«Родословная — корни нашего рода» 🌳 13 поколений жителей села Зиреклы собраны в новой экспозиции В эти дни в Зиреклинском музее имени М. Газымова оформлена новая экспозиция «Родословная — корни нашего рода». Директор музея Лидия Лотфуллина рассказывает, что в новой экспозиции содержится информация о 13 поколениях жителей села Зиреклы. В родословной уместились имена 2804 человек, начиная с 1730 года по 2022 год. «Эту замечательную работу, требующую огромного труда и терпения составила и подарила музею Гульфия Халиуллина (Газымова). На сегодняшний день используя книги Газымова Мидхата Гарифовича (1942-2022) „Зиреклем зирекләре“ (2009), („Кичу Адамча, Ерыклы тожъ“), „Корни села Зиреклы. 1832-1970“, „Годы, опаленные войной. 1941-1945“, „Ревизские сказки 1858 г.“, составлены родословные 31 семьи. Книги Мидхата Гарифовича Газымова неоценимы в данной работе. Посетив выставку — наверняка, многие найдут знакомые фамилии, имена, семьи», — отметила директор музея. http://novoshishminsk.ru 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu 🌐 www.genealogyrus.ru ✉ arhrodoslov@yandex.ru ⚠Работаем с 2008 года
    1 комментарий
    4 likes
    Метрическая запись о рождении русского художника Алексея Гавриловича Венецианова. ✅ Алексей Гаврилович Венецианов (7 [18] февраля 1780, Москва — 4 [16] декабря 1847, село Поддубье Тверской губернии) — русский живописец, рисовальщик (в том числе пастелист), литограф, гравёр и педагог. Один из главных художников позднего русского классицизма первой половины XIX века, жанрист и портретист, создавший на стыке академической традиции и романтического мировоззрения оригинальную манеру изображения крестьянского быта; наставник многочисленной группы учеников, известной в историографии под его именем — школы Венецианова. Академик Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (с 1811; ассоциированный член — «назначенный» с этого же года), придворный художник императора Николая I (с 1830). Метрическая книга церкви Воскресения Христова за 1780 год 📝 Запись о рождении 87 февраля 1780 года. У прихожанина Нежинского купца Гаврилы Юрьева сына Веницианова родился сын Алексей. Крещён того же февраля 12 числа. Восприемником был Московской второй гильдии купец Андрей Иванов сын Сапожников. Восприемница была воспитательного дому бабка Федосья Петрова. 📜 Источник: ЦГА Москвы ф. 203 оп. 745 д. 17 л. 142 об. Картины: Венецианов А.Г. Автопортрет. 1811 г. Венецианов А.Г. "Спящий пастушок", 1823—24 гг. Венецианов А.Г. "На пашне. Весна", 1820-е гг. ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu ⚠Работаем с 2008 года.
    1 комментарий
    3 likes
    Уроженец Павлова рассказал, как восстановил историю своего купеческого рода. Нижегородский студент Никита Соколов написал книгу об историю своего рода. Нижегородец Никита Соколов является продолжателем древнего купеческого рода Успенских. Именно они первыми в российской империи наладили производство коньков. Сегодня Никита, несмотря на будущее юриста-международника, целиком поглощён изучением своего семейного прошлого. Мы поговорили с ним и узнали, как ему удаётся узнавать о своих корнях и находить редкую информацию. Голос предков Никита родился в Павлове, поступил в ННГУ имени Лобачевского на юриста-международника. Он живёт жизнью обычного студента – участвует в конкурсах, пишет научные статьи и публикует их в сборниках. «Особое место среди моих интересов занимают краеведение и путешествия, – признался нижегородец. – На личном опыте хочу показать и другим людям, что это две очень взаимосвязанные сферы. Изу­чая историю своей семьи и родного села Павлова, которое получило статус города лишь в 1919 году, мне приходится ездить по разным местам нашей страны и собирать по крупицам необходимую информацию. Чаще всего это Москва и Санкт-Петербург». Никита с детства слушал рассказы про свою семью и её купеческое прошлое от дедушки. «Я узнал об истории семьи ещё в дошкольном возрасте и отчётливо помню разговоры, связанные с этой темой, – вспоминает он. – В нашем городе сохранилось много исторических домов, которые всегда вызывали моё восхищение». Оказалось, что по линии мамы он – потомок купцов Пуховых, которые первыми в России начали производить коньки. «Мой прапрадед Алексей Пухов был приказчиком, управляющим Торговым домом металлических изделий Пухова, основателем которого был Иван Иванович Пухов, – рассказал студент. – История этого Торгового дома тесно связана с замочным производством. Как оказалось, именно у моих предков была первая в России специальная фабрика по выпуску коньков, которая сначала конкурировала по качеству изделий с заграничными промышленниками, а затем и вовсе взяла первенство. Производили и пехотные лопаты, когда грянула Первая мировая война». Здание этой фабрики до сих пор сохранилось в Павлове. После 1917 года оно, как и два дома Пуховых, было национализировано и передано городу, теперь там располагается Павловский техникум народных художественных промыслов России. Сам Иван Пухов какое-то время работал управляющим производством при своей бывшей фабрике, но в 1918 году был арестован и расстрелян. «Сын Алексея Пухова, Сергей, был участником советско-финской и Великой Отечественной войн, участвовал в обороне Москвы, был лётчиком и сослуживцем Василия Сталина, дважды его самолёт подбивали, был ранен. Всё это ещё раз подтверждает любовь моей семьи к своей Родине», – с гордостью рассказывает Никита. Всё это Никита знал со слов деда. А повзрослев, занялся поиском документальных подтверждений всем услышанным историям. Газетный переплёт В Нижнем сейчас активно развивается краеведение. Многие жители занялись изучением своих корней, пишут книги об истории своей семьи, по крупицам выискивая информацию. Для Никиты образцом в этом плане стала Татьяна Виноградова – профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАС, почётный гражданин Нижнего Новгорода, много лет занимающаяся краеведением и сохранением старого Нижнего. Сама она из дворянского рода, прадед Татьяны Павловны был протоиереем Благовещенского собора. О своём происхождении она узнала, когда начала писать книгу «Нижегородская интеллигенция». Тогда в архиве ей в руки попал автограф деда – «дворянин Василий Виноградов». Оказалось, что и отец был записан как дворянин. «То, как она оперирует фактами, рассказывая о своей семье, заставляет не просто восхищаться, а идти и узнавать ещё больше о собственной», – делится Никита. Прогуливаясь рядом с домами своих предков, он представляет, как из этих дверей когда-то выходили родные для него люди. «Каждый человек – это история, своеобразная книга жизни, которую порой так хочется прочесть, но не всегда нужно это делать», – уверен студент. Конечно, в современном мире добывать информацию значительно проще – нужные данные легко найти в интернете. Тем более, что многие библиотеки существуют в онлайн-формате, а большинство редких и старых книг на данный момент оцифрованы и находятся в открытом доступе. Но не обходится и без личного общения. Невозможно собрать информацию из редких документов, не пообщавшись с людьми, которые эти документы хранят. «Работники музеев и архивов, видя молодое поколение в стенах своих заведений, готовы тратить своё рабочее время на нас», – делится Никита. Поисковый запрос Поиск информации о семье делится на несколько этапов. Первый – разговоры с родителями, бабушками и дедушками. «Это истинные кладези семейной истории, – уверен Никита. – Когда ты обладаешь определёнными фактами, становится гораздо проще работать в архивах». Архивы и библиотеки становятся вторым этапом. Зная, какие фамилии и имена стоит искать, можно смело отправляться на поиски документов. «В первую очередь необходимо изучать метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости и, конечно же, периодические издания, – объясняет Никита. – Первые три источника в большинстве своём оцифрованы, поэтому при наличии в них необходимой информации найти её будет несложно». Искать старинные газеты и журналы, конечно же, гораздо сложнее, поскольку их очень много. Но можно начать с еженедельных газет, которые выпускались и до 1917 года, например, газеты «Нижегородский листок» и «Нижегородские губернские ведомости». Их подшивки можно без труда отыскать в архивах города. Конечно, придётся изучить огромный ворох документов, перелопатить уйму публикаций. Именно поэтому многие, несмотря на желание побольше узнать о своих корнях, не берутся за эту работу. Однако, оказывается, есть люди, которые готовы помочь в этом деле. «Существуют различные предприниматели, которые за плату оказывают помощь в поиске информации о вашей родословной, – рассказывает Никита. – Поэтому при отсутствии свободного времени рекомендую обращаться к специалистам. Но если такой возможности нет, стоит только попробовать заняться этим самому – и вас обязательно затянет, потому что это на самом деле очень увлекательно!» Сам Никита планирует издать книгу, которая объединит в себе историю его родственников, а также расскажет о переплетениях судеб других жителей села Павлова. «Работа в стадии завершения, – рассказал студент. – Ряд издательств уже проявили интерес, теперь мы ищем меценатов, готовых посодействовать нам в этом непростом деле. Книга будет рассказывать о дореволюционной жизни села Павлова и города Горбатова, об их храмах (убранстве, святынях), купеческих династиях и переплетениях судеб людей». Не исключено, что уже скоро мы сможем увидеть книгу Никиты на полках книжных магазинов. https://pravda-nn.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu ⚠Работаем с 2008 года!
    1 комментарий
    5 likes
    В Астрахани вышла книга о старообрядцах. 📖 В свет вышла книга «Старообрядчество, сектантство и внутренняя миссия Русской православной церкви как факторы религиозного ландшафта Нижневолжского фронтира (ХVIII – XIX вв.)». Автор книги – Наталья Сергеевна Канатьева, доктор культурологии Астраханского государственного университета, автор и соавтор множества монографий и научных статей. В издании собраны уникальные материалы, которые будут интересны будет интересно широкому кругу читателей, которые интересуются историей нашего региона. Общий объем издания 516 страниц, плюс две иллюстрации-карта казачьих станиц и расселения старообрядцев и сектантов в Астраханской епархии. ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu ⚠Работаем с 2008 года.
    1 комментарий
    3 likes
    До тринадцатого колена: как Дмитрий Щукин генеалогическое древо вырастил. Дмитрий Щукин из Старицы за несколько лет сумел по архивным записям восстановить 13 колен своей семьи. Приобщил его к генеалогии известный старицкий краевед Александр Шитков, когда Дмитрий учился в педагогическом училище, – заинтересовал участием в конференциях на эти темы. Это и сподвигло парня на более глубокое изучение собственной родословной. Тогда, признается он, даже представить не мог, какой гигантский объем работы по установлению родственников из предыдущих поколений предстоит. – Для начала я стал расспрашивать старших членов семьи, записывал имена и отчества родственников, которых они помнили, – рассказывает Дмитрий. – Стал рисовать генеалогическое древо нашей семьи, составил в целом четыре поколения, но на этом связь обрывалась – о Щукиных, которые жили раньше, уже никто не помнил… Тогда он пошел в архив – изучать списки жителей Старицы. Оказалось, все поколения семьи Щукиных жили в этом старинном городке и были прихожанами местного храма, который находился недалеко от их родового дома. По церковным книгам Дмитрий смог восстановить немало боковых «веток» на фамильном генеалогическом древе. Сильно помогли и похозяйственные книги сельских советов советского периода. Успехи Дмитрия в изучении семейной истории не остались незамеченными. Ему предложили участвовать в конкурсе студенческих генеалогических исследований «Моя родословная». Его работа заняла призовое место. А Дмитрий продолжил поиски. Он искал сразу две линии – Щукиных по линии деда и Дорофеевых по линии бабушки. Выяснил, например, что у крестьянина Дорофея Дорофеева в нескольких браках родилось 18 детей, больше половины из которых умерли во младенчестве. Вскоре Дмитрий стал постоянным посетителем архива, пролистывал гигантские тома «ревизских сказок», по которым определялось количество налогоплательщиков, живущих в определенной местности, изучал церковные книги, куда записывали имена новорожденных и их родителей. Неожиданно полезным источником информации оказалось для исследователя местное кладбище: по надписям на надгробных камнях можно установить имена и годы жизни далеких родственников. По инициативе Дмитрия энтузиасты-историки установили на кладбище информационный стенд, перечислив фамилии, имеющие старицкое происхождение, чтобы помочь землякам, изучающим истории своих семей. – Конечно, «темных пятен» в родословной истории немало, но в целом мне удалось восстановить имена своих предков до 13 поколения, – говорит Дмитрий, который сейчас учится в магистратуре Тверского университета. Тринадцатое колено – это, если посчитать, начало XVII века, Смутное время, то есть четыреста лет тому назад. В те годы в Старице жил некий Матвей Константинович, державший рыбный базар близ Свято-Успенского монастыря. Ему дали прозвище Щука – от него и пошли все последующие поколения Щукиных. https://vedtver.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu ⚠Работаем с 2008 года.
    1 комментарий
    28 likes
    Очередная находка архивного документа на площадке "Мешок". 🙁 📜 Исповедная ведомость. Макарьевской церкви села Притыки (Макарий) за 1885 г. Костромская губерния. 💰 Стартовая стоимость 35 900 руб. 📝 Из описания лота: Фигурируют деревни: Пузыри, Карандаши, Курдомы, Кайская, Лопатино (Костромской губернии, ныне Нижегородской области Варнавинского района) 26 листов. Ведомость неполная, часть листов отсутствует. Надрывы, пятна, утраты. Ссылка на лот: https://meshok.net/item/295369201_Исповедная_ведомость_Макарьевской_церкви_села_Притыки_Макарий_за_1885_г_Костромская_губерния ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu ⚠Работаем с 2008 года.
    1 комментарий
    2 likes
    Выксунские родословные: Фроловы. Эта родословная ведёт свой отсчет от Фрола Иванова, о котором мы узнаём из ревизской сказки 1795 года Дощатой Железницкой фабрики Выксунского завода. Вся дальнейшая жизнь его и его потомков, как крепостных Баташёвых и Шепелевых, была связана с этим местом – современным посёлком Досчатое. Вполне естественно напрашивается фамилия его потомков – Фроловы, но она указана в схеме только у одной ветви, начинающейся от Василия Терентьевича Фролова. Этот путь к нему отыскали современные потомки Фрола Иванова. От них же и информация об участниках Великой Отечественной войны из этого рода, которых нет в выксунском списке. Интересно проследить предполагаемый путь Фрола Иванова в Досчатое. Сначала выписка из 5 ревизии: «Дощатая Железницкая фабрика заведена вновь в крепостных господина моего дачах в 1780-м году, на кою переведены из ниже писаных селений ... оной же Железницкой округи при Гусевском железном заводе» люди, в список которых входит и семья Фрола Иванова. Из этого следует, что в 4 ревизии (1782 год) Фрол учтён в Гусевском заводе. Это же подтверждает список раздела мастеровых между братьями Баташёвыми (1783 год). В нём же указано происхождение Фрола Иванова – денисовский. С сельца Денисово в 1769 году установились деловые связи между братьями Баташёвыми и коллежским асессором Ефимом Васильевичем Рознатовским, у которого Баташёвы выкупили в 1776 году построенный на их деньги Илёвский завод (Н.И. Павленко. Заводы и заводовладельцы. Стр. 124-126). Именно на этот завод были отправлены «64 человека из с. Денисово Владимирского у.» (К.К. Демиховский. Рабочая сила на заводах Приокского горного округа в XVIII в. Стр. 475/ К вопросу о первоначальном накоплении в России (XVII-XVIII вв.). Может из-за такой потери населения это сельцо не находится на карте Владимирской губернии XVIII века. Или я плохо его искал? Исходя из приведённых источников, можно считать, что из сельца Денисово Фрол Иванов в 1774 году был переведён на Илёвский завод, после 1776 года на Гусевский, а в 1783 на Дощатую Железницкую фабрику. Подтверждение этому можно найти в 4 ревизии Гусевского и Илёвского заводов и 3 ревизии сельца Денисово Владимирского уезда. Фролов Алексей Иванович (01.10.1920, Досчатое – 26.05.1994), участник ВОВ, 2 медали «За отвагу». Фролов Николай Петрович (1906, Досчатое – .01.1942), участник ВОВ, пропал без вести. Источники информации: 1. ЦГА Москвы, ф. 2199, оп. 1, дд. 27, 34, 88, 100, 226, 446, 641. 2. Фролова И. (Нижний Новгород), Глубоков Р. (Выкса) https://wyksa.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu ⚠Работаем с 2008 года!
    1 комментарий
    5 likes
    Сироты в дореволюционной России. Только начиная с Петра I государство более или менее внимательно стало относиться к сиротам. А насколько гуманно относился к беспризорникам народ? Беспризорных в России издревле старались помещать в монастырские хозяйства или в государственные сёла, чтобы не пополняли сообщества воров и проституток или не были проданы в рабство. Первые сиротские дома появились в России ещё в 16-м веке, но их были единицы. Чуть больше стал заботиться о «сирых» Пётр I. Во второй половине его правления сирот стало настолько много, что, видимо, они попадались и ему на глаза. Так сильно он увеличил налоги, что крестьяне переставали сами брать несчастных детей под опеку — не прокормить. Казённых средств тоже не хватало, на долю новых домов призрения приходилось недостаточно, и Пётр импровизировал. Для начала приказал беспризорных «ребят бив батоги на суконный двор и к прочим мануфактурами» отсылать — чего зря пропадать рабочей силе, и так её не хватало. Вырастет — будет уже готовый опытный работник. Пётр же впервые в России ввёл алименты, чтобы тот, «кто пребудет с девкою и она от него родит», обязан был платить штраф для содержания ребёнка. Помимо этого, нерадивый папаша подвергался наказанию «сверх того тюрьмою и церковным покаянием», «разве что он потом на ней женится». Богоугодное дело Петра продолжила Екатерина II. При ней появились Приказ общественного призрения и воспитательные дома в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Императрица жертвовала на их нужды собственные средства и побуждала состоятельных людей делать то же. Так, заводчик Прокофий Акинфиевич Демидов пожертвовал одному только Московскому воспитательному дому (на 500 питомцев) в 1771 г. колоссальную сумму в 100 000 рублей. В 19-м в. появились десятки новых приютов. Создавались организации, заботящиеся о детях: «Общество защиты детей от жестокого обращения», «Детские ясли», «Капля молока» и другие. Но проблема беспризорности росла вместе с общим увеличением численности населения. В городах, в отличие от деревни, общин не было, и сироты оставались предоставлены самим себе или государству. В Казанском императорском университете в 1916 г. опубликовали исследование В. Ф. Залесского, подсчитавшего, что ещё до Первой мировой войны в стране было до 2,5 млн нищих и беспризорных детей. Решали эту проблему традиционно крестьяне, большая часть населения. На селе призрением занимался крестьянский сход, «мир». Собиравшийся не реже двух раз в год, «мир» начинался с обращения «православные!» (апеллируя к христианской морали) и пользовался большим уважением. Его лидеров крестьяне выбирали сами. Недемократичным тут было то, что не пускали женщин (разве что одиноких), а если те приходили, «ругали их матерщиной и смеялись над ними». Один крестьянин в начале 20-го в. говорил так: «Мирское дело — дело великое. На сходку выходить — надо богу помолясь, да и стоять на ней как в церкви. […] Старика, старуху успокоить, сирот призреть, вдов определить, спорящих, ссорящихся примирить, и всё это дело сходки мирской, и всё это — любимые дела божии». Так что сход традиционно занимался не только экономическими делами, но и социальной защитой общинников. И если ребёнок оставался без родителей или их поразило умопомешательство, то на произвол судьбы никого не бросали. Сход назначал опекуна. Этнографы в разных губерниях в конце 19-го в. писали, что «мир обязательно заботится об устройстве малолетних сирот» и принимает в их отношении «самое деятельное участие», и всё это делается «с целью прокормить опекаемого до совершеннолетия и сохранить его имущество». Часто опекали и полусирот, оставшихся только без отца. Вдову допускали, «если она женщина хорошего поведения и рачительна к хозяйству». Иначе назначался дополнительный опекун. Например, в одном случае в селе Рождествене Пошехонского уезда Ярославской губернии крестьяне назначили ребёнку опекуном его дядю, так как мать «отличалась своим лёгким разгульным поведением». Если мать уходила в дом нового мужа, то могла лишиться права опеки. А право отчима на опеку зависело от его личных качеств, которые в обычном праве были важным критерием при принятии решений. Движимое имущество семьи сироты обычно продавалось, а деньги отдавались в ссуду общинникам, чтобы затем с процентом отдать достигшему совершеннолетия сироте. Землю сироты община сдавала в аренду. Опекун вознаграждения не получал. Крестьяне говорили: «опекунство — дело божье», и «брать что-либо от сирот — грех». Если обнаруживались злоупотребления, сельский сход назначал другого опекуна, а провинившегося могли арестовать на время или наказать как-то иначе. Если дохода с имущества община не получала, опекун должен был кормить сироту на собственные средства, поэтому нередко сирот раздавали состоятельным крестьянам. В некоторых случаях общество в целом содержало детей, и тогда они жили в разных дворах по очереди, а община собирала на содержание деньги. Как только ребёнок достигал лет 12, его отдавали в пастухи или няньки, чтобы мог заработать себе на пропитание. А по достижении совершеннолетия (обычно в 18 лет) опеку с сироты снимали. В этот момент он имел право на получение от общины земельного надела и статус полноправного общинника. Так народные обычаи вполне обеспечивали сиротам выживание, социализацию и место в обществе. Источники: Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала XX веков). М.-Тамбов, 2004. Безгин В.Б. Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX - начала XX века. Тамбов, 2012. Потепалов Д. Как Пётр I боролся с беспризорностью. // Родина, 1 июля 2016. Фролова И.В. «Детская беспризорность» в Российской империи во второй половине XIX – начале XX в ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu ⚠Работаем с 2008 года!
    1 комментарий
    5 likes
    Как Рыбинск по купцам Ярославль обогнал. В январе 1897-го в России впервые провели всеобщую перепись населения. Счетчики описали всех живущих в империи, заглянули в каждый чум, избу, дворец. Переписчики – многие из них студенты – следовали строжайшим инструкциям, например: «Ночлежные дома переписать до того, как разойдутся ночевавшие в них. Посещать их, во избежание неприятностей, непременно с полицией, но не вводя ее в комнаты». Заранее россиянам объявили, что мероприятие «не будет служить поводом для новых налогов или повинностей», а цель переписи – «познакомиться с населением и изучать его, составить точные понятия об условиях народной жизни». В анкете было 14 вопросов: как зовут, где родился, где живешь, состоишь ли в браке, обучен ли грамоте, чем промышляешь, какого будешь сословия? Еще интересовали воинская повинность, размер нажитого имущества и даже физические недостатки. Императорская семья тоже участвовала в переписи. «Хозяин земли русской» – так написал Николай II в графе «Род деятельности». — Ценность переписей в том, что они дают «моментальную фотографию» общества, которое постоянно изменяется и не может замереть даже на мгновенье. В 1897-м впервые удалось получить ценнейший материал одновременно о каждом жителе страны, — пишет ярославский историк Николай Александров. Выясняем, каким в конце XIX века оказался один из многочисленных уездов центрально-нечерноземной полосы России – Рыбинский уезд Ярославской губернии. Купцы и иностранцы На момент переписи в Рыбинском уезде находилось 92,9 тысячи человек, из них в Рыбинске – 25,2 тысячи (для сравнения — в Ярославле проживали 72 тысячи человек). Причем в сельской местности женское население преобладало над мужским, а в уездном центре, наоборот, — мужчин было больше. Так было и в других регионах страны. Большинство населения уезда (67,5 %) были местными уроженцами. Не так было в Рыбинске. Местные уроженцы составляли только треть населения города, две трети рыбинцев были выходцами из других уездов Ярославской губернии и других губерний России. Подобного не наблюдалось ни в одном другом ярославском городе. Отличился Рыбинск и по количеству иноземцев. В городе находилось 63 иностранца – по этому показателю наш город уступал только Ярославлю, где проживало 77 гостей из других стран. Схожая ситуация была и с купечеством. В Рыбинске жили 900 негоциантов. И если по их абсолютной численности Ярославль превосходил Рыбинск, то по доле купечества среди горожан губернский центр уступал нам в два раза (соответственно 3,6% и 1,8%). Подавляющее большинство населения Рыбинского уезда (77,6%) составляли крестьяне. Незначительно преобладали они и в Рыбинске, где на их долю приходилось 50,3% населения. — В конце ХIХ в. Рыбинск, играя важную роль в торговле России, был привлекателен для различных слоев населения, — поясняет историк Александров. Абсолютное большинство населения Рыбинского уезда составляли русские православного вероисповедания. Были и долгожители: возраст 8 жителей уезда – 2 мужчин и 6 женщин – превышал сто лет. Всего таких долгожителей в губернии насчитывалось 118 человек. Образование: без женщин, без крестьян Отличались рыбинцы и своей образованностью. Доля грамотных в Рыбинском уезде была самой высокой в Ярославской губернии и составляла 46,0%. В то время как в целом по губернии процент грамотных был значительно меньше – 36,2%. — Грамотность (да и уровень образования вообще) зависела от двух факторов: пола человека и его сословной принадлежности. Самый высокий уровень образования имели дворяне и духовенство. Причем уездное дворянство существенно отличалось от духовенства. Если среди первых лица, обучавшиеся в высших и средних специальных учебных заведениях, не были редкостью, то среди духовенства преобладали люди со средним образованием и ниже. И эмансипация среди дворянства была распространена намного сильнее, чем среди духовенства. Женская часть семей священнослужителей, как правило, имела лишь элементарное образование, — сообщает Николай Александров. Так называемые «городские сословия» – мещане, купцы, почетные граждане — по уровню образования занимали промежуточное положение между дворянством, духовенством и крестьянством. Для них было характерно наличие только элементарной грамотности. Учеба даже в средних учебных заведениях для них была редкостью, как для женщин, так и для мужчин. Среди всех сословий самый низкий уровень образования имели крестьяне. Только чуть больше половины мужчин и около трети сельского населения обладали навыками чтения, письма и счета. И это в самом «грамотном» уезде Ярославской губернии. Статья создана по материалу «Население Рыбинского уезда по данным переписи 1897-го» историка Николая Александрова из ЯрГУ им. Демидова. ЮЛИЯ ГАЛАНЦЕВА Фото: - Группа переписчиков в Мологе. - Экспедиция на Кольский полуостров антрополога из Рыбинска Давида Золотарева. - Поезд у Рыбинска. Начало 1900-х гг. https://gazeta-rybinsk.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на архивное генеалогическое исследование: https://vk.com/app5619682_-66437473?ref=group_menu ⚠Работаем с 2008 года!
    1 комментарий
    5 likes
    Страдающему от жара - две селедки к подошвам на ночь! 🙂👍 Московские купцы в XIX веке предпочитали лечиться народными средствами. ✅ Опасный российский быт Жизнь граждан в XIX в. сплошь и рядом сопровождалась различными опасными ситуациями: войны, разбойные нападения, частые среди деревянных построек пожары, регулярно случались эпидемии холеры, оспы, тифа. Они были вызваны плохими санитарными условиями, скученностью проживания, незнанием элементарных правил гигиены. За короткое время эпидемии уносили множество жизней. Не зря у них было второе название - "моровое время", время торжествующей смерти! Не могли миновать общей участи и семьи купцов. Купцы по роду занятий были вынуждены много путешествовать, а это повышало риск заболеть. К примеру, известный меховой торговец П.П. Сорокоумовский, "перебирая у себя в лавке на Нижегородской ярмарке меха, заразился сибирской язвой и умер"1. Впрочем, отсутствие эпидемий и путешествий не гарантировало безопасности. Самые обыкновенные, с точки зрения сегодняшнего дня, болезни могли стоить человеку жизни. Этому способствовало не только отсутствие вакцин или лекарств, но и своеобразные представления о медицине. Особой оригинальностью отличалось как раз купечество. С одной стороны, оно обладало деньгами, а с другой - до поры до времени было довольно невежественным в вопросах здоровья. ✅ Лекарство № 1 - касторка Купчихи рожали много, но далеко не все дети выживали. Так, из восемнадцати детей московского кожевенного и суконного фабриканта, крупного благотворителя П.А. Бахрушина девять умерли очень рано. Младенческая смертность была крайне высока даже в 1880-х гг. Одни умирали сразу после рождения, другие доживали лишь до двух-трех лет. Да и сами женщины нередко отдавали Богу душу, не сумев оправиться от "родильной горячки". По купеческому обычаю еще в середине XIX в. дети зимой сидели взаперти в душных, жарко натопленных комнатах. Их берегли от простуды и сквозняков. Благодаря такой "заботе", многие росли хилыми и болезненными. Действенным способом укрепить здоровье детей считался рыбий жир. Универсальным лекарством от простудных болезней являлось касторовое масло. И касторку, и рыбий жир дети терпеть не могли. Потомственный торговец тканями, крупный коллекционер, основатель богатейшего Музея Российских древностей П.И. Щукин писал: "С отвращением принимали мы касторовое масло, которое заедали малиновым вареньем; касторового масла в капсулах тогда еще не знали... Не менее противным был рыбий жир, которым находили нужным нас пичкать и который мы запивали мятой"2. При простуде пили горячий настой ромашки, мяты или липового цвета. От кашля лечили при помощи сладких лекарств, которые дети любили. Это были "девья кожа" - пастила из корня просвирняка - и "ячменный сахар", то есть карамель, образовавшаяся при варке сахара с небольшим количеством воды. Купец, геолог-любитель, создатель частной геологической коллекции Н.П. Вишняков вспоминал, как лечили при высокой температуре: "Когда у меня был жар, мне привязывали на ночь к подошвам по селедке - селедки должны были "жар вынимать". Градусника тогда не знали, а определяли болезнь по осмотру языка и ощупыванию пульса и головы"3. Когда болезнь отпускала, взрослые брали детей попариться в баньку, чтобы "смыть болезнь". Взрослые лечились примерно так же, как и дети. Набор лекарственных средств долгое время был довольно скудным: касторка, рвотное, слабительное, потогонное, клистиры и ляпис4. При простудных заболеваниях, а также для их профилактики пили водку-перцовку и "ерофеич" - настойку на целебных травах. По словам историка В.М. Боковой, "в каждом приличном доме имелся набор лекарственных трав и настоек, и основные лекарства делали сами"5. Арникова примочка помогала от ушибов. При "болезнях живота" человека поили капустным или огуречным рассолом, квасом с солью либо давали есть моченые груши. Если болела голова, могли поставить к затылку горчичник. С переломами обращались к костоправу. Московский купец, банкир, видный общественный деятель, меценат Н.А. Найденов вспоминал, как, убегая от козла, он споткнулся "и переломил в правой руке, вблизи кисти, две кости; боль была ужасная; был приглашен костоправ Василий Александр[ович] Нечаев... рука была завязана в лубки и ежедневно, первоначально у нас дома, а затем в его квартире, была перевязываема с растиранием бобковой мазью; это продолжалось 40 дней, причем в течение половины времени руку приходилось держать на подвязке"6. Как и в любой трудной жизненной ситуации, в болезни богомольные купцы уповали на помощь Божию. Истово молились Пантелеймону целителю, привозили домой чудотворные иконы, приглашали монахов, чтобы те отслужили молебен в присутствии больного. "Все комнаты святили и калачиков с ситничками нищим раздавали, чтобы лучше молились за болящего. Курили уксусом с мяткой: больного выдвигали на диван в залу и окуривали густо кабинет"7. С особой силой верили в лечебную силу "водицы святой крещенской", "маслица с мощей" и святого Артоса - частей просфоры всецелой, которая символизировала тело Христово. При болезни Артос употребляли как целебное средство со словами: "Христос воскресе!" ✅ Цирюльники в качестве лекарей В народе, связь с которым купечество еще не утратило, вплоть до начала XX века было популярно лечение симпатическими средствами - при помощи талисманов, заговоров. Н.П. Вишняков сообщал: "Заговор считался действительным средством против зубной боли и против бородавок: для этого носились с нательным крестом ладанки, бумажки, камешки... Насморк и кашель лечили тем, что накапают на синюю (непременно синюю) сахарную бумагу8 сала и привяжут к груди на ночь или обернут шею заношенным (никак не новым) шерстяным чулком"9. Заговаривая зубную боль, срезали ветку черемухи. "Целитель" ковырял ее острым концом в больном зубе, что-то над ней шептал и зарывал на дворе. Больных детей спрыскивали водой с углем, так как большинство болезней приписывалось сглазу. Опрыскивание делали изо рта, внезапно, чтобы испугать больного. Подобным лечением занимались ходившие по домам цирюльники. Их услуги отнюдь не сводились к стрижке, укладке и бритью. Цирюльник пускал пациенту кровь, что в обиходе называлось "метать руду", и занимался лечением ряда болезней. "Ревматизм растирал", разминал вздувшийся живот, составлял травяные настои на все случаи жизни, рвал зубы. Срезал мозоли, удалял бородавки, ставил банки и клизмы, изводил паразитов. Ставил пиявки, лечил геморрой и даже, случалось, женщин "от детей опоражнивал", то есть принимал роды (хотя чаще этим занималась повитуха). "Ставка пиявок" считалась средством едва ли не ото всех болезней. По меткому описанию русского писателя, фольклориста Е.П. Иванова, "Ставили их и от запоя, и от сильного охмеления, и при ударе, и при приливе крови к голове, и при неспособности к учению. Чаще всего - за уши и к вискам, реже - к копчику и на спину"10. Н.П. Вишняков вспоминал: "Полнокровным, страдавшим приливами, "кидали" кровь хоть один раз в году и непременно в определенное, одинаковое время года - и кровь после этого переставала "проситься". Вообще, в чудодейственную силу кровопускания, пиявок и банок все, безусловно, верили и считали эти средства панацеями во множестве болезней воспалительного характера. Иногда больной, лежа почти в бреду, сам умолял, чтоб ему пустили кровь. Для этой цели приглашался экстренно домашний цирюльник"11. Цирюльники имели при себе длинные ящики с набором инструментов и лекарственных средств. Сами себя рекламировали в стихотворной форме: "Стрижем - бреем, воду греем, усы завиваем, банки наставляем"12. Е.П. Иванов, который записывал остроумные изречения и описывал быт представителей разных профессий, отмечал: "К цирюльникам относились как к людям мудрым, усвоившим себе высокое знание лекарской науки. Им доверяли, пожалуй, больше, чем врачам, приписывая чуть не силу колдунов и "наговорщиков""13. ✅ Врач - последняя надежда! В первой половине века купцы, особенно старообрядцы, к услугам врачей старались не прибегать, за исключением самых тяжелых случаев. Врачам купцы, как и простой народ, долгое время не доверяли, а пользоваться аптечными лекарствами почитали чуть ли не грехом. Суконщик, общественный и политический деятель С.И. Четвериков, рассказывая о популярном в середине века докторе А.И. Овере, писал: хотя Овер всегда старался ободрить больного, сообщить тому, что "и не таких еще на ноги ставили, весть ... о приглашении Овера звучала как какое-то "memento mori" и по своему впечатлению как бы равнялась известию: "Соборовали". Объясняю это тем, что в большинстве случаев москвичи решались тревожить Овера, когда все остальные способы спасти больного были испробованы"14. Во второй половине столетия средний уровень образования столичных купцов повысился. Коммерсанты осознали необходимость квалифицированной медицинской помощи. Повысился уровень их знаний о здоровье. Верхушка купечества стала соблюдать личную гигиену, проветривать помещения и регулярно, всей семьей совершать прогулки на свежем воздухе. Обычной фигурой в купеческом жилище стал "домашний" доктор. Нередко с годами он становился другом семьи. Купец, зачинатель русского хлопководства в Средней Азии Н.А. Варенцов вспоминал: "Во времена моего детства в моей семье был постоянным врачом Юлий Петрович Гудвилович, навещающий нас даже тогда, когда никто не хворал; приглашаемый к чаю, он почти всегда рассказывал о разных случаях, бывших с ним в жизни"15. Доктора назначали разноцветные микстуры в пузатых стеклянных бутылочках, пилюли и порошки в красивых коробочках. Все необходимые процедуры, включая осмотры и операции, производили прямо в хозяйском доме: больницы описываемой поры предназначались для бедных граждан, которые не могли оплатить приход доктора на дом. ✅ Причуды доктора Захарьина Когда речь шла о жизни и смерти, возле постели больного составлялся консилиум. Если случай был особенно тяжелым, врачи посылали за признанным светилом - доктором медицины, профессором Московского университета Г.А. Захарьиным. По словам старейшего смотрителя Третьяковской галереи Н.А. Мудрогеля, Захарьин был "...великий талант, но и великий пьяница - пациентам непременно прописывал пить портвейн"16. Во второй половине столетия профессор Захарьин стал завсегдатаем многих купеческих домов. С его именем было связано немало анекдотов. Главная их тема - причуды и корыстолюбие знаменитейшего московского терапевта. Дочь основателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова, В.П. Зилоти, сообщала, что когда Захарьин стал "знаменитостью, и ему платили по сто рублей за визит (колоссальные для того времени деньги. - Авт.), запасали и коробку "захарьинских" конфет"17, которые доктор требовал в конце визита или когда просто приходил в гости. Перед Захарьиным трепетали даже солидные капиталисты. Один директор правления железной дороги, крупный купец, жаловался художнику К.А. Коровину на проблемы с ногами. И заодно на необходимость потакать причудам доктора: "Приказали, чтобы все часы в доме остановить. Маятники чтобы не качались. Канарейку, если есть, - вон. И чтобы ничего не говорить и чтобы отвечать, когда спросит, только "да" или "нет". И чтобы поднять его на кресле во второй этаж ко мне, а по лестнице он не пойдет. Вот что. Вот какой. И именем-отчеством не звать, сказали ассистенты, он не любит и не велит. А надо говорить "ваше высокопревосходительство". Вот что. А то и лечить не будет". И хозяин с озабоченным видом ушел... В окне я вижу сад... вошли в калитку дома молодые люди... Хозяин стоит у каретного сарая. Кучер и дворник выкатывают пролетку. Хозяин стоит покорно и смирно, опустив руки и голову, а кучер надевает на него хомут, как на лошадь... Запрягли хозяина. Под мышкой он держал оглоблю. Захарьин шел по двору впереди. За ним - два ассистента. А потом хозяин вез пролетку по двору... Захарьин поднимал руку в белой перчатке, шествие останавливалось на пять минут, а потом опять хозяин вез, как лошадь, пролетку. Удивлялись мы, смотря в окно. Странное было зрелище"18. Но в конечном итоге лечение принесло свои плоды, и герой этой истории, совершая регулярные пешие прогулки, выздоровел. ✅ Прогресс в медицине и в головах С середины века по совету врачей многие купцы с семействами стали выезжать на модные европейские курорты. Там они лечились на водах или при помощи грязей. П.И. Щукин писал: "У моего отца печень была не в порядке, и потому врачи посылали его на воды: поначалу в Карлсбад, а затем в Виши"19. Дома И.В. Щукин, отец П.И. Щукина и основатель семейного дела, пил минеральную воду в бутылях, которую заказывал большими ящиками. Итак, к началу XX в. купцы стали чаще прибегать к помощи докторов. К этому времени и познания самих медиков заметно усовершенствовались. А.П. Чехов, не только писатель, но и практикующий врач, в 1890 г. писал одному из своих адресатов, что, по его мнению, за последние двадцать лет "много сделано, голубчик! Одна хирургия сделала столько, что оторопь берет. Изучающему теперь медицину время, бывшее 20 лет тому назад, представляется просто жалким"20. Были изобретены вакцины от ряда болезней, ранее считавшихся неизлечимыми, например от дифтерита. Благодаря энергичным действиям городского головы, купца по происхождению, Н.А. Алексеева улучшилась санитарная ситуация в Москве. Появилась канализация, был усовершенствован водопровод, скотобойни выведены за пределы города. Как следствие, уменьшилось число страдающих заразными недугами и сократилась смертность, в том числе детская. 1. Щукин П.И. Воспоминания: Из истории меценатства России. М., 1997. С. 173. 2. Там же. С. 40. 3. Вишняков Н.П. Из купеческой жизни // Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989. С. 283. 4. Ляпис - азотнокислое серебро, бесцветный кристаллический порошок. Употреблялся в фотографии и медицине (как противомикробное и прижигающее средство). 5. Бокова В. Честное слово дороже денег: Как воспитывались купеческие дети. М., 2013. С. 180. 6. Найденов Н.А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М., 2007. С. 84-85. 7. Шмелев И.С. Лето Господне: Автобиогр. повесть. М., 1996. С. 386. 8. Имеется в виду плотная бумага, в которую при продаже заворачивали сахарную голову - большой кусок сахара конусообразной формы. 9. Вишняков Н.П. Из купеческой жизни. С. 283. 10. Иванов Е.П. Меткое московское слово: Быт и речь старой Москвы. М., 1986. С. 228. 11. Вишняков Н.П. Из купеческой жизни. С. 283-284. 12. Иванов Е.П. Меткое московское слово. С. 204. 13. Там же. С. 196. 14. Четвериков С.И. Невозвратное прошлое. М., 2001. С. 81-82. 15. Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 2011. С. 63. 16. Мудрогель Н.А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее: Воспоминания. Л., 1962. С. 52-53. 17. Зилоти В.П. В доме Третьякова. М., 1998. С. 40. 18. Коровин К. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма. В двух книгах. Кн. 1. М., 2012. С. 420-422. 19. Щукин П.И. Воспоминания. С. 156. 20. Чехов А.П. - А.С. Суворину. Цит. по: Экштут С.А. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. М., 2012. С. 296. Анна Федорец КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК https://rodina-history.ru ПРОШЛОЕ - РЯДОМ! 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 🌳📚🔎 ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. По вопросам архивного поиска и составления родословной обращайтесь к координатору проекта или отправьте сообщение в группу. 📝 Анкета - заявка на генеалогическое исследование: https://vk.com/uslugi-66437473?screen=group?w=product.. ⚠Работаем с 2008 года!
    1 комментарий
    5 likes
Предки президента Латвии Эдгара Ринкевича происходят из Вабольской волости. Исследователь Кристиан Якубовскис установил, что дед президента Латвии Эдгара Ринкевича Антон Ринкевич родился в 1895 году в деревне Лиелие Муканы. Таким образом, предки президента жили в Вабольской волости, – об этом сообщает Аугшдаугавское краевое самоуправление. Жители деревни принадлежали к Ликсненскому католическому приходу. В исторических источниках упоминается, что Антон Ринкевич, сын Яниса и Дороты (урожденной Шалковской) родился 25 ноября 1895 года и был крещен. Антон был пятым ребенком – всего в семье выросло шестеро детей. Янис и Дорота обвенчались 6 января 1885 года в католическом приходе Ликсны. Крест
Эхириты Бурятии почтят память предков на Ольхоне. Фестиваль эхиритских родов пройдет летом в Ольхонском районе. Пройдет фестиваль 13 июля в местности Хоторук. Откроет фестиваль обряд племенных шаманов эхиритов, посвященный поклонению духам местностей и духам предков племени эхиритов в местности Хоторук. Как известно, шаманизм всегда занимал особое место в жизни эхиритских родов. Конкурсная программа фестиваля планируется в пяти номинациях. Это выступление фольклорных коллективов, конкурс на лучшую родословную племен эхиритов, игры «Шагай наадан», фестиваль блюд бурятской кухни и лучшее оформление бурятской юрты. Напомним, эхириты – одно из четырех основных бурятских племен, родословная
«Родословная — корни нашего рода» 🌳 13 поколений жителей села Зиреклы собраны в новой экспозиции В эти дни в Зиреклинском музее имени М. Газымова оформлена новая экспозиция «Родословная — корни нашего рода». Директор музея Лидия Лотфуллина рассказывает, что в новой экспозиции содержится информация о 13 поколениях жителей села Зиреклы. В родословной уместились имена 2804 человек, начиная с 1730 года по 2022 год. «Эту замечательную работу, требующую огромного труда и терпения составила и подарила музею Гульфия Халиуллина (Газымова). На сегодняшний день используя книги Газымова Мидхата Гарифовича (1942-2022) „Зиреклем зирекләре“ (2009), („Кичу Адамча, Ерыклы тожъ“), „Корни села Зирекл
Художник из Австралии создал родословную, уходящую на 65000 лет в прошлое. 🙂 Австралийский художник Арчи Мур проследил 65000 лет истории своей семьи в рамках проекта для Венецианской биеннале. Об этом сообщает The Guardian. Австралия доверила создание национального павильона Муру, происходящему из племен аборигенов бигамбул и камиларои. Свою инсталляцию он назвал Kith and kin («Друзья и близкие»). В основе работы — огромное генеалогическое древо. Вначале Мур перечисляет своих реальных родственников. Помимо них, стены и потолок расписаны сотнями имен, которые могли принадлежать его предкам. Художник вручную составлял вымышленную рододословную с помощью мелка на протяжении двух месяцев. В
Фантомная боль потомков. ХХ век - это три-четыре поколения россиян. Только 1-2% их семейного имущества пережили жестокое столетие, по которому бульдозером проскрежетали череда войн, 3 революции (1905, 1917, начало 1990-х), массовые отъемы имущества (1917 - 1918 гг., "черный передел" 1917 - 1919 гг., коллективизация и конфискации в городах 1930-х), 2 гиперинфляции, 3 денежных реформы, деноминация, кризисы 1990-х. И весь век - рост цен, изнурительный, отнимающий ценность накоплений. Каждое поколение теряло свои активы, начиная почти с нуля. А как это реально происходило? ✅ "Декретное" время Вы - семья среднего класса в 1917 году. Ваш кусок земли конфискуется безвозмездно. Частная
Запись о рождении советского композитора Исаака Иосифовича Шварца. ✅ Исаак Иосифович Шварц (13 мая 1923, Ромны — 27 декабря 2009, Сиверский) — советский и российский композитор. Народный артист(1996), лауреат Государственной премии России, трёхкратный обладатель кинопремии «Ника». Автор музыки к 35 спектаклям и 125 фильмам, а также симфонических произведений, двух балетов, двух квартетов, скрипичного концерта, кантат, романсов. Широкую популярность и признание получил как кинокомпозитор, чьи мелодии в романтических мелодрамах часто запоминались зрителям лучше, чем сами фильмы. Наибольшую известность Шварцу принесла его музыка в картинах Сергея Соловьёва и Владимира Мотыля. Вершинами творче
Ревизские сказки 1795 года по уездному городу Елабуге: Публикация текстов / сост. Л.Р. Мифтахныкы, О.О. Владимиров 📖 Ревизские сказки – это именные списки населения Российской империи, составлявшиеся в XVIII – сер. XIX в. в целях налогообложения. Данное издание представляет собой публикацию текстов сказок г. Елабуги, составленных в ходе 5-й ревизии, проведенной в 1795 г. Вместе с тремя первыми приложениями, содержащими поименные списки елабужан, не попавших в публикуемые сказки, в том числе по причине того, что они относились к категориям населения, не подлежащим государственному учету в виде плательщиков податей, это издание несет в себе персональные данные практически на каждого жителя г
Вышла в свет книга Аркадия Михайлова «Старое Узеево – родина моя малая». 📖 Книга «Старое Узеево – родина моя малая» – итог многолетней исследовательской работы ветерана образования. Книга начинается с истории края, начиная с булгарского периода. Автор подробно описал все основные вехи, причинно-следственные связи значимых событий. – Я опирался на материалы, которые собирал много лет, на рассказы сельских старожил, – горит Аркадий Михайлов. – Также на материалы краеведческого музея Староузеевской средней школы, которым руководит знаток истории Борис Захаров. Автор признался, что с детства слышал, что в деревне живут все родственники. Так ли это на самом деле? Чтобы найти ответ на этот в
«Их часы отбивали столетия». Вклад в науку рыбинских дворян Бычковых и скандал из их жизни. Военные, академики, археографы, историки. Дворяне Бычковы с корнями в рыбинской земле оставили заметный след в российской истории. Познакомились с ними ближе. Петровское, Тихвинское, Костино, Юршино… Дворянские гнезда Рыбинского уезда, разные по духу и стилю, создавали очаги культуры, были хранителями традиций и носителями всего модного и современного. Полтора века назад в Ярославской губернии было 1300 усадеб. Сегодня в разной степени сохранности – не больше сотни. Исчезли и владения рыбинских дворян Бычковых. Их семья владела землями близ села Покров (раньше его называли Покровское в Полозове). И
Хранитель вечности страны: Георгию Вилинбахову — 75 лет. Председатель Геральдического совета при Президенте РФ празднует юбилей. Сами того не замечая, мы ежедневно видим различные символы страны — двуглавого орла на аверсе монет и на паспорте, флаги на номерах машин, форме спортсменов и зданиях государственных органов власти. И большей частью даже не задумываемся, откуда пришли эти символы, какая у них история. Но есть в Петербурге человек, которого можно назвать Хранителем. Хранителем старой и создателем новой символики нашей Державы, человек, который принимал непосредственное руководящее, творческое, научное и организационное участие в восстановлении Государственных герба и флага, а зат
Show more