В световом холле главного здания Государственного исторического музея на Красной площади есть четыре мраморных доски. На них — имена коллекционеров, чьи собрания стали основой фондов главного музея российской истории. Среди них — Павел Яковлевич Дашков (1849–1910), страстный собиратель документов и гравюр по русской истории. Основная сфера его интересов — русская история, гражданская и военная, история русской литературы.
Собрание Дашкова знали все российские любители старины и издатели. За материалами к Дашкову обращались ученые, например, Императорская Академия наук, письма подписывал президент Академии великий князь Константин Константинович.
Судьба собрания Дашкова, русского аристократа, находившегося в родстве с многими дворянскими семьями, примечательна. После смерти коллекционера его культурно-историческое наследие оказалось распределено между Русским музеем, Историческим музеем и Пушкинским Домом.
В ГИМ поступила графическая часть собрания. В отделе изобразительных материалов находится почти 40 тысяч графических листов: портреты русских и иностранных деятелей, листы по истории русской отечественной графики и истории русской архитектуры, сюжетные изображения. Листы гравированных карт и планов хранятся в отделе картографии. А в отдел письменных источников попал родовой архив Дашковых.
Поступление коллекции Дашкова зафиксировано документами музея от 28 октября 1924 года. Инициатор — тогдашний директор ГИМ Н. С. Щербатов. Однако в его личном архиве нет ни одного документа, связанного с Дашковым.
Лишь в 2010 году стали известны подробности. В руки исследователей попало письмо брата коллекционера и его наследника Дмитрия Яковлевича Дашкова к Николаю Сергеевичу Щербатову, отправленное из Петрограда 10 июня 1919 года. Оказывается, в октябре 1917 года Д. Я. Дашков как один из наследников коллекции (другими были его брат и сестра) составил завещание, но случилась революция, и документ не был оформлен как положено. Автор письма подтверждает, что передает графическую коллекцию, которую наследовал от брата, в дар Историческому музею.
Более того! В феврале 1918 года, когда фронт сал неумолимо приближаться к Петрограду (напомним, еще не закончилась Первая мировая), в столице было объявлено осадное положение и началась эвакуация государственных ценностей. Коллекция Дашкова была вывезена в Москву. Именно там было два надежных убежища — Исторический музей и Музей изящных искусств.
Братья Дашковы временно поместили коллекцию покойного брата в сейф Исторического музея — несгораемую кладовую с бронированной дверью и полками-стеллажами в пять ярусов для хранения особо ценных предметов. Она устраивалась на личные средства Н. С. Щербатова. Сейчас здесь располагается Особая кладовая — отдел драгоценных металлов. Пять лет коллекция лежала в ГИМ, и на учет встала лишь в 1924-м.
---
Матэ В. В. Павел Яковлевич Дашков. 1911 г. Бумага, гравюра, офорт, тушь карандаш. 26х19,3 см
Дружеский шарж. Павел Яковлевич Дашков, коллекционер. 1888 г. Серая бумага, рисунок углем и белилами. 48,6х31,2 см
Неизвестный гравер. Портрет генералиссимуса князя Италийского графа Суворова Рымникского (1730–1800). Западная Европа. 1800-е гг. Бумага верже, пунктир. 29,9х20,1 см
Финден Эд. (автор гравюры), Лавров И. А. (автор рисунка). Москва Вид южной части Красной площади. Иллюстрация из книги Lyall R.(Лайель Р.) "The Character od the Russian and the detailed History of Moscow". Лондон. 1823 год. Бумага, гравюра, акварель. 22,4х27,6 см
Мейерберг Августин. Крестный ход на Красной площади. Западная Европа. Вторая половина XIX в. Бумага, печать. 7,6х12,5 см
Desmaisons. Облачения русских епископов. Западная Европа. 1783 г. Бумага, гравюра резцом и пунктиром. 38,8х25,7 см
Микешин М. (художник). Великий князь Николай Николаевич старший. Санкт-Петербург. 1857 г. Бумага, графитный карандаш. 31,7х22,7 см
#КоллекцияГИМ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев