Книги заменяли ему семью, общество, друзей. Он был старый холостяк и, кажется, родился таким же сгорбленным, маленьким и колючим, каким знали его все московские книжники и букинисты», — так начинается рассказ Бориса Садовского «Конец книголюба», вышедший в «Биржевых ведомостях» 1 октября 1915 года. Под Гарусовым современниками был узнан Павел Васильевич Щапов, библиофил, собиратель книжных редкостей и старопечатных изданий. В основу сюжета лег реальный случай из жизни коллекционера, который, по всей видимости, стоил ему жизни….
Павел Васильевич Щапов (1848 — 1888) — третий и младший сын купца-старообрядца 2 гильдии, впоследствии потомственного почетного гражданина Москвы Василия Ивановича Щапова, переехавшего в столицу из Ростова. Владел бумаготкацкой фабрикой, завещал капитал сыновьям в равных долях. После смерти отца Павел из семейного дела вышел, свою долю взял деньгами. Увлекся книгами, собирал русские и славянские печатные и издательские раритеты, в том числе выпущенные в провинции. Его библиотека насчитывала 30 тыс. томов. Самая ценная ее часть — 1600 старопечатных книг с 1491 по вторую половину XIX века. В коллекции П. В. Щапова были издания Франциска Скорины, экземпляр Псалтири около 1565 года, книги Ивана Федорова; венецианские издания Божидара Вуковича.
Еще при жизни Щаповым было составлено духовное завещание: всё собрание, его описание, каталоги, специальные шкафы для книг коллекционер отдал Историческому музею.
…Умер Павел Васильевич Щапов в 40 лет. Его кончину связывали с нервным потрясением, пережитым коллекционером. Известный издатель Суворин, добившись у властей официальной перепечатки «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (основной тираж книги 1790 года был уничтожен, автор приговорен к смертной казни, которую заменили сибирской ссылкой), нашел один из уцелевших экземпляров у Щапова. Павел Васильевич после долгих уговоров книгу для перепечатки дал. В типографии, не зная о ценности копируемого издания, книжку расшили — для удобства. Листы были помяты, испорчены и ушли в мусор. Опомнившись, Суворин начал искать «Путешествие …» у собирателей книг, чтобы вернуть Щапову. Узнав обо всем, Павел Васильевич слег — обострились болезни. Книжку Суворин нашел, отдав за нее около 1000 рублей. Так книжный раритет и одновременно политический памфлет вернулся в библиотеку Щапова, правда, в другом переплете.
Собрание книг старой печати Павла Васильевича Щапова — часть фонда отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея. Это одно из крупнейших отечественных хранилищ памятников письменной культуры.
—
Гравированный и литографированный портрет. П. В. Щапов (фрагмент). Фототипия Шерер и Набгольц. Кн. А. Н. Голицын; кн. А. И. Барятинский; М. Д. Хмаров; П. В. Щапов. Конец XIX — начало XX вв.
Рукопись. Инвентарь (хронологический) собрания старопечатных книг Щапова (68 заполненных листов). 1870-е — 1880-е гг.
Старопечатная книга. Октоих. 1699 г.
Старопечатная книга. Акафисты. 1660 г.
Андрей Кесарийский. Печатный двор. Старопечатная книга. Апокалипсис с толкованием. 1712 г.
Старопечатная книга. Символы и Эмблемата. 1705 г.
#ГИМДарители #КоллекцияГИМ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2