не достали дна. Люди сразу же стали грести веслами, напрягая все силы, но тщетно. Плот, как щепка во власти быстрого течения, несся прямо на скалу. Раздался треск, и он разбился вдребезги. Люди не успели опомниться, как очутились в воде. Федот же каким-то чудом успел уцепиться за скалу и повис на ней. Не прошло и минуты, как все пятеро исчезли в воде коварной реки. Федот не понял сразу, что висит на скале и ноги его болтаются в воде. Плавать он не умел, да если бы и умел, разве можно было думать о плавании по такой реке ранней весной в зимней одежде. До берега было метров пятьдесят.
«На мне была малица, — рассказывал Федот. — По берегам еще не стаял снег, и вода леденила ноги. Я висел на скале, вцепившись в нее, как ястреб в свою добычу. Конечно, и меня ждала та же участь, что и товарищей. Сколько я провисел на скале, сказать трудно. Тело мое наполовину покачивалось в воде. Силы стали изменять, ноги закоченели, и я решил было броситься в пучину Кожима вслед за товарищами…
Висел я, висел, сил не стало, и чувствую, что коченею. Ну, думаю, пришел мне конец. И уж хотел было отцепиться, как вдруг что-то очень сильно ударило меня по ноге, отчего я и свалился в воду. Гляжу — рядом елка с ветками. Она-то и сшибла меня со скалы. Ухватился я за нее да ремнем привязался, которым малицу подпоясывал и поплыл, куда вынесет. Не проплыл я и километра, как меня с елкой стало прибивать к берегу. Ну, думаю, теперь жив остался».
Пускаясь в плавание, нужно распределить обязанности среди тех, кто будет находиться на борту. Плотом должны управлять два наиболее опытных человека, еще двое осматривают реку впереди плота и предупреждают рулевых об опасностях. Кому-то одному поручают присматривать за всем экипажем плота, чтобы в случае падения человека за борт сразу же бросить ему спасательный конец. Во время сильного тумана, дождя, а также в темное время суток сплав безопаснее прервать и встать у берега до улучшения видимости.
Если в путешествии по реке участвуют несколько плотов, то экипаж первого, состоящий из самых подготовленных и опытных людей, исполняет роль разведчиков. На этом плоту не должно быть ни продуктов, ни снаряжения. Рулевые и наблюдатели всех остальных плотов внимательно следят за сигналами и действиями первого экипажа.
Проходя над мелью или перекатом, нужно держаться самых глубоких мест, которые опознаются по более темному тону воды и крупным волнам правильной формы. Иногда при посадке на мель не помогают ни ваги, ни шесты, ни раскачивания. Тогда применяют способ, известный в технике плотовождения под названием «оплеуха». Суть его заключается в том, что к плоту двумя веревками привязывают в двух точках бревно, запасную гребь, дерево с крепкой кроной, типа ели — «оплеуху», которую пускают поперек течения. Все это представляет собой водяной парус, создающий значительную тягу, способную снять плот с мели.
Сплавляясь по реке, нужно обращать внимание на характер водной поверхности. Рябь на воде свидетельствует о близости подводных препятствий. Бурунчики расходятся от небольших камней или от топляка, лежащего на дне.
О приближении к порогам и водопадам предупреждает шум воды, облака водяной пыли, которые нередко стоят над ними. Заслышав грохот падающей воды, надо пристать к берегу и с суши произвести разведку.
Не имея опыта плотовождения, лучше не пытаться проходить пороги, а обойти их по берегу. Плот в таких случаях спускается вниз по течению самосплавом или направляемый двумя крепкими длинными веревками, привязанными на корме и на носу. Их попеременное натягивание или вытравливание позволяет до некоторой степени контролировать ход плота по реке. Поскольку подобная проводка очень трудна и порой даже опасна, то пользоваться ею можно только на пологих, ровных, слаборасчлененных берегах. Однако чаще крупным порогам соответствует сложный рельеф берегов, где проводка невозможна. Тогда приходится пускать плот по течению реки и отлавливать его ниже порогов, где река снова становится спокойной. Проще всего поймать плот, натянув над самой поверхностью воды от берега до берега веревку. Вполне возможно, что после того как плот побывал в свободном дрейфе, его придется отремонтировать, поэтому прежде чем продолжать путь, нужно тщательно осмотреть свое «судно».
Если по каким-либо причинам приходится сплавляться через пороги, то не стоит стремиться идти по самым тихим местам — это или мель, или камень. Глубоко там, где бьются валы. Но и по самим валам большого порога идти небезопасно: это не простые волны — это отраженные всплески реки, взметнувшиеся против течения, — такой вал способен залить плот. Средние пороги лучше проходить несколько в стороне от главной струи — здесь спокойней и тише, но и не под самым берегом, где могут быть камни. Многие пороги прямые: река устремляется вперед и вниз. Проход по такому порогу в большинстве случаев не очень опасен. Гораздо сложнее пороги с поворотами. Туг при неумелом управлении плот может расколоться или даже перевернуться. На любом повороте русла реки течение стремится прижать плот к вогнутому берегу, поэтому незадолго до излучины нужно сойти с середины потока и постараться пройти вдоль выпуклого берега. Прижимы опасны своими стоячими волнами и отраженными течениями, а также «карманами» вдоль нависающих берегов, в которые плот может быть затянут мощным потоком.
Если на реке встретился завал из упавших в воду деревьев, то необходимо остановиться, оценить обстановку и только после этого попытаться обойти препятствие по намеченному пути. Хуже, когда завалы перегораживают реку от берега до берега. В такой ситуации надо, если это возможно, обнести завал. Иногда завал можно разобрать, стоя на берегу и расталкивая сцепившиеся стволы деревьев длинным шестом.
Некоторые реки разбиваются на протоки, в которых нетрудно заблудиться. Сплавляясь по такой реке, нужно выбирать рукав с более быстрым и полноводным течением. Если река слишком бурная, иногда, где это возможно, стоит попытаться плыть через старицы — они хотя и длиннее нового русла, но течение в них спокойнее.
В тех случаях, когда плот идет через озеро, надо учитывать, что шторм на озерах может разыграться внезапно, буквально в течение нескольких секунд. Поэтому проходить озера безопаснее, да подчас и быстрее вдоль берега, где лес защищает от ветра и где всегда есть возможность быстро высадиться на сушу.
Источник: https://voda.detektorpoligraf.ru/kak-preodolet-reku-v-pokhode

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев