Слова, исполненные глубокого патриотизма, нанесены вместе с картинкой пожара некого города на предмет, огонь гасящий— съёмы. Ими гасили свечи и удаляли с них нагар. Предмет, присутствовавший, наверное, в каждом доме, был традиционным для тульских умельцев изделием. В собрании Государственного исторического музея есть несколько съёмцев. Эти сделаны в 1815– 1820 годах в Туле. Стоят на трех ножках — чтобы не испортить поверхность, так как накалялись в процессе работы. У вытянутого острого носика, которым можно было подправлять фитиль, — матовая розетка. На прямоугольной коробке — ей-то и захватывался как ножницами горящий фитиль, потом коробка закрывалась и пламя гасло без доступа воздуха — изображён условный город, здания с куполами и крестами.
Один из самых трагичных эпизодов Отечественной войны 1812 года — пожар Москвы — отражён во многих произведениях не только изобразительного, но и декоративно-прикладного искусства. На шкатулках, подносах, других предметах, широко распространявшихся гравюрах часто встречаются слова из известного рескрипта на имя генерал-губернатора Москвы графа Ф. В. Ростопчина, написанного государственным секретарём А. С. Шишковым 11 ноября 1812 года по указу Верховного главнокомандующего вооруженными силами Российской империи императора Александра I: «И так, хотя великолепную столицу Нашу пожрал ненасытный огонь, но огонь сей будет в роды родов освещать лютость врагов и нашу славу; в нём сгорело чудовищное намерение всесветного обладания, приключившее толико бедствий всему роду человеческому и приготовлявшее столько же зол предбудущим родам».
Парафраз текста как раз и представлен на исподе съёмцев. Он выполнен в технике матового травления, которую для украшения изделий из металла использовали и английские, и тульские мастера.
—
Съёмы для нагара свечи. 1815-1820-е гг.
#ТулавсобранииГИМ #КоллекцияГИМ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев