Школы при вузах называются предуниверсариями (предунивеситариями). Обычно они рассчитаны только на старшие классы (9-11). В таких школах при университетах работают не только учителя, но и преподаватели профильного вуза.
Учебная программа этих школ и лицеев может отличаться от общеобразовательной, обычно она более сложная.
Нагрузки в предуниверсариях готовят ученика к студенческим будням, преподаватели предъявляют жёсткие требования.
Предпрофессиональные классы
В школе реализована концепция ранней профилизации. Обучение с 8 классов ведется по 4-м профильным направлениям: биологическому, историко-филологическому, математическому и физико-химическому.
Историко-филологическое направление
Литература (ВГУ - Воронежский государственный университет)
Гимназия ставит перед собой задачу на примере лучших образцов мировой и отечественной литератур
сформировать представление о литературе как о виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.
на основе понимания языка литературы как вида искусства научить гимназиста анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.
выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.
показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.
определить национальное своеобразие и мировое значение русскойлитературы.
объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.
выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.
воспитать устойчивый художественный вкус у учеников. Исходя из этого, гимназия в содержании литературного образования выделяет три компонента:
Художественный текст. Работа с любым текстом направлена на достижение цели его понимания. Следовательно, важнейшая задача, стоящая перед учеником — освоить процедуры анализа текста;
Определенный круг сведений по теории и истории литературы, а также знания человековедческого характера (философские, нравственные, психологические категории и понятия);
Сведения по стилистике, в том числе об особенностях художественной речи, которые необходимы для речевого развития гимназистов
Содержание литературного образования в 8–11-х гуманитарных классах состоит, в сущности, из двух блоков: русской национальной литературы, в том числе древнерусской, на основе усвоения русской литературной классики и зарубежной литературы — от античности до наших дней.
История (ВГУ)
Важнейшую цель исторического образования гимназия видит в формировании у учащихся на основе объективного исторического анализа прошедшего либерального гуманистического мировоззрения, главными принципами которого гимназия считает
неприятие насилия как инструмента совершенствования человечества, стремление к эволюционному развитию общества;
неприятие любых форм дискриминации и вражды по расовым, национальным, религиозным, социальным признакам;
приоритет прав личности над интересами государства;
ориентация на общечеловеческие ценности.
Углубленное изучение истории в гуманитарных классах предусматривает не только больший объем изучаемого материала по решающим темам, но, прежде всего, иной подход к изучению. В гуманитарных классах значительно возрастает объем работы с документальным материалом: хрестоматиями, специально подготовленными подборками документов. Это не только способствует большей глубине и прочности усвоения материала, но позволяет в ряде случаев прибегать к методу учебного исследования, до некоторой степени знакомя учащихся со спецификой исторического познания
Углубленное изучение истории предполагает также ознакомление гимназистов с элементами историографии. Выпускник гуманитарного класса должен уметь работать с научной и научно-популярной литературой, различными справочниками, энциклопедиями, библиографическими указателями, каталогами.
Математическое направление (ВГУИТ - Воронежский государственный университет инженерных технологий )
Основная задача обучения математике, какой видит ее гимназия, заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимся системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Углубленное изучение математики, наряду с основной задачей, предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗах.
Начальный этап углубленного изучения математики (8 кл.) является в значительной мере ориентационным. На этом этапе ученику важно осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы в следующих классах сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного изучения математики.
Содержание математического образования в старших классах гимназии строится по следующим принципам:
обеспечение базового уровня соответствующего государственной программе по математике
изучение специальных математических курсов и работа в специальных семинарах по выбору, которые должны помочь учащимся достигнуть уровня математической подготовки, необходимого для их последующего образования
Главным в обучении математике гимназия считает решение задач, выстраиваваемых в цепочку от простой к сложной по каждой теме курса и требующих применения не только текущих, но и накопленных ранее знаний, интуиции и развитого воображения.
Основнй формой обучения математике является урок в сочетании с лекционно-семинарской системой обучения. Ученику предоставляется возможность индивидуальных консультаций, а также возможность работы по индивидуальному учебному плану.
Физико-химическое направление (ВГУИТ)
Этот класс предполагает более широкую профилизацию по сравнению с математическим и биологическим классом и более "мягкое" профилирование на этапе 8 и 9 классов, что позволит многим гимназистам с общей одаренностью и просто способным и мотивированным в широкой познавательной области учащимся успешно обучаться в гимназии.
Физико-химический профиль должен обеспечить углубленное изучение физики и химии, хороший уровень подготовки по биологии и географии при непременном условии высокого уровня математической подготовки учащихся. Это означает, что такой класс подготовит учащихся к выбору большой группы профессий (физико-химических, инженерных, педагогических, медицинских, геологических и пр.).
Основными целями обучения в классе физико-химического профиля можно считать, во-первых, развитие определенного стиля естественнонаучного мышления, отличающегося такими чертами, как теоретический, аналитико-синтетический характер, критичность и системность, диалектичность, творческий характер, и, во-вторых, формирование глубоких, прочных, действенных знаний по профильным дисциплинам на основе владения методологией естественнонаучного исследования.
Углубленное изучение физики и химии будет осуществляться в первую очередь за счет экспериментального, практического компонентов курсов и лишь в 10 и 11 классах углубление "охватит" в полной мере теоретический компонент, причем в 11 классе предполагается разделение группы на физическую и химическую подгруппы за счет часов технологии и курсов по выбору.
Учащиеся физико-химического класса будут выполнять курсовые работы по физике и химии (9 класс) и курсовые работы по физике и химии с элементами информатики или цикл экспериментальных творческих заданий
(10 класс). Широкой подготовке в естественнонаучной области будут способствовать система факультативных курсов и самостоятельной исследовательской работы учащихся под руководством не только учителей гимназии, но и преподавателей и вузов и научно-исследовательских институтов, научных сотрудников МГУ имени М.В.Ломоносова, МПГУ и других.
-----
Интеграция как базовая идея многоуровнего образовательного комплекса
Создание многоуровневых образовательных организаций – одно из перспективных направлений реформирования системы профессионального образования, позволяющее решить целый комплекс задач, стоящих перед отечественным образованием. Основными преимуществами, заложенными в идее многоуровневого образования, являются учет образовательных потребностей личности обучающихся, а также повышение эффективности профессиональной подготовки через интеграцию ресурсов, входящих в состав МОК образовательных организаций.
Нет комментариев