Кандидат технических наук С. МОЙНОВ.
Фотографировать грибы я начал несколько лет назад. Очень уж хотелось «остановить мгновение» и через несколько недель, а то и месяцев, перебирая фотографии, восстановить в памяти картину расцвеченного яркими красками осеннего леса и снова пережить радость от находки какого-нибудь необычного гриба. К моему удивлению, дело это оказалось не таким уж и простым. Казалось бы, ну что в этом трудного? Нашёл гриб, и снимай его спокойно: стоит он неподвижно, можно подойти к нему с любого бока, убрать лишние веточки и травинки, можно даже подсветить его карманным фонариком или зеркальцем. Вроде всё делаешь как надо, а снимок совсем и не радует — не смотрится гриб, выглядит каким-то неживым, затерявшимся на фоне травы и опавших листьев, и удивляешься, чем он там, в лесу, тебе понравился? Но понемногу накапливался опыт, и коллекция грибных «портретов», которые представлялись более или менее удачными, стала постепенно расти, так же как и интерес к самим грибам, удивительным и загадочным созданиям природы. В лесах в окрестностях Женевы, в которой мне довелось жить и работать, насчитывается более четырёхсот видов грибов. Их внешние формы и окраска крайне разнообразны. И разнообразие это не является простым проявлением фантазии матушки-природы. Оно сложилось в ходе эволюции с тем, чтобы обеспечить каждому виду наилучшие возможности для продолжения рода.
‹›
У грибов нет ни листьев, ни стеблей, ни корней, ни цветков. Лишённые хлорофилла, они не могут синтезировать органические вещества и питаются готовой органикой, содержащейся либо в мёртвых органических остатках (грибы-сапрофиты), либо в живых организмах (грибы-паразиты). Большую часть своей жизни грибы проводят под землёй, и, возможно, мы и не подозревали бы об их присутствии, если бы не одно обстоятельство: как все живые существа, подчиняясь непреложным законам природы, они должны воспроизводить себя. Именно с этой целью в определённое, им известное время, на поверхности земли появляются их плодовые тела, которые мы и называем грибами. Содержащиеся в них драгоценные споры служат для размножения и расселения грибов в окружающем мире.
Обеспечим библиотеки России научными изданиями!
Белый гриб
Как известно, самой ценной добычей грибника издревле считались белые грибы, а главным показателем удачи — их число в корзине. Их-то я и стал фотографировать в первую очередь.
Дух захватывает каждый раз, когда заметишь в траве буроватую шляпку белого гриба. Он — «царь» грибного царства, и никакой другой гриб не может претендовать на этот титул.
Век белых грибов, как и всех их шляпочных собратьев, очень короток, всего пять — семь, максимум десять дней. В лесах на склонах Альп и Юры эти грибы попадаются не так уж часто. Бываешь доволен, если посчастливилось найти десятка два, ну а если больше, то это уже — особая удача.
Осиновики
Во второй половине сентября в окрестностях Женевы начинают появляться в изобилии, пожалуй, самые красивые из местных грибов — осиновики. Особенно хороши молодые осиновики высотой сантиметров десять—двенадцать. Я зову их солдатиками: стоят вытянувшись, как часовые на посту, в белоснежных мундирах и ярко-красных, бархатистых беретах. Увидишь такого карапуза, выглядывающего из травы, потянешься за ним, а чуть поодаль ещё один «мальчик с пальчик», а то и несколько. Позже начинают попадаться осиновики, у которых ножки не снежно-белые, а покрыты мелкими красноватыми чешуйками, а шляпки имеют более тёмную, коричневато-красную окраску. Растут эти красавцы обычно весь октябрь, встречаются даже в первую неделю ноября и никогда не бывают червивыми.
Опята
Как известно, большинство шляпочных грибов «привязано» к конкретным древесным породам и без дерева-«хозяина» существовать не могут. Но есть среди них гриб, который не только не «дружит» с деревьями в лесу, но безжалостно убивает их. Этот маленький агрессор, любимый всеми российскими грибниками осенний опёнок, плотной желтовато-бурой порослью одевает каждую осень пни и поваленные деревья.
В отличие от других высших грибов, опёнок может размножаться не только спорами, но и вегетативным путём с помощью ризоморфов — длинных, похожих на корни растений, тяжей, состоящих из параллельно идущих, частично сросшихся грибных нитей. Похожие на тонкие шнуры длиной в десятки метров, ризоморфы пронизывают лесную почву и, натыкаясь на корни живых деревьев, проникают в них и образуют внутри ствола грибницу, которая перекрывает поступление питательных веществ к кроне и приводит к гибели дерева.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4