Ситуация изменилась к концу 1944 года. Понимая, что Красная Армия теснит их на всех фронтах, немцы все шире стали применять уже довольно старый трюк с «отмашкой на независимость» в тех местах, откуда их гнали поганой метлой. Яркий пример на этот счет – провозглашение «независимого правительства Эстонии» в момент, когда ошметки потрепанных Красной Армией дивизий Вермахта уже грузились в Таллинском порту на последние уходящие на Запад транспорты, а наши бойцы в город еще не вошли.
Просуществовала, правда, эта гротескная «независимость» всего несколько суток, но и то хлеб. Видно, в Берлине в глубине души все же надеялись, что объявившие оную фашистские холуи с эстонской пропиской вдруг, да и добьются от западных держав возвращения им их «антисоветской демократии» образца до 1940 года. То бишь откровенной диктатуры, с точки зрения даже формальных западных норм, но все равно некоммунистической.
Ну а собравшиеся 14 ноября 1944 года в пражском замке «представители свободной России» не могли похвастаться даже небольшим клочком российской земли под своим контролем. И больше всего напоминали персонажей гротескной сценки фильма из советского приключенческого сериала о «Неуловимых мстителях» «Корона Российской империи». Когда «Их Величества, Императоры Всероссийские» (да, в числе аж двух претендентов, устроивших между собой безобразную драку за «трон») собрались в заштатном парижском ресторанчике.
Впрочем, в Праге до драки не дошло – надо отдать должное «главному режиссеру» этого действа, рейхсфюреру СС Гиммлеру и его подручным. Так что Андрей Власов не только стал главой новоорганизованного Комитета освобождения народов России, но под его власть, в качестве командующего силами КОНР, были переданы почти все коллаборационистские формирования из числа как «свежих» предателей СССР, так и «старых» врагов Советской власти еще с Гражданской. Правда, последних нередко пришлось немало «уламывать» подчиняться «почти большевистскому генералу», но в целом это прошло без эксцессов.
Так что довольно скоро в подчинении власовского Комитета насчитывались уже довольно значительные силы – больше 120 тысяч вооруженного сброда, включая даже авиационный полк. И без дела, увы, они не стояли, помогая «освобождать Россию» бок о бок с теми, кто мечтал превратить ее земли в «лебенсраум» для «юберменшей арийской расы».
Правда, при всем при этом невольно возникает вопрос: а зачем эта активность была нужна самому Власову? Вроде бы данных о том, что немцы на него сильно «давили» в плане организации уже не просто разрозненных частей из предателей, а создания чуть ли не «правительства России в изгнании», нет?
Сам же изменник, как никак, был не самым бесталанным военачальником и к концу 1944 года не мог не понимать, что дни Третьего Рейха уже сочтены. Вопрос заключался лишь «где и когда», но не «да или нет».
Обычно в связи с этим высказывается объяснение, что перебежавший на сторону фашистов генерал просто хотел «нарастить жирку» за счет своих новых покровителей, а потом, когда подвернется случай, без всяких угрызений совести ударить им в спину, чтобы заработать очки у западных пока еще союзников СССР. В преддверии также всем понятного послевоенного противостояния уже англосаксонского Запада с Советским Союзом.
Дельце, как известно, не выгорело. Ибо Сталин еще в феврале 1945 года, на Ялтинской встрече, добился от союзников твердых гарантий передачи коллаборационистов из числа советских граждан для советского суда. И договоренности эти, пусть только в первые послевоенные месяцы, Лондон и Вашингтон постарались выполнить. Пусть даже часть «мелкой рыбешки» из числа оказавшихся в «западных секторах» оккупации Германии власовцев и выскользнула (а немалая их часть действительно пошла на службу к новым хозяевам), но большинство этих изменников, включая почти все руководство, понесло заслуженную кару.
Комментарии 2
Начнем, пожалуй, с главного их лозунга: «За народное благоденствие, национализм, единение!»
Известно, что под первым пунктом, «благоденствия», власовцы, не без рационализма, полагали достаточное насыщение населения России продовольствием. Но при этом они же обещали расформировать колхозы и передать землю в частную собственность.
Но ведь и сами-то колхозы Советская власть организовывала, грубо говоря, не от хорошей жизни! А потому что на 12-й год ее существования начались серьезные перебои с продовольственным снабжением. Бедняки на своих делянках без современной сельхозтехники просто не могли производить достаточное количество «товарного» (то есть на продажу) зерна, а «кулаки» хотели продавать его втридорога, да еще и шантажиру...ЕщёНо для любителей «узнать остальные 33 причины» неизбежного краха «спасителей России от большевизма» можно привести и хотя бы несколько конкретных примеров из их программных документов.
Начнем, пожалуй, с главного их лозунга: «За народное благоденствие, национализм, единение!»
Известно, что под первым пунктом, «благоденствия», власовцы, не без рационализма, полагали достаточное насыщение населения России продовольствием. Но при этом они же обещали расформировать колхозы и передать землю в частную собственность.
Но ведь и сами-то колхозы Советская власть организовывала, грубо говоря, не от хорошей жизни! А потому что на 12-й год ее существования начались серьезные перебои с продовольственным снабжением. Бедняки на своих делянках без современной сельхозтехники просто не могли производить достаточное количество «товарного» (то есть на продажу) зерна, а «кулаки» хотели продавать его втридорога, да еще и шантажируя государство своим «хочу – продаю, не захочу – сгною».
А пресловутая «продразверстка», в которой современные либералы традиционно обвиняют «проклятых большевиков», на самом деле была введена … еще при царе, в 1916 году! И после такого замечательного для Власова Февраля 1917 года была благополучно продолжена Временным Правительством. Потому что «всемогущая рука рынка», столь любимая «гайдаровцами», привела и без всяких большевиков к значительному росту цен на еду, а кормить что рабочих в городах, что воюющую армию чем-то было надо.
Так что первое, с чем бы столкнулись власти «свободной России» – это сильнейший продовольственный кризис. Не исключено, что даже в форме массового голода. Особенно, если «реформаторы» стали бы в духе «лихих 90-х» резать по живому МТС и колхозный парк техники при разделе этих «активов» и передачи их в частные руки.
И в плане национально-государственного строительства «власовцев» ожидали бы те же проблемы, что и Керенского, только значительно более усилившиеся. Ведь хоть в состав КОНР формально и вошли часть националистических деятелей Украины, Северного Кавказа, Поволжья, но куда большее их количество, спустя уже всего 4 дня, объявило о создании в противовес детищу Власова (и Гиммлера!) «Собрания народов, порабощенных Россией». С практически той же «географией» «хотелок» – Идел-Урала, Кавказа, Крыма, Туркестана, Украины и Белоруссии.
Ну и как бы «свободные от большевизма» (но с опорой на русский национализм!) гипотетические правители в Москве боролись с сепаратизмом последних? С помощью немецких штыков, что ли? Так с чего Гитлеру им помогать – со времен еще Римской империи такие деятели склонны применять принцип «разделяй и властвуй!»
В общем, вместо вожделенного «некоммунистического рая» Власов с подельниками, в случае своего гипотетического прихода к власти в СССР, «подарил» бы гражданам голод, разруху и новую гражданскую войну, уже под националистическими знаменами. Хотя, конечно, думается, и в этом случае нормальные люди быстро бы организовались и рано или поздно возвратили бы власть Советам. Но какой же ценой…
Действительно, пока в мире существует Россия, то ли самостоятельно, то ли в составе (и во главе) СССР, у нее обязательно будут враги. А как уже конкретно они будут называться и кем конкретно олицетворяться, Гиммлером или Аленом Даллесом – это уже не столь важно.
Так что после 1945 года в Европе и США стали, как грибы после дождя, расти многочисленные «пост-власовские» по духу «конторы». Такие, как Союз Борьбы за Освобождение народов России, Антикоммунистический Центр Освободительного Движения Народов России, Союз Андреевского Флага (САФ), Российское Общенациональное Народно-Державное Движение (РОНДД) и Центральное Объединение Послевоенных Эмигрантов (ЦОПЭ).
<...ЕщёКак бы там ни было, но «пражские мечтатели» (точнее, предатели) спустя всего полгода большей частью оказались в советской тюрьме, а позже – кто на виселице, кто в исправительно-трудовых лагерях. Но их иудино дело на этом не завершилось, найдя «достойных» продолжателей.
Действительно, пока в мире существует Россия, то ли самостоятельно, то ли в составе (и во главе) СССР, у нее обязательно будут враги. А как уже конкретно они будут называться и кем конкретно олицетворяться, Гиммлером или Аленом Даллесом – это уже не столь важно.
Так что после 1945 года в Европе и США стали, как грибы после дождя, расти многочисленные «пост-власовские» по духу «конторы». Такие, как Союз Борьбы за Освобождение народов России, Антикоммунистический Центр Освободительного Движения Народов России, Союз Андреевского Флага (САФ), Российское Общенациональное Народно-Державное Движение (РОНДД) и Центральное Объединение Послевоенных Эмигрантов (ЦОПЭ).
По сути, единственным их отличием от описанного в статье КОНР только и было отсутствие упоминания в программных документах Гитлера и его чудовищный режим в качестве союзников. Все остальное осталось почти без изменений – так же антисоветски и вместе с тем декларативно и беспочвенно.
Да что там далеко углубляться в историю – можно забить, например, в интернет-поисковиках запрос «Форум свободной России» под председательством беглого либерального «оппа» Гарри Каспарова. Там все выступающие со слезами стенают о «несчастных россиянах», но при этом требуют заблокировать газопровод «Северный поток-2», отдать бандеровцам обратно Крым (заодно с многомиллиардными «компенсациями»-репарациями), «возвратить в Россию экономическую свободу» и т.д.
И пресловутых «правозащитников», и «патриотов» ничуть не смущает тот факт, что проведение в жизнь их сумасшедшей программы отбросит россиян в ситуацию даже похуже начала «лихих 90-х». Но тогда откуда же эти «борцы» будут находить средства для «социальной защищенности», которую, кстати, обещал в своих «писульках» соотечественникам и Власов?
Так что юбилей апофеоза «власовщины», увы, имеет не только историческую ценность, но и очень даже злободневное значение.