Девушки, подружки мои!Вы вставайте ранехонько,Умывайтесь вы белехонько,Вы чешите голову гладехонько,Надевайте вы платья цветныя,Вы берите ведра новыя дубовыя,Вы ступайте на Дунай реку,Вы поливайте крутыя горы,Чтоб Ивану не пройти,Семеновичу не проехати!Вечером или ночью, после завершения первого дня свадебного пира, наступало время для "укладывания молодых" — важного этапа в супружеской жизни, оберегаемого целым рядом обрядов и поверий.
В брачную комнату первым входил дружка, который символически отгонял нечистую силу, ударяя кнутом по постели. Иногда на кровать ложилась крестная и требовала выкуп за постель. После этого молодых оставляли одних, поставив у дверей охранника клетника, чтобы оберегать их от внезапного вторжения гостей или злых духов.
В брачную ночь молодые выполняли ряд обрядовых действий, призванных обеспечить им счастливую семейную жизнь и плодородие. Они разделяли кашу, разрывали курицу, разламывали хлеб, после чего молодая просила разрешения лечь с мужем в постель, и только после нескольких просьб муж давал согласие.
На Русском Севере существовал древний обычай разувания: молодая снимала сапог с правой ноги мужа, а он ударял её плёткой, спрятанной в левом сапоге.
В брачную ночь к дверям несколько раз подходил дружка с вопросом «Свершилось ли?». На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых стуком в дверь или по тазу, криками, битьём посуды, игрой на балалайке или гармони. Часто после «бужения» гостям демонстрировали признаки «чести» (девственности) невесты — рубашку или простыню. В других местах о девственности невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?» Несоблюдение "чести" могло привести к осмеянию и наказанию родителей и свахи.
Обычай проверки чести невесты был распространён в южнорусских сёлах и на Урале. В северорусских деревнях интимная жизнь людей считалась делом семейным, не подлежащим разглашению.
После брачной ночи молодых отправляли в натопленную баню, сопровождая эротическими песнями. Этот обычай мог различаться от места к месту, но его целью всегда было привлечь счастье и плодородие в новую семейную жизнь.
Второй день свадьбыКак шелковая ниточка к стеночке льнет,Как Иван Авдотью к сердцу крепко жмет:«Ты скажи мне, Авдотья, ты скажи мне, Михайловна!Кто ж тебе, мой свет, из руду мил?» —«Мне мил, милехонек, родимой батенька,Родимый мой батенька и родная маменька». —«Ты неправду говоришь и не речь ты кажешь».Как шелковая ниточка к стеночке льнет,Как Иван Авдотью к сердцу крепко жмет:«Ты скажи мне, Авдотья, ты скажи мне, Михайловна!Кто ж тебе, мой свет, из руду мил?» —«Уж мне мил, милехонек,Уж мне мил мой милый друг». —«Ты, Авдотья, правду говоришь и речь ты сказываешь».В свете второго дня свадебного торжества, таинственного и возвышенного, обнажается перед нами ритуал, словно рукопись древних времен, где каждое действо пропитано глубоким смыслом и символикой.
Молодая, подобно воплощению благородства и добродетели, становится предметом испытаний, словно самоцвет, подвергающийся огню и воде, чтобы проявить свою истинную природу. Ее учтивость и покорность проверяются скрытыми путями: она подносит чарку и дары каждому родственнику, словно предлагая свое сердце в знак преданности. Затем молодая печет оладушки и демонстрирует свои ткацкие и прядильные навыки. Печь оладушки — это не только проверка на кулинарном поле, но и символ тепла и заботы, который она готова вложить в свою будущую семью. Демонстрация приданого и ткацких навыков — это акт открытия души, позволяющий гостям заглянуть в ее внутренний мир.
Игровые испытания становятся аллегорией жизни, где молодая должна проявить не только свое мастерство, но терпение и преданность. Просьба подмести пол, в то время как гости подбрасывают мусор и монетки, выходит за рамки простой хозяйственной задачи, превращаясь в символический вызов, который она должна преодолеть, чтобы заслужить уважение и доверие своих новых родственников.
Вечером возобновлялось застолье (сырный, поцелуйный, поклонный, большой стол, горячий обед) для родственников жениха и невесты, а также приглашённых дальних родственников и соседей. Гости приходили со своими угощениями, которые расставляли на столе. Молодые занимали почетное место под иконами. Гости вручали подарки и пожелания на счастливую жизнь. Пиром руководили дружка и тысяцкий, которые нахваливали молодых и всех собравшихся.
Такие обычаи, как "Калинку ломать", становятся своеобразным ритуалом, в котором через символы окорока, вина и калины отражается богатый культурный контекст. На столе у молодых ставят окорок и штоф вина, заткнутый пучком калины с алою лентой; молодых будят и идёт потчевание, обходят по домам родителей невесты, родичей, поезжан, а по возвращении дружка рушит окорок и, «расщипав» калину, разносит вино. В некоторых регионах на второй день свадьбы родителям невесты, которая сохранила целомудрие, родители жениха посылали бутылку с вином, к которой привязывали ягоды калины и хлебные колосья. Калиной называли «красоту» невесты (её целомудрие). Если же невеста была «нечестной», участники свадьбы убирали свадебные украшения в виде калины: сбрасывали ягоды с каравая, снимали ветки со стен дома родителей невесты, а вместо них втыкали ветку сосны. Донские казаки на второй день свадьбы в честь порядочности молодой прикалывали на одежду гроздь калины. Бутылка с вином, увенчанная ягодами калины и хлебными колосьями, становится метафорой целомудрия и красоты невесты, которую надлежит почтить и уважить.
Таким образом, второй день свадьбы становится не просто продолжением торжества, но и откровением духовного мира, где каждое действо пронизано мифологическими и религиозными смыслами, готовыми пролить свет на путь молодых в их совместной жизни.
Третий день свадьбыВ третий и последний день свадьбы, известный как почесть, гостьба, отгостки, перегулка или хлебины, происходили взаимные визиты родственников молодожёнов для углубления взаимопонимания и укрепления связей между семьями.
Гостей встречали символическим хлебом и солью, придавая особое значение гостеприимству. Организаторы свадьбы стремились обеспечить угощение, игры, пляски и развлечения, чтобы создать весёлую и дружественную атмосферу.
Один из распространённых обычаев этого дня был «искать ярку (тёлушку)», который заключался в театрализованной ситуации пропажи и поиска молодой. В наказание за её пропажу «гуляли свадьбу»: свата заворачивали в рогожу, перевязывали верёвками и водили по селу, а сваху возили в корыте, забрасывал снегом, били соломенным жгутом. Нашедшуюся молодую осматривали, замечали отсутствие косы и бабий убор на голове, после чего родственники отказывались от своих прав на неё. Это был финальный этап перехода девушки в новый род.
В различных культурных традициях свадебного обряда угощение гостей кашей, блинами и киселём было обычным явлением. Каша, блины и кисель - традиционные поминальные блюда, венчающие символическую смерть невесты для своего рода.
Таким образом, третий день свадебных гуляний становится не только завершением праздника, но и началом новой жизни, наполненной смыслом, гармонией и великими надеждами на будущее. В этих моментах, словно на страницах древних мифов, мы видим отражение вечных истин и ценностей, которые живут в сердцах людей и передаются из поколения в поколение.
#славянскиеритуалы #славянскиетрадиции
Нет комментариев