📖
Изъ бумагъ H. I. Извольскаго, 1850-хъ и 1860-хъ годовъ.
📝 Каждое лѣто, послѣ уборки хлѣба, торговцы возвышаютъ цѣны на все: случится гдѣ нибудь, хоть въ одномъ уѣздѣ, неурожай ржи или овса—распустятъ слухь „что неурожай вездѣ" и набавятъ цѣны на крупу, хлѣбъ и пр. Вотъ ужь нѣсколько лѣтъ и осеней я такъ замѣчаю. Въ самомъ дѣлѣ торговцы держатся какого то систематичеокаго возвышенія цѣнъ на жизненные предметы.
📝 Недавно мы замѣтили что русскій простой народъ любитъ свои грѣхи взваливать на другихъ: „съ больной головы на здоровую;" a естли не на кого взвалить, то на „бѣса" или „дьявола": „врагъ попуталъ!" говоритъ онъ. Къ несчастію эти убѣжденія народа поддерживаются y насъ даже въ литературѣ: недавно просматривая оглавленіе послѣдней книжки духовнаго журнала: „Душеполезное Чтеніе",который и предназначенъ для народа,—мы нашли между прочемъ статью въ которой дѣло идетъ о „преградахъ", „соблазнахъ" или „обольщеніяхъ" „врага" что, какъ извѣстно, означаетъ дьявола.
📝 К процессіи въ Москвѣ крайне неприличны, даже само духовенство идя впереди позволяетъ себѣ неприличіе: смѣяться, что жъ дѣлаютъ и говорятъ послѣ этого другіе, провожающіе?
📝 У статскихъ чиновниковъ кокарды на фуражкахъ носятъ одни дураки: я знаю нѣсколько умныхъ и образованныхъ гражданскихъ офицеровъ и ни одинъ изъ нихъ не носить кокарды.
📝 Что за варварская форма — покупка идетъ на кладбищахъ для умершихъ: торговаться на могилахъ! Мѣрить шагами по росту и лѣтамъ умершаго ре-бенка!.. Если посадите цвѣты, деревцо — могильщики умышленно повредятъ, что нхъ наняли посадить и купили y нихъ деревцо.
📝 Если въ глухую полночь на улицахъ и глухихъ переулкахъ Москвы раздаются крики: „Караулъ!" „Грабять!" „Помогите!"-изъ сосѣднихъ домовъ никогда никто не выйдеть -этого и обычая здѣсь нѣтъ!-мужчины спокойно спять и только женщины твердятъ: „Господи!" И странно: на спасеніе утопающихъ всегда находятся люди съ самоотверженіемъ бросающіеся въ воду.
📝 Обыватели то боятся ихъ сожгутъ.
— Жулик и то?
— Да! Полиція вѣдь выпускает, поймаютъ вора, подержатъ въ частномъ дому недѣлю—да и выпустятъ опять, да они мстять.
— Да, вотъ: котораго изколотили тотъ на другой день умеръ, a которые колотили и вытащили y него деньги, этихъ выпустили опять на волю.
— Какого убитаго нашли въ Спасѣ-Воспаскомъ—въ газетахъ было?
— A о часахъ то не было, a при немъ часы нашли да еще что-то цѣнное.
— Днемъ грабятъ!
— Недавно y женщины днемъ на улицѣ отняли узелъ въ какомъ то переулкѣ на Грачевской улицѣ.
📝 — A что новинькаго въ газетахъ?
— Тѳперь до Римскаго Папы добираются.
— Что это? Послѣднія времена живемъ: противъ духовенства!!!
— Братъ на брата возстаеть! a все роскошь, трактиры, развратъ! Я вотъ вчера (въ воскресенье) послѣ обѣдни спрашиваю y старосты церковнаго: сколько доходу?
— Какой доходъ, говоритъ, убытку полтора цѣлковыхъ!
📝 Бородач-купецъ заставилъ нѣмку-шарманщицу играть подъ дождемъ и забавился, издѣвался съ своими,—женой, снохой, и прочими надъ непріятнымъ положеніемъ бѣдной женщины.—Нѣчто дикое, звѣрское!
📝 Вот какъ развращаютъ дѣтей y насъ: извосчикъ отнялъ что-то y мальчика-разносчика; мальчишка началъ ругать его крѣпкими русскими словами; смѣясь и забавляясь безсильнымъ гнѣвомъ недоростка извосчикъ, началъ стегать его, стращая, кнутомъ давая тѣмъ почувствовать мальчику, что онъ можетъ если захочетъ ударить его больно и ничто ему не помѣшаетъ это сдѣлать... Что выйдетъ изъ этого мальчика, когда онъ будетъ воспитанъ въ такихъ понятіяхъ и примѣрахъ?— Страшно подумать!
📝 Если человѣкъ будетъ замерзать на улицахъ Москвы—пройдутъ сто, двѣсти человѣкъ прежде нежели выищится одинъ, который заимется судьбою несчастнаго. Перезябнувъ, я вошелъ погрѣться въ самую грязную харчевню.
— Что вамъ угодно? спросилъ y меня подойдя ко мнѣ мальчикъ.
— A воть погрѣться.
— Такъ ступайтѳ вонъ въ энту комнату. Я не противился и вошелъ въ комнату: это была пивная лавочка.
Вошла тоже погрѣться старуха-нищая—ее выгнали. Что причиной этой жестокости? A вотъ что выйдетъ изъ этого мальчика: онъ смотря на взрослыхъ—самъ такой же будетъ.
📝 Как—привыкли мы въ каждомъ дѣйствіи правительства видѣть эгоистическія происки частныхъ лицъ! Каждое нововведеніе объясняѳмъ мы обманомъ которому подвергнулось правительство отъ людей ищущихъ своихъ личныхъ пользъ и выгодъ,—такъ развращенно было нѣкогда наше общество!
Конечно не вдругъ отрѣшимся мы отъ тѣхъ пороковъ, которые въѣлись въ натуру нашѳго общества, въ ея кровь и плоть, но все же есть и быть могугь въ настоящее время и y насъ дѣйствія правительства неподготовленныя корыстью частныхъ лицъ; такъ недавно мы слышали слѣдующій разговоръ; дѣло шло объ словесныхъ судахъ открытыхъ въ Москвѣ при трехъ частныхъ домахъ:
— Лучше ли будетъ это? спрашивалъ одинъ.
— Не знаю... можетъ быть... отвѣчалъ другой, но причина очевидна: кто нибудь захотѣлъ предсѣдатѳльскаго мѣста.
📝 Недавно мы говорили, что простой народъ очень боится частныхъ домовъ: причина этому понятна—дурное устройство нашей полиціи, — здѣсь народъ невиноват, но чего такъ боятся нищіе въ Москвѣ Юсуповскаго дома? Здѣсь другая причина, неговорящая въ пользу русскаго простолюдина — страшная лѣнь и наклонность къ тунеядству.
📝 Если на улицахъ Москвы случится драка или смерть — проходящіе не потрудятся разнять, помочь слабому и это не простые люди: нѣтъ, простолюдинъ, побуждаясь одной природой своей. скорѣй пойдетъ на помощь... Нѣтъ, это мы бѣлоручки.
📝 На Грачевской улицѣ отояла толпа y лавочки или трактира.
— Что здѣсь?
— Да дѣвка изъ б.... ушла: ее тащатъ назадъ, a она неидетъ. По переулку шла женщина въ пестромъ бурнусѣ; ее велъ подъ руку полупьяный мужчина, a сзади приставалъ къ ней и ругался другой мужчина. Толпа смѣялась и посильно острила; только женщнны смотрѣли на эту отвратительную сцену съ соучастіемъ и сожалѣніемъ, но и то не всѣ: многія, какъ и мужчины же, смѣялись... И это дѣлается среди бѣлаго дня!...
📝 (Сцена между мѣщаниномъ (иногороднимъ), который переписывался въ московское мѣщанское общество и его знакомцемъ.)
Знакомый. Ну, что какъ твои дѣла, Василій Васильичъ?
Мѣщанинъ. Разорили разбойники! Дѣла еще и половины не сдѣлано, a ужь 100 руб. сер. стало. 50 руб. сер. одного пожертвованія на Совѣтѣ въ пользу общества внесъ, сколько не торговался съ ними,—a все моя неопытность: имѣй я опытность, человѣка для совѣта, все бы дешевле обошлось.
Знакомый. Ну вотъ, a все въ газетахъ пишутъ о взяточникахъ да разныхъ злоупотребленіяхъ, a все идегь попрежнѳму.
Мѣщанинъ. Что имъ гласность — печатная бумага! Еслибъ правительство висилицы устроило передъ присутственными мѣстами да повѣсило для примѣра прокурора какой нибудь палаты, они и тогда бы продолжали грабить ближняго... Не тѣмъ надо вывесть зло.
📝 Крестьяниъ. Намъ бы волю!
Горожанинь. Да вѣдь черезъ 12 лѣтъ....
Крестьянинъ. Э! да это замучаютъ господа то:—и теперь ужь стали нажимать: .,вы, говорятъ, вольные будете."
📝 Вотъ еще разсказъ старика о службѣ своей въ Управѣ:
„Невозможно служить, особѳнно при моей должности: строгость и взысканія чрезмѣрныя, трудовъ бездна, такъ что не только что нѣть времени для отдыха, но и ходьба одна изнуряѳтъ силы! Благодарности откуда-либо со стороны за труды свои—нельзя и подумать! Боже избави! Когда дежурство, сохрани Богъ отлучиться, a тѣмъ болѣѳ когда находится будетъ арестантъ, конвертовъ приносятъ безъ малаго до тысячи—ихъ должно всѣ переписать и внести въ журналъ. Словомъ сказать служба самая тягостная, безпокойная и безвыгодная, a дѣваться некуда: нужда велить терпѣть и—терпишь."
📝 — Отсрочки въ Управу рѣдкіе возвращаютъ.
— Почему же?
— Потому что это не вмѣнено въ обязанность получателямъ, a Управа только проситъ объ этомъ, желаетъ этого.
Намъ вездѣ нужны понужденія, предписаніе, приказъ: a желаніе правительства мы не охотники исполнять: мы дожидаемся когда оно „велитъ", „прикажетъ", „предпишет".
📝 Гдѣ то на Арбатѣ или Пречистенкѣ выставлены y фотографа образчики его искуства т. е. фотограф. портреты. Точно такіе же портреты выставлены y недавно только появившагося фотографа за Москворѣчьемъ (на Пятницкой ул.) Какая разность въ содержаніи!
Здѣсь т. е. Замоскворѣчьемъ каждый какъ видно сидѣлъ по приказу, по заданной ему позѣ не смѣя шевельнутся и каждый какъ видно надѣлъ на этотъ случай новый сюртукъ только что съ иголочки. Здѣсь же (на Арбатѣ) напротивъ: каждый выбралъ себѣ позу свободно по своему вкусу и желанію, но... поза каждаго отличается здѣсь изысканностію. Здѣсь есть и атрибуты каждаго—чего здѣсь не увидитѳ!—и книжки, и бумаги, и перья, и сигарки, и трости, и шляпы, и даже кольца на рукахъ!!!
📝 У Лѣснаго ряда подъ Вѣсками видѣли мы вотъ какую сцену: полупьяный мѣщанинъ проходя тротуаромъ, вырвалъ (ради шутки) трость изъ рукъ встрѣтившагося; потомъ разругалъ и ударилъ по затылку работника съ фабрики; все это видѣлъ случившійся здѣсь y лавокъ кварт. надзиратель, но послѣдній, какъ мы замѣтили, старался какъ будто не видать этого. Надзиратель поговорилъ что то съ буяномъ, какъ видно ему знакомымъ, и даже кажется шутилъ (мы отояли на другомъ тротуарѣ); потомъ буянъ подошелъ къ будкѣ, снялъ каску с сторожа и примѣривалъ кулакомъ къ щекѣ сторожа, какъ силенъ онъ нанесетъ ѳму ударъ.... И это все видѣлъ надзиратель, но отворотясь, взялъ извощика и уѣхалъ.
📃Источник: Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П.И. Щукина 1902 год.
На фото: "Московский дворик" Василий Дмитриевич Поленов, 1878 год.
🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎
✅Услуги составления родословной, генеалогического древа.
По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу.
📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев