Привод на классической «Ниве» является постоянным полным приводом (4WD), то есть все четыре колеса являются ведущими постоянно, а не подключаются при необходимости!
Ключевыми элементами, обеспечивающими такую работу, являются раздаточная коробка с межосевым дифференциалом и системой блокировки.
Как это устроено и работает
В основе системы лежат три дифференциала и раздаточная коробка, которая не просто распределяет, а «раздает» крутящий момент от двигателя на обе оси.
Три дифференциала:
Два межколесных дифференциала (в переднем и заднем мостах) позволяют колесам одной оси вращаться с разной скоростью на поворотах.
Третий, межосевой дифференциал, расположен в раздаточной коробке и позволяет передним и задним колесам вращаться с разной суммарной скоростью, что необходимо, например, при прохождении поворотов или когда одна ось попадает на скользкую поверхность.
Блокировка межосевого дифференциала: Это главный инструмент повышения проходимости «Нивы».
Когда вы переводите малый рычаг в салоне, специальная муфта жестко связывает передний и задний карданные валы, заставляя их вращаться с одинаковой скоростью.
Это предотвращает ситуацию, когда вся мощность уходит на буксующую ось, и распределяет крутящий момент поровну между осями.
Блокировку следует использовать только на бездорожье, снегу или льду, а на сухом асфальте — отключать, чтобы не повредить трансмиссию.
Понижающая передача: Второй рычаг управления раздаточной коробкой отвечает за понижающий ряд передач.
При его включении передаточное число трансмиссии увеличивается, что приводит к росту крутящего момента на колесах и позволяет уверенно преодолевать крутые подъемы, тяжелую грязь или глубокий снег, хотя максимальная скорость автомобиля при этом снижается.
Основные правила эксплуатации
Чтобы грамотно пользоваться преимуществами полного привода и избежать поломок, стоит запомнить несколько простых правил:
Повседневный режим: Для обычной езды по асфальту или укатанному грунту оба рычага должны находиться в заднем положении — это означает, что дифференциал разблокирован, а передача — повышенная.
Когда включать блокировку: Блокировку дифференциала стоит задействовать на скользких подъемах, в грязи, снегу или песке.
Включить ее можно на ходу, выжав сцепление. Если муфта не входит в зацепление, можно немного проехать на малой скорости по дуге.
Когда включать пониженную передачу: Понижающий ряд незаменим на крутых подъемах, в болотистой местности или для буксировки тяжелого прицепа.
Переключать его рекомендуется только после полной остановки автомобиля и с выжатым сцеплением.
Надеюсь, этот обзор помог прояснить принципы работы вашего автомобиля.
Если у вас есть собственный опыт использования возможностей «Нивы» или возникли дополнительные вопросы, будем рады обсудить их в комментариях!
Переключаться на пониженную передачу в раздатке можно с двойным выжимом сцепления, наподобе как переключали раньше коробки на грузовиках без синхронизаторов в коробках. Но это старая, надёжная школа! Снижаешь скорость, можно и не снижать, выжимаешь сцепление, переводишь рычаг раздатки в нейтральное положение, отпускаешь сцепление, резко газуешь, чтобы уровнять скорости валов, опять выжимаешь сцепление и переводишь рычаг в положение пониженной передачи, после чего отпускаешь сцепление и уже с бОльшими оборотами и с меньшей скоростью, едешь на пониженной передачи по бездорожью или в гору. Так подробно написал для молодых, опытные шофера это и так знают!
Согласен, только в воде, в броде кнопки замыкают. Механника - надёжность, автомат - удобство, каждый выбирает по своим условиям эксплуатации и по деньгам.
Тут опять, вы правы. Была у меня пятидверная Нива, правда давно уже, дак вот когда я решил взять, что то посерьёзней, я искал именно механнику, что очень сложно, сейчас все автоматы. Но всё таки нашёл, взял Паджеро Спорт дизель на механике - это настоящий рамный внедорожник с ручным управлением коробкой и раздаткой, сейчас уже и там напихали кнопок, что снизило внедорожный потенциал. В механике главный плюс - это возможность завезтись самому с горки при севшем аккуме с толкача. В общем не жалею, машине уже 27 лет, проехал всю страну с Сибири до Крыма и обратно, всё работает, даже кондёр, двигатель ещё родной. Ниве конечно расти и расти! А про надёжность, это я сказал про механику, а не про Ниву, извини, сразу не врубился.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 14
Рыба гниёт с головы..