Серджиу ЧЕЛИБИДАКЕ.
Челибидаке один из величайших дирижёров двадцатого века. Если он для определённой аудитории менее известен, чем Караян, Шолти или Фуртвенглер, то это, вероятно, потому, что он редко позволял записывать свои концерты, всегда стремясь создать уникальный, трансцендентный опыт в концертном зале. Его карьера была исключительной, начиная с работы во главе Берлинского филармонического оркестра в годы после Второй мировой войны.
"Немецкий дирижёр румынского происхождения Серджиу Челибидаке стал легендой еще при жизни. Оркестр под его управлением играл со стопроцентной отдачей и достигал поразительных результатов. Челибидаке использовал музыку для акта созерцания, с целью введения слушателя в подобие транса, увлекая и ведя за собой в глубину сопереживания. Интерпретации Челибидаке были непостоянны: от ошеломляюще-прекрасных до гротескных."
В одной из статей про него написали: «Челибидаке - последний из безумных дирижеров-гениев."
Челибидаке пережил вторую Мировую войну. Юношей он был в Берлине под бомбадировками. В мире Музыки он нашел спасение от пережитого ужаса. Музыка была для него больше, чем просто музыка - ради неё он Жил.
Серджиу Челибидаке родился в городке Роман в Румынии. Начал занятия музыкой с фортепиано, затем получил музыкальное, философское и математическое образование в Бухаресте, а позднее в Париже. Очень большое воздействие на его жизнь оказало знакомство с Мартином Штайнке, который, будучи знаком с буддизмом, серьёзно повлиял на отношение Челибидаке к жизни.
Но с молодости увлечённый буддизмом, диктующим уход в себя, Челибидаке делает обратное. Он приглашает всех окружающих на свою территорию, где царит вечная гармония, где начало есть конец, а временные рамки размыты.
Он многое делал в жизни не спеша и основательно. Например, учёбе музыке он посвятил почти десять лет и впервые встал за пульт известного немецкого оркестра Берлинской филармонии в 33 года. К тому моменту фашистский режим был уже побеждён.
В 1945—1946 гг. он возглавляет Симфонический оркестр Берлинского радио. Одновременно 29 августа 1945 года дебютирует, практически без подготовки , с Берлинским филармоническим оркестром и в дальнейшем до 1952 г. исполняет обязанности его главного дирижёра.
Впоследствии он работал с оркестрами Стокгольмского, Штутгартского и Парижского радио.
В 1970 году ему присудили датскую премию Леони Соннинг. В период с 1979 года и до самой смерти он являлся музыкальным руководителем Мюнхенского филармонического оркестра. Много времени отдавал при этом преподаванию. И зачастую его курсы были бесплатными для всех желающих.
Когда говорят, что дирижерская профессия – это профессия долгожителей, то по отношению к Челибидаке это справедливо вдвойне, так как по складу характера он был несовременен, дабы не сказать старомоден. Он не любил звукозаписи, называл этот вид продукции «музыкальными прессервами», предпочитая живое звучание. Отказывался от престижных гастролей и постановок. Его имя в классической музыке вызывало уважение и восходило к славе без скандалов и шоу-оттенков.
Маэстро Челибидаке - представитель редчайшего типа дирижеров-педагогов – воспитателей оркестров.
Репетирующий Челибидаке – воплощенная воля, сосредоточенность и доброта одновременно. Только ему присущая пластика, мимика и «говорящие» глаза создают то магическое поле, благодаря которому свершается чудо. И только потом, восстанавливая в памяти портрет Мастера, с удивлением вспоминаешь, что он всегда работал без партитуры!
Существует теза, что дирижерское искусство XX века в генеральной линии находится под влиянием Тосканини – страстность высказывания, подача музыкального материала в предельно быстрых темпах, концертность исполнения, властная динамика проживания исполнителем и публикой коллизий музыкальной драмы.
Челибидаке исповедовал другую веру, восходящую к Б. Вальтеру – внутреннее напряжение, исполнение в темпах, близких к предельно спокойным, отсутствие внешних эффектов. Драматургия же проявляется постепенно, исподволь, и от этого сила переживания во времени как бы растягивается, восходит к философским обобщениям.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2