Техника масляной живописи дает огромное преимущество в работе: картину можно писать годами, постепенно моделируя форму и прописывая детали тонкими слоями краски (лессировкой).
Поэтому корпусное письмо, где сразу же пытаются придать законченность картине, не характерно для классической манеры работы с маслом. Продуманная поэтапность нанесения красок позволяет добиться удивительных оттенков и эффектов, поскольку каждый предыдущий слой при лессировке просвечивается сквозь следующий.
Фламандский метод, который так любил применять Леонардо да Винчи, состоял из таких этапов: - На светлом грунте делалась пропись рисунка в одном цвете, сепией – контур и основные тени. - Затем делался тонкий подмалевок с лепкой объема. - Завершающим этапом были несколько лессировочных слоев рефлексов и детализации.
Но темно-коричневая пропись Леонардо со временем, несмотря на тонкий слой, стала сильно проступать сквозь красочное изображение, что привело к потемнению картины в тенях. В основном слое он часто использовал жженую умбру, желтую охру, берлинскую лазурь, желтый кадмий и жженую сиену. Его окончательное нанесение красок было настолько тонким, что его невозможно было уловить. Собственно разработанный метод сфумато (затушевывание) позволял это делать с легкостью. Ее секрет в сильно разбавленной краске и работе сухой кистью.
Айвазовский писал в основном на красном грунте.
В этой технике особое внимание отводилось применению перекрывающих дополнительных цветов, которые позволяли нейтрализовать местами насыщенный грунт. Например, красный грунт можно было нивелировать серо-зеленым подмалевком. Работа в этой технике велась быстрее, чем во фламандском подходе , что больше нравилось заказчикам. Но неправильный подбор цвета грунта и красок завершающего слоя мог испортить картину.
Потемнение полотна грозило всем , кто в избытке использовал земляные краски (сиена, умбра, темная охра).
Кроме используемых земляных красок, темнеющих со временем, покрывные лаки на основе смол (канифоль, янтарь) также изменяют светлость картины, придавая ей желтизну. Чтобы искусственно придать старину полотну, в лак специально добавляют пигмент охры или любой другой похожий.
Также к сильному потемнению может привести избыток масла в работе. Он может повлечь за собой еще и трещины. Хотя такой эффект кракелюра чаще связан с работой по полусырой краске, что для масляной живописи недопустимо: пишут только по высохшему или еще сырому слою, в ином случае необходимо соскрести его и прописать заново.
И пока у Вас есть возможность, используя полученные сегодня знания - обязательно ходите в музеи, рассматривайте и проникайтесь красотой этих полотен. Ей просто невозможно не восхищаться! Это как глоток чистого воздуха.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев