Неизвестный раритет Шостаковича - остроумное музыкальное наваждение.
На рубеже веков в преддверии 100-летнего юбилея Дмитрия Шостаковича в Музее музыкальной культуры им. Глинка была найдена старая картонная папка, набитая черновиками разных сочинений композитора 1920-1950-х годов — более 350 разрозненных необработанных листов, исписанных характерным, легко узнаваемым почерком Дмитрия Дмитриевича. Среди них в 2004 году музыковед Ольга Дигонская обнаружила партитуру эстрадно-циркового ревю «Условно убитый», которое с успехом шло в Ленинградском мюзик-холле с 4 октября по 30 ноября 1931 года с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко . Вдова композитора Ирина Шостакович попросила композитора Дэвида Макберни оркестровать находку. А постановку осуществил Теодор Курентзис и свету явился спектакль, превращенный из эстрадного ревю в одноактный балет, наполненный юмором и сатирой и рассказывающий о жизни молодой Советской Республики , на яркую и задорную музыку молодого Шостаковича . Премьера состоялась 22 мая 2015 г. в Пермском театре оперы и балета в присутствии вдовы композитора Ирины Шостакович.
Веселый и обаятельный абсурд разворачивается в стильной сценической среде, цитирующей советский авангард 20–30-х годов с его индустриальной эстетикой и культом машин. Вращающиеся шестеренки, винты, болты, движущиеся на экране механизмы, каркасы из лестниц, костюмы массовки, напоминающие живопись Павла Филонова – воссоздают ту эпоху, ее энергию, дух, ее жизнь. И все это под музыку молодого Шостаковича , в которой слышится его «вольно дышавший» еще тогда композиторский дух : бодрая и озорная, насмешливая и жизнерадостная музыка с ее резкими свистками и сиренами, смело откликающаяся на разные события молодого советского государства. И которую блестяще смог передать Теодор Курентзис : «галопчик» или «чижик», фокстрот или джаз в мгновение обрушивается страшной звуковой бездной, ритмическим сломом, мрачным накатом литавр и – снова «выныривает» к бодрым мотивам. Собственно, в этом и состоял безудержный и оптимистичный драйв того далекого времени, искренне верившего в лозунг «весь мир будет наш».
«Условно убитый» – одноактный балет, посвященный учениям противохимической обороны.... и эту, мягко говоря, не балетную тему в Перми ухитрились положить на танец. Персонажи похожи на героев сатирического ревю. Пафос и гротеск ,неоклассика и чарльстон органично уживаются здесь в хореографии Алексея Мирошниченко.
Балет повествует о чувствах и грёзах молоденькой мороженщицы Машеньки, влюблённой в Стопку Курочкина и избегающей навязчивых ухаживаний офицера Бейбуржуева.
На дворе 30-е годы, российское общество живёт в страхе перед угрозой из-за рубежа, состояние паранойи поддерживается органами безопасности, которые представляет Бейбуржуев.
Начиная с увертюры, пока на заднем плане шагают в ногу пионеры, а молодые мамы катят в колясках младенцев, милиционеры отечески опекают жителей, милейшие хулиганы обаятельно воруют, прохожие спешат по своим делам, героиня - прекрасная Машенька - отказывается продавать мороженое выстроившимся в очередь покупателям, раздражённых ожиданием, и предпочитает танцевать па-де-де вместе со своим возлюбленным Стопкой Курочкиным. Мечтательная и своенравная, решительная и влюблённая, Машенька прокладывает свой путь сквозь события, гнетущая природа которых облачена в потешный абсурд учебной тревоги, заставляющей всех присутствующих на сцене носить противогазы. Эта смехотворная картина – юмористическая отсылка к сцене из фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем».
Потенциально зловещая сцена тотальных учений, звучащая сегодня весьма актуально, обращается в развеселый капустник. На сцене носилки с «условно убитыми и ранеными» и толпы бегающих людей в противогазах. Под текст о "капиталистическом окружении" и "массовой оборонной организации трудящихся" Бейбуржуев развлекает сидящих на полу "условно убитых" то разнообразными корчами (иллюстрируя отравление газом), то выразительной жестикуляцией (ввинчивая трубку противогаза в отверстие коробки или нецензурно грозя империалистам).
Во время учений Машенькино обаяние пленяет военрука Бейбуржуева. Офицер увлекает нашу героиню, разлучённую с "условно убитым" Стопкой Курочкиным, за собой в ресторан, однако Машеньке удается от него избавится, воспользовавшись его опьянением и укрывшись в фантастическом месте по зову пригрезившегося ей ангела. К счастью, Машенька сумеет таки отыскать своего избранника.
В грандиозной финальной сцене влюблённые прячутся среди колонны гимнастов. Нацепив вслед за остальными противогазы, они сливаются с толпой, предстающей как абсурдный и язвительный образ. Анонимность заставляет их условно исчезнуть, пока преследующий их по пятам офицер задыхается скорее от досады, чем от действия газа, также условного...
А Бейбуржуев в поисках понравившейся ему и исчезнувшей из ресторана мороженщицы вдруг оказывается перед стеной сознательных советских граждан, своим видом больше похожих на фантастических монстров, и в ужасе убегает....
«Условно убитый» был создан во время становления сталинского тоталитарного режима, давшего ему абсолютную власть, накануне введения нового порядка путём террора и последующих великих чисток.
Насмешка и юмор играют здесь целебную роль, они позволяют хореографу залечить раны, оставленные в истории этой мрачной эпохой.
Произведение, исполненное вдохновения, в котором живость, юмор и даже шутовство, ничуть не умаляют глубины темы.
Эти найденные архивные опусы Шостаковича, с их сатирой на современное общество, на навязываемые ему «ценности», на культивирование образа врага и девальвацию сложных смыслов, сводящихся к лозунгам и дилетантизму, оказались актуальными и сейчас.
А Пермский театр оказался на высоте! Постановка великолепна, хореография худрука театра А. Мирошниченко впечатляет, костюмы, декорации - все ярко и атмосферно. Ну, а Курентзис.... Курентзис впечатляет всегда )