Все, наверное, замечали, что старые картины часто подернуты зеленоватой дымкой, небо зеленовато-оливковое, чистых синих тонов нет совсем. Поэтому многие репродукции и снимки, выложенные в интернете, "отсинены" редактором, и в результатах поиска по картине можно увидеть сильно разные варианты цветопередачи.
Кажется, что это эффект векового наслоения копоти и масла на поверхности картин, но на самом деле основная причина была в выборе художником синего пигмента.
До изобретения синтетических пигментов для получения красок художники растирали в порошок цветные минералы – охру, киноварь, антрацит.
Особенную сложность доставляли синие пигменты. Кроме смальты (измельченного кобальтового стекла) европейским художникам были доступны два основных источника синей краски – лазурит (ультрамарин) и азурит (медная лазурь).
Несмотря на схожие названия и внешний вид, это совершенно разные по химическому составу минералы, лазурит – силикат, азурит – карбонат меди. Путаница этих минералов произошла еще в античные времена, от того названия почти одинаковые, но художники отличали их очень хорошо.
Пигмент, полученный из лазурита, назывался «подлинным ультрамарином» и был очень дорогим, практически по цене золота, потому что для получения этого пигмента порошок из камня приходилось подвергать сложной и многоступенчатой очистке. Из 100 грамм и так недешевого камня получалось всего 2-3 грамма пигмента высшего сорта. И к тому же, до 15 века европейские художники не владели методами извлечения ультрамарина, его импортировали из Азии готовый, что существенно добавляло к цене.
А вот азурит для красочного пигмента подходит идеально – мягкий камень легко измельчается в ярко-синий порошок, хорошо смешивается с масляной основой и растирается. Как минерал азурит был намного дешевле, потому что добывался в том числе и в самой Европе, а подходящие для краски сорта лазурита привозили из предгорий Памира.
Но такой удобный азуритовый пигмент оказался с сюрпризом – со временем иногда совершенно зеленел!
Наглядный пример сравнения двух пигментов на одной картине – «Мадонна с младенцем и ангелом» Сандро Боттичелли. Небо на картине выполнено азуритовым пигментом и было синим, но позеленело, на мантии Мадонны использован драгоценный ультрамарин.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев