Культура и искусство 40-80-х. Культурное наследие Карлага; писатели Караганды и о Караганде;новые постановки театров; бурный рост кинофикации; ДКГ, печаль Летнего...; первые телепередачи!!!
В историю Карлага вписано и много извест-
ных имен людей искусства, поневоле живших и работавших в нашем
городе: ленинградский писатель Михаил Гагарский, хормейстер
Иван Иванович Попов, режиссер Борис Эверт, художники Конс-
тантин Самусьев и Владимир Васильевич Стерлигов, танцовщик
Арам Мурадьян, пианист Гельмут Вейс — бывший журналист, член
германской компартии. За колючей проволокой находились режис-
сер театра имени Вахтангова Варвара Вагрина, пианистка Нина Гра-
жек, профессор Славинская, выпускница Парижской консервато-рии по классу профессора Филиппа Мара Нурова, колоратурное
сопрано Алла Вербо, танцовщица из балета Малого театра Марина
Лебедева, дочь одного из довоенных корифеев этого театра, дири-
жер и превосходная пианистка Марьяна Иосифовна Лер, артистка
Харьковского оперного театра Екатерина Александровна Оловей-
никова, Нина Владимировна Перишкольник-Энгельгард — жена
А.Л.Чижевского, народная артистка СССР Л.Русланова, основатель
первого в мире детского театра Герой Социалистического Труда
Н.Сац. Прошли через Карлаг поэты и писатели Н.Заболоцкий,
Р.Тамарина, Г.Серебрякова, Д.Еркинбекова, М.Зуев-Ордынец, уче-
ные-литераторы К.Мухамеджанов, Р.Нарешев. Во многом благодаря
деятельности этих людей была сформирована культурная среда,
послужившая основой для дальнейшего развития литературного,
музыкального, театрального, изобразительного искусства в Цент-
ральном Казахстане в 1940–1960-е годы прошлого столетия.Даже в условиях неволи продолжалась творческая жизнь репрес-
сированных в Карлаге. Так, из воспоминаний А.М.Карпинчука,
скрипача и дирижера симфонического оркестра Киевской консер-
ватории, стало известно, что в Карлаге существовали культбригады,
участники которых организовывали концерты, выступая во фраках.
Другой карлаговец, А.С.Беседин, сибиряк, учитель истории, лич-
ность незаурядная и разнообразно одаренная, сообщал, что жизнь в
Карлаге в послевоенные годы оживала. Строгие наказания за малей-
шие нарушения режима сочетались с разрешением заниматься
искусством. Была библиотека, где он был заведующим, а драмати-
ческий кружок, организованный А.С.Бесединым, ставил различные
пьесы. Пианистка В.Л.Желябина, закончившая Пекинскую консер-
ваторию, после освобождения проработала в Караганде педагогом
и концертмейстером ДМШ и музыкального училища до глубокой
старости. Прошли лагерь, а потом трудились в культурно-просве-
тительских учреждениях Караганды Э.Р.Майер, Н.М.Дмитриенко,
А.И.Дукарт (псевдоним Незнамова). «Караганда принимала всех.
Она была бедна, но добра. Бедна, но щедра на тепло и равенство,
казахи и русские, уйгуры и узбеки, греки и кавказцы, немцы, финны,
поляки — кого только не переплавил, не соединил этот шахтерский
город в одну большую семью, в которой никто и никого не спраши-
вал о прошлом — все жили настоящим, умели ценить его и беречь!»(из книги Е.Кузнецовой «Кровавый тридцать седьмой (Репресси-
рованный Казахстан)»). «Именно Карлаг определил духовно-нрав-
ственный, образовательный потенциал Караганды в послевоенные
годы. Лучшие представители тогдашней, уже советской, а некото-
рые — еще и досоветской, интеллигенции, ученые, врачи, худож-
ники, писатели, артисты, выйдя из лагерей, ходили в комендатуры
на отметки, учили детей, работали в рабочих клубах, писали кар-
тины, сочиняли музыку, лечили, строили, щедро делясь с местным
населением знаниями, передавая профессиональный и жизненный,а главное — нравственный опыт. Скольких прекрасных учеников
вырастили они, сколько доброго, вечного посеяли в душах моло-
дежи!» (Е.Кузнецова, там же).
Карагандинская писательская организация была создана в 1956
году. Возглавлял организацию первоначально Т.Ахтанов, а с 1958
года — Жаик Кагенович Бектуров — литератор, член Всесоюз-
ного географического общества, активный борец за сохранность
памятников, интернационалист и последовательный поборник уве-
ковечивания памяти выдающихся общественных деятелей Казахс-
тана. Это его усилиями были установлены мемориальные доски в
местах пребывания Ч.Валиханова, С.Сейфуллина не только в Казах-
стане, но и в России. В 1950–1960-е годы вышли работы А.Абишева,
К.Аманжолова, Еркеша Ибрагима, Ф.Михайлова и других. «Книгу
очерков Федора Михайлова «Горючий камень» выпустило на днях
Казахское государственное издательство. В ней рассказывается об
истории Караганды, становлении казахского рабочего класса в Цен-
тральном Казахстане. Книга начинается с пяти очерков: «Аппак
Байжанов», «Волшебный камень», «Незнакомый гость», «Торговаясделка» и «Спор у сопки Ал-Шокы». В них излагается предыстория
событий... В дальнейших очерках Ф.Михайлов последовательно
показывает становление рабочего класса...» (газ. «Социалистическая
Караганда»).
В 1953 году вышла в свет повесть «Зори над городом» писателя
Николая Пичугина, посвященная самоотверженному труду горня-
ков послевоенной Караганды. Первым подходом писателя к теме
шахтерского труда была пьеса «Второй восток». В 1948 году изда-
ется очерк «С.С.Макаров — строитель горного комбайна», а в 1949
году выходит книга «Карагандинские очерки». Вновь и вновь воз-
вращался Николай Алексеевич к своей теме: его последняя книга
«Город в пути» (1976) посвящена Караганде военных и послевоен-
ных лет. Со страниц повести встают яркие образы и коренных жите-
лей края: акынов Доскея и Манкина, главного врача Каркаралинской
больницы Тукан Якуповой, первых переселенцев Степана Дробота
и Параски Порхун, засеявших степь вблизи нынешнего Нового
города, и председателя животноводческой артели «Еңбексүйгіш»
Тойши Бижанова и его коллеги из колхоза «Шокай» Ивана Колыша.
Решением исполкома городского Совета народных депутатов от 5июля 1989 года улица Тепловозная переименована в улицу имени
Николая Пичугина.
16 февраля 1960 года газета «Социалистическая Караганда» инфор-
мировала своих читателей: «Обещает быть интересным месячник
казахстанской литературы, который проходит в городах области.
Лекции о литературе, рассказ о создании новых произведений —
все это входит в планы прибывших в Караганду ведущих писателей
республики — Г.Мустафина, Г.Мусрепова, И.Шухова, Т.Жарокова,
Г.Орманова, Л.Кривощекова, Ф.Моргуна. Первую встречу во Дворце
культуры горняков открыл вступительной речью секретарь обкома
партии тов. Рахимжанов. Затем выступил с ответным словом секре-
тарь Союза писателей Казахстана А.Тажибаев, перу которого при-
надлежит книга «Прорыв» о рабочих Карсакпайского завода. Моло-
дой карагандинский поэт М.Балыкин, автор поэмы о Казахстанской
Магнитке, прочел прочувствованное приветствие в стихах «Салем
тебе, Караганда!». Далее выступили Т.Жароков — автор поэмы
«Сталь, рожденная в степи», Ф.Моргун, Т.Алимбаев. Большой инте-
рес вызвало выступление бывшего офицера панфиловской диви-зии, о котором писал в своем романе «Волоколамское шоссе» А.Бек,
писателя Бауржана Момышулы. Критик Каратаев рассказал о планах
по выпуску литературы Казахского государственного литературного
издательства. От лица интеллигенции области выступил препода-
ватель Карагандинского педагогического института Ф.Кандыбаев.
Знатные шахтеры Таушкин и Бондалетов пригласили писателей
побывать на шахтах и заводах области».
В июле 1972 года в издательстве «Жазушы» в Алма-Ате вышло
в свет новое издание романа Г.Мусрепова «Пробужденный край»
о начале истории угольной Караганды. 14 декабря 1972 года
Г.Мустафину за большой вклад в развитие казахстанской литера-
туры, интернациональное и патриотическое воспитание трудя-
щихся, создание произведений, посвященных Караганде, трудовым
подвигам шахтеров, было присвоено звание «Почетный гражданин
города Караганды».До середины 1960-х годов межобластное отделение Союза писате-
лей объединяло литераторов Карагандинской, Акмолинской, Павло-
дарской, Кокчетавской, Северо-Казахстанской областей. В 1986 году
межобластное отделение Союза писателей стало объединять писа-
телей и поэтов Карагандинской и Джезказганской областей. Орга-
низация оказывает писателям разностороннюю помощь, организует
творческие командировки, обсуждения художественных произведе-
ний. Членами Союза писателей являются С.Аксункарулы, У.Ахметов,
М.Балыкин, Ж.Бектуров, В.Галактионова, Б.Карибаева, С.Лямбеков,
В.Могильницкий, Д.Оськин, К.Саугабаев, Р.Сулейменов, В.Фетько,
В.Шемшученко.
В послевоенные годы продолжает развиваться театральное искус-
ство Караганды, расширяется репертуар, вниманию зрителей пред-ставляются новые спектакли. Архивные документы театра драмы
им. С.Сейфуллина и театра драмы им. К.С.Станиславского содержат
сведения о том, что на сцене Казахского областного драматического
театра состоялись премьеры спектаклей: «Аякөз Ару» К.Сатыбалдина,
режиссер Косубаев, художник Алмазов; «Түнгі сарын» М.Ауэзова,
режиссер Косубаев, художники Шаймерденов, Тойбаев; «Абай»
М.Ауэзова; «Тергеу аяқталды» С.Субханбердина; «Мөлдір махаб-
бат» С.Муканова, режиссер Косубаев, художник Алмазов; «Арман-
дастар» А.Абишева, режиссер Креин. На сцене Русского драмати-
ческого театра состоялись премьеры спектаклей: «Принцы любви»
В.Лаврентьева, «Опаленные жизнью» Дж.П.Каллегари, «Всадник без
головы» Т.Майн Рида, «Коллеги» В.Аксенова и Ю.Стабова, «Ленин-
градский проспект» И.Штока, «Сказки зимнего леса» В.Алексеева.
В 1962 году Русскому театру драмы было присвоено имя
К.С.Станиславского, в 1964 г. Казахскому театру драмы — имя
С.Сейфуллина.Большое место в культурной жизни города в 50–60-е годы зани-
мали гастроли известных в СССР театров и различных творческих
коллективов. Местные газеты писали: от 10.02.1959 года: «Веду-
щие театры страны — Государственный Малый академический
театр, МХАТ и Госконцерт Союза СССР организовали гастроль-
ную поездку в Карагандинскую область. В составе театра: народные
артистки РСФСР, лауреаты Сталинской премии И.М.Кудрявцева
и Т.Е.Михеева, артисты А.Вертоградов, В.Итаров и другие. Зри-
тели увидели сцены из спектаклей «Оптимистическая трагедия»
В.Вишневского, «Любовь Яровая» Тренева, «Женитьба» Гоголя.
Они уже побывали на Казахстанской Магнитке, дали концерт в
ДК Темиртау, выступили на заводе им. Пархоменко. В ближай-
шие дни они побывают в Тельманском, Осакаровском и Нурин-
ском районах»; от 29.06.1963 года: «В Долинку приехали артисты-
дальневосточники. Они играли вальсы, пели песни, читали стихи.
Позже они планируют гастроли по Норильску, Венгрии и Болга-
рии»; от 16.07.1963 года: «Казахстанский государственный ансамбль
песни и танца провел концерт у горняков шахты № 38. На терри-тории шахты была сооружена сценическая площадка. После кон-
церта горняки вручили своим гостям памятные подарки — шахтер-
ские каски и лампы»; от 12.09.1963 года: «В драмтеатре состоялся
концерт. Приехали гости из Кузбасса — коллектив Кемеровской
оперетты. В Карагандинской области они дадут 23 спектакля. Пер-
вым будет показана оперетта «Севастопольский вальс». Пребывание
коллектива в городе — большое событие в культурной жизни»; от
07.02.1964 года: «В Караганде проходят гастроли Челябинского теа-
тра кукол — дипломанта Всесоюзного смотра кукольных театров.
Гастроли начались со спектакля по мотивам русских народных ска-
зок «Кот-гусляр», автор сценария О.Иртеньева, прошедшего в ДКГ»;
от 20.03.1964 года: «В ДК горняков (г. Караганда) прошел концерт
Государственного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка». Руководи-
тель — заслуженный деятель искусств РСФСР народный артист Даге-
станской АССР Т.Гураилов. Зажигательные танцы артистов ансам-
бля вызвали продолжительные аплодисменты карагандинских зри-телей»; от 23.05.1964 года: «В Караганде гастролирует Фрунзенский
республиканский русский театр драмы им. Н.Крупской. Гастроли
начались со спектакля «Кремлевские куранты», вызвавшего большой
интерес у зрителей»; от 17.07.1964 года: «Иркутский театр музыкаль-
ной комедии — дипломант Всесоюзного фестиваля театров и музы-
кальных коллективов. На сцене ДК театр показал 10 спектаклей, в
том числе «Сорочинская ярмарка», «Цыганская любовь», «Сто чертей
и одна девушка», «Сильва». Роли исполняли заслуженная артистка
РСФСР и Коми АССР В.Пясковская, заслуженные артисты РСФСР
И.Загурский и Г.Муринский».
С целью разнообразия театрального репертуара для постановки
спектаклей в коллективы приглашались опытные режиссеры. В раз-
витии театра сыграли большую роль профессор, народный артист
Казахстана художественный руководитель Казахского академи-
ческого театра драмы им. М.Ауэзова Е.Обаев; профессор, народ-ный артист Казахстана М.Байсеркеулы; художественный руководи-
тель Государственного немецкого театра заслуженный деятель РК
Б.Атабаев; заслуженный деятель РК Г.Оганесян.
Творческая биография талантливой карагандинской актрисы
Ж.Н.Шашкиной тесно связана с историей театра драмы имени
С.Сейфуллина. Она создала целую галерею образов своих совре-
менниц. У прославленной актрисы учились мастерству такие заслу-
женные артистки Казахской ССР, как Асия Аблаева и Рымкеш
Омарханова. В 1962 году Ж.Н.Шашкиной было присвоено зва-
ние народной артистки Казахской ССР. В 1966 году Жамиля Шаш-
кина сыграла роль Толганай в пьесе Чингиза Айтматова «Материн-
ское поле» и получила звание лауреата республиканского смотра.
После этой большой роли она сразу сыграла волевую, властную
Танкабике в спектакле по пьесе Мустая Карима «Ай тұтылған түн».
У каждой ее героини свой характер, своя судьба. Актриса эмоцио-
нально точно передавала природу каждого характера, своеобразнораскрывала их на сцене. Среди этих образов можно отметить ее пер-
вую роль — Кыз-Жибек, затем были Баян-Сулу и Шолпан, Кара-
коз и Бану, Любовь Яровая и др. Ж.Н.Шашкина играла не только в
пьесах казахских авторов. В ее репертуаре была русская и зарубеж-
ная классика: «Собака на сене» Лопе де Вега, «Слуга двух господ»
К.Гольдони, «Фархат — Шырын» Н.Хикмета, «Любовь Яровая»
К.Тренева. Символом материнской любви стал образ Екатерины
Лагутиной в спектакле по пьесе А.Афиногенова «Сердце матери».
Продолжалась успешная творческая карьера Мулюка Суртуба-
ева. Склонность к буффонаде, эксцентрике, сценическая выра-
зительность движения, богатая мимика и пластичность сделали
М.Суртубаева заметной личностью в национальном театре. В
1956 году он получил приглашение в столичный театр, и Алма-
Ата стала для него счастливым городом. Он пережил здесь пере-
ломный момент своей жизни — роль Абая в пьесе М.О.Ауэзова,
которая вошла в историю казахского театра. М.Суртубаев извес-тен и как киноактер. Он снялся в таких комедиях, как «Наш милый
доктор» и «Девушка-джигит». Его роль Ангарбая — милого неудач-
ника, незлобивого простака, помнят зрители по сей день. Он играл
много и находился рядом с такими титанами казахской сцены, как
С.Кожамкулов, Е.Умирзаков, Н.Жантурин и другие.
Карагандинский областной казахский театр драмы им. С.Сейфул-
лина в ноябре 1975 года был отмечен дипломом 1 степени на Все-
союзном смотре работы театров с творческой молодежью. В марте
1979 года было принято Решение «О гастролях областного Русского
драматического театра им. К.С.Станиславского в городе Москве». За
творческие достижения были награждены орденом Дружбы наро-
дов Русский драматический театр (1981) и Казахский драматический
театр (1982).
В 1980–1989 годах в области функционировал Немецкий драма-
тический театр. 26 декабря 1980 года в г. Темиртау на сцене теа-
тра оперетты состоялась премьера первого спектакля Немецкого
драматического театра — единственного в Советском Союзе. Пер-вой творческой работой труппы стал спектакль по пьесе советского
немецкого писателя Александра Геймгена «Первые». Художествен-
ный руководитель Государственного немецкого театра — заслужен-
ный деятель РК Б. Атабаев.
Карагандинский академический театр музыкальной комедии был
открыт в 1973 году премьерой оперетты И.Дунаевского «Вольный
ветер». В программе первого спектакля Карагандинского академи-
ческого театра музыкальной комедии исполнители ролей: Клемен-
тина Марич — Татьяна Гимаева и Лариса Пендерова, Стелла —
Людмила Лоскутова и Нина Григорьева, Пепитта — Светлана
Анкудинова и Нина Желенкова, Регина де Сан-Клу — заслужен-
ная артистка РСФСР, народная артистка Казахской ССР Нина
Симонова, матросы — народный артист РСФСР Игорь Войнаров-
ский, заслуженные артисты Казахстана Борис Каркач и Владимир
Сухов. В.Сухов также работал в амплуа простака вместе с Иваном
Ивановичем Труновым. И.Трунов особенно запомнился в ролях
Шпехта в «Венских встречах» И.Штрауса, Бубы в «Не прячь улыбку»
Р.Гаджиева, Марселя в «Фиалке Монмартра» И.Кальмана. Его парт-
нером во многих спектаклях был Б.З.Каркач. Исполняя в разных
составах одни партии с И.Ю.Войнаровским, он не остался в тени
большого мастера, находя свои интересные решения образов и
запоминаясь зрителем неповторимой игрой.Основателем и первым директором театра являлся Е.И.Пелещук,
первым дирижером — В.Н.Брук, первыми режиссерами —
Ю.С.Мельцер и В.Б.Григорьев. Со дня основания театра глав-
ным художником является обладатель почетного знака «Мəдениет
қайраткері» М.Байкенов. «В 1973 году, когда создавался театр, балет-
мейстера Анатолия Гаевого послали по всем городам Советского
Союза, чтобы отобрать молодых специалистов, — вспоминаетзаслуженная артистка РК Надежда Мельникова. — Тогда он при-
ехал в Киев, где сам учился, и пригласил меня, Таню Чернявскую и
Галину Андрееву, выпускниц хореографического училища, подни-
мать искусство Казахстана, открывать новый театр».
В августе 1948 года по инициативе Министерства культуры КазССР
на улице Джамбула открывается первая в Центральном Казахстане
Карагандинская областная музыкальная школа. Срок обучения —
7 лет. Имеется 4 отделения: фортепианное, струнное, духовое,
народных музыкальных инструментов, а также 23 кабинета для инди-
видуальных и 3 — для групповых занятий, актовый зал (700 мест),
фонотека. При музыкальной школе функционируют музыкаль-
ный лекторий для учащихся общеобразовательных школ, хор, орке-
стры — духовых, струнных и казахских народных музыкальных
инструментов. Назначенный директором школы Б.И.Жолымбетов
стал основоположником музыкального образования Сарыарки. Дея-
тельность Базылхана Ибраевича как организатора и создателя педа-
гогического коллектива школы ознаменовалась впоследствии вели-
колепными результатами в музыкальном воспитании и обучении
детей. Ученик Б.И.Жолымбетова А.О.Кнауб — один из создателей
пианистической школы Караганды и всей республики. Творческаядеятельность другого педагога, Р.Г.Рихтера, была обширна: педа-
гог, композитор, аранжировщик, дирижер, солист. Он изучал казах-
ские народные песни и кюи, обрабатывал их, писал музыку к казах-
ским драматическим спектаклям. Его ученица И.Смородинова стала
лауреатом Международного конкурса имени М.Лонг и Ж.Тибо
в Париже. Не раз демонстрировала советское музыкальное искус-
ство за рубежом ныне заслуженная артистка Республики Казахстан
Г.И.Кононенко. Работали и другие всемирно известные педагоги —
С.Фейнберг, Г.Т.Нейгауз, А.Б.Гольденвейзер. Свой вклад в развитие
школы внесли Е.П.Вильман, О.О.Узинг, А.И.Теплов, А.А.Шварц,Д.О.Лю тинский, Э.Р.Майер, А.Ф.Репина, И.А.Яворская, А.О.Кнауб,
А.М.Гуревич, В.Б.Липовицкая, А.Е.Тесленко, О.Ф.Аросева, Р.А.Ма -
занов, И.О.Дик, С.Д.Буртман, В.Д.Роот, Т.С.Шейнех.
В 1952 году на базе детской музыкальной школы открылось музы-
кальное училище. 27 преподавателей и музыкантов начали заня-
тия на пяти отделениях: фортепианном, струнных, народных,
духовых инструментов, хорового дирижирования. Коллектив воз-
главил Кобланды Галиевич Нурбаев, выпускник Алма-Атинской
консерватории.
Песенное творчество рабочих-казахов стало предметом иссле-
дования экспедиции Академии наук республики в 1954–1957
годах, по результатам которой был издан сборник «Қарағанды
жұмысшыларының əн-жырлары» («Стихи и песни рабочих Кара-
ганды»). В послевоенные годы в музыкальную и творческую лето-пись края свой вклад внесли В.А.Варламов, А.А.Шварц, A.M.Гуревич,
А.Н.Калинин. Яркой страницей в развитии музыкального искус-
ства стало творчество ансамбля песни и танца «Салтанат», женского
духового оркестра Карагандинского педагогического училища.
В Караганде прошли крупные форумы музыкальной обществен-
ности — «Фестиваль музыки» (1965), фестивали «Современная музыка
композиторов Казахстана» (1981), «Гражданственность и патрио-
тизм в произведениях советских композиторов» (1984). С Караган-
дой связано начало творческого пути Т.Дроновой (Ленинградский
театр оперы и балета), народных артистов КазССР Ж.Елебекова,
Н.Абишева, К.Байжанова и других. Гордостью поклонников
музыкального искусства стали уроженцы Карагандинской обла-
сти К.Байсеитова, М.Ержанов, М.Кошкимбаев, К.Байбосынов,
Б.Тлеухан.
7 июля 1980 года газета «Индустриальная Караганда» сообщала:
«Во второй раз создан областной научно-методический центр народ-
ного творчества и отдыха в г. Караганде на базе областного доманародного творчества. В центре работают 3 отделения: менеджмент,
маркетинг и методический, народное творчество, культурно-оздо-
ровительные отделения. Главное направление центра — помочь
учреждениям отдыха, исследовать методы творчества художест-
венного коллектива, возглавить работу областного народно-куль-
турного центра и районного культурного дома. В центре проводят
курсы, мастер-классы режиссеры, хореографы, дирижеры (класс мас-
теров) (например: заслуженные деятели РК К.Ахметов, Б.Аюханов,
В.Шевченко и др.). Разрабатываются сценарии проведения празд-
ников, социально важных мероприятий, проводятся семинары,
круглые столы, выставки, конкурсы: певческие — им. Ж. Елебе-
кова «Қарттарым — асыл қазынам», «Песни Сарыарки», «Пою тебе,
Сарыарка», танцевальные — «Звездная радуга Сарыарки», конкурс
среди инвалидов «Творчество души», детские — «Новые имена»
и «Еркетай». Музыкальные традиции Сарыарки продолжают в это
время талантливые певцы Л.Суиндикова, Ж.Кемалов, Г.Акпанова,
М.Адамбеков, Е.Кужыманов и другие».
Огромное значение в культурной жизнигорода и области имеет
созданный 13 мая 1983 года симфонический оркестр. Под управ-
лением дирижера, народного артиста Казахстана Т.Т.Абдирашева
начались первые репетиции. В этом коллективе, исполняю-
щем сложные музыкальные произведения, собрались профессио-
налы своего дела. Вскоре карагандинские любители классической
музыки услышали в исполнении оркестра произведения И.Брамса,
И.Баха, И.Гайдна, Л.Бетховена, М.Равеля, Ф.Листа, Г.Жубановой,
В.Новикова, Т.Кажгалиева и других композиторов.
9 декабря 1988 года состоялся первый концерт Карагандинского
областного оркестра казахских народных инструментов при област-
ной филармонии. Имя Таттимбета присвоено оркестру в 1990 году.В театре драмы им. К.С.Станиславского в 80-е годы состоялись пре-
мьеры спектаклей: «Приключение Маши-Снегурочки» А.Иловайского,
«Иван-царевич» Ю.Михайлова, «Жанна» А.Галина, «Звезды на утрен-
нем небе» А.Галина, «Собачье сердце» М.Булгакова, «Беда от неж-
ного сердца» В.Соллогуба, «Ад и март» П.Федорова, «Ис панцы»
М.Лермонтова, «Смиренное кладбище» С.Каледина, «Яма» А.Куп рина,
«Моя жена — лгунья» М.Мейо, М.Эйнекена, «Знакомство по объявле-
нию» Б.Рацера, В.Константинова. В Карагандинском театре музыкаль-
ной комедии состоялись премьеры: «Вечер чудесных обманов», музы-
кальная комедия Т.Хренникова, режиссер-постановщик В.Гончаренко;
«Русский секрет», мюзикл В.Дмитриева, режиссер-постановщик
В.Гончаренко; «Веселая вдова» (новая постановка), оперетта Ф.Легара,
режиссер-постановщик Б.Бруштейн; «Страсти святого Микаэля»,
мюзикл М.Самойлова, режиссер-постановщик Л.Халифман; «Сказка
про кляксу», музыкальная сказка В.Плещака, режиссер-постановщик
В.Злыгарев; «Золотой цыпленок», музыкальная сказка В.Улановского,
режиссер-постановщик В.Сухов; «Этот слабый женский пол», музы-кальная комедия В.Плещака, режиссер-постановщик В.Филимонов;
«Ограбление в полночь», музыкальная комедия М.Самойлова, режис-
сер-постановщик В.Злыгарев; «Дамы и гусары», музыкальная комедия
Л.Салина, режиссер-постановщик В.Филимонов. Прошли гастроли
Карагандинского театра музыкальной комедии в Кустанае, Степногор-
ске, городах РСФСР — Ленинграде, Выборге, Свердловске, а также в
Глазове, Сарапуле, Ижевске, Балхаше, Приозерске, Ленинске, Джам-
буле, Каратау.
Многие годы популярностью среди юных жителей города поль-
зуется самодеятельный детский кукольный театр «Буратино», в кото-
ром постановки под руководством опытного художественного руко-
водителя Е.И.Савиной осуществляются силами школьников сред-
него и старшего возраста. 15 ноября 1977 года детскому театру кукол
«Буратино» присвоено звание народного.Знаменательное событие для культурной жизни города про-
изошло 19 июня 1951 года — состоялось торжественное откры-
тие Дворца культуры горняков, культурно-массового центра, ныне
памятника архитектуры (архитекторы И.И.Бреннер и Я.А.Янош).
В информации, посвященной открытию Дворца культуры гор-
няков, в газете «Социалистическая Караганда» отмечено: «Здание
представляет собой симметричную композицию, состоящую из 3-х
частей — зрительного зала на 1000 мест с вестибюлем, фойе с кулу-
арами и 2-х крыльев, в одном из них находятся библиотека и малый
зал, в другом — спортзал и клубные помещения. Главный фасад в
центре имеет мощный 6-колонный портик из 8 гранных колонн,
соединенных со стеной стрельчатыми арками, с резьбой по ганчу.
В архитектуре портика применен прием разрезки архитрава и кар-
низа, делающий колонну постаментом скульптуры. Портик укра-
шен 6 скульптурами — шахтера, строителя, чабана, колхозницы,акына и воина. Ризалиты боковых крыльев оформлены нишами со
стрельчатыми арками. Фасад здания отделан терравитовой штука-
туркой, цоколь облицован серым гранитом. В интерьерах Дворца
культуры горняков пространственная планировка создает условия
для отдыха, в оформлении использованы декоративное стекло, про-
резной орнамент, рельефные изображения. Центральное место в
композиции — изображение танцующих девушек в казахских наци-
ональных костюмах. Зрительный зал оформлен рельефной орна-
ментикой стен, карнизов. Пластичный многоплоскостный пото-
лок с плафоном выполнен в технике росписи. В зале установлена
оригинальная люстра, малый зал оформлен фресковой росписью,
фойе, главные лестницы и ряд помещений украшены орнаментом и
развитыми карнизами с лепными украшениями».Немногим ранее, в июле 1949 года, началось строительство еще
одной достопримечательности города — Летнего театра. «45 дней
назад здесь еще была степь, пустырь, сейчас между гостиницей и Дет-
ским парком стоит величественное сооружение — Летний театр. 1-го
июня началась закладка фундамента строительства. Трест «Промжил-
строй» работал круглосуточно, чтобы 16 июля шахтеры Караганды
имели возможность смотреть спектакль Академического театра оперы
и балета им. Абая. Зрительный зал рассчитан на 800 мест. На строи-
тельство здания потребовалось 200 тысяч штук кирпича, 1000 кубо-
метров леса, около 3 тонн масляной краски, большое количество
бронзы. Трудящиеся Караганды с радостью приняли это замечатель-
ное сооружение» (газ. «Социалистическая Караганда»). Однако Лет-
нему театру изначально была уготована нелегкая судьба: «Четыре года
назад в Караганде на проспекте Сталина было построено прекрасное
здание Летнего театра. Но радость жителей области оказалась недол-
гой. Кончились гастроли артистов — и театр закрывается. Оказыва-
ется, здание было сдано комбинатом «Карагандауголь» с недоделками,и они сразу дали о себе знать. Не ладится с электропроводкой, про-
текает железная крыша. Потолок украшен гипсовыми звездами весом
по 800 граммов, прибитыми к нему гвоздями. Вначале, пока тес на
потолке был сырой, они держались. Но когда дерево высохло, звезды
стали падать... Длится межведомственный спор, кому стать хозяином
театра. Комбинат «Карагандауголь», естественно, не желает содержать
и эксплуатировать театр... Около 3 миллионов рублей потребовалось
на постройку здания, и вот стоит оно мертвое и пустое, вызывая досаду
горожан. Спрашивается, для чего строился в Караганде летний театр?»
(газ. «Социалистическая Караганда», 1953 г.).
В 1957 году принято Решение Карагандинского горисполкома
№ 17–8-15 от 9 августа «Об отводе земельных участков комбинату
«Карагандауголь» под строительство административного здания
Карагандинского совнархоза и драматического театра на 800 мест»
(земельные участки выделены по Б.Мира).Продолжалось развитие сети кинофикации. В 1951 году были
сданы в эксплуатацию два кинотеатра в с. Б.Михайловка и п. Н.Май-
кудук. В 1954 году в Караганде открыт кинотеатр «Родина»: «Здание
типовое. Имеет широкоэкранный зрительный зал на 336 мест. Он
является украшением поселка горношахтного оборудования…» (газ.
«Социалистическая Караганда»). В июле 1955 года в г. Караганде
открыт кинотеатр «Мир» (ул. Степная, 62). Здание типовое, широкоэ-
кранный зрительный зал на 305 мест. В апреле 1960 года начал рабо-
тать кинотеатр им. В.И.Ленина, названный так в связи с 90-летием
со дня рождения В.И.Ленина. Два широкоэкранных зала на 600
мест оборудованы автоматической кинопроекционной аппаратурой
(КПК-23). 29 августа 1961 года открыл двери в зрительный зал кино-
театр «Маяк» (ул. Маркса) с широкоэкранным зрительным залом на
305 мест. В июле 1966 года в г. Караганде был сдан в эксплуатациюкинотеатр «Казахстан» с широкоформатным экраном (ул. Сейфул-
лина, 203), который имел зрительный зал на 395 мест.
В дни празднования 50-летия Казахской ССР, в августе 1970 года,
открылся широкоэкранный кинотеатр «Юбилейный» (ул. Гоголя, 43).
Здание типовое: имеет зрительный зал на 1200 мест. В ноябре 1972 г.
кинотеатр «Юбилейный» был награжден памятным Красным Зна-
менем ЦК Компартии Казахстана, Президиума Верховного Совета,
Совета Министров КазССР и Казсовпрофа. 25 ноября 1978 года кол-
лективу кинотеатра «Юбилейный» в г.Караганде в честь 60-летия совет-
ского кино присвоено звание «Кинотеатр высокой культуры кинооб-
служивания населения и отличного кинопоказа». В октябре 1977 года
был введен в эксплуатацию еще один широкоэкранный кинотеатр —
«Ботагоз» (16-й микрорайон). Здание типовое. Имеет зрительный зал
на 800 мест. Расположен в Майкудукском жилом массиве Октябрьского
района. 14 ноября 1981 года кинотеатр «Ботагоз» награжден дипло-
мом 3 степени ВДНХ СССР за совершенствование и широкое внедре-
ние форм и методов работы по использованию кино в идейно-поли-
тическом воспитании населения, внедрение клубных форм работы и
других передовых методов. 12 декабря 1977 года открыт широкоэкран-
ный кинотеатр «Аврора» (пр. Строителей, 6). Здание типовое, имеетдва зала: большой — на 600 мест и малый — на 185. В кинотеатре про-
водится общественно-массовая и культурно-просветительская работа
со зрителями: конференции, кинопанорамы, кинопремьеры, темати-
ческие кинопоказы, киновечера, встречи с ветеранами Великой Оте-
чественной войны и Героями Социалистического Труда. Функциони-
руют 4 киноклуба и 4 кинолектория.
Сняты первые документальные фильмы о Караганде: «Коротко-
метражный фильм «Город солнечного камня» создан любитель-
ской студией обкома профсоюза угольщиков и отдела техническойинформации (авторы сценария В.Татенко, С.Иоффе, режиссер
Я.Витебский, оператор В.Ященин). От копей 30-х годов, Урстемова,
Склепчука, Горбачева до наших дней — мирового рекорда шахты
№ 122 Л.Дандзберга. Фильм надо показать массовому зрителю» (газ.
«Индустриальная Караганда»).
Важнейшее событие в жизни города произошло в начале 1956 года:
«В скором времени около Летнего театра появится стройплощадка
телецентра. Это будет каркас с башней высотой около 200 метров. В
общий комплекс строительства входит: здание главного корпуса, филь-
мохранилище, специальный гараж для автомобилей с приемопереда-
точной телеустановкой и др. Для технического оснащения телецен-
тра выделяется самое современное радио- и студийное оборудование,
которое позволит вести трансляции театральных постановок, киноза-
писей, лекций, докладов. Дальность Карагандинского телецентра —
около 100 километров. Срок сдачи в эксплуатацию 1956–1957 гг.». А
31 августа 1958 года можно считать днем рождения карагандинского
телевидения — вышла в эфир первая телепередача Карагандинской
телевизионной студии, посвященная Дню шахтера. Первая программа
Центрального телевидения была принята в 1968 году, республикан-
ского — в 1978-м. В 1983 году коллектив карагандинского телевидения
был занесен в Книгу трудовой
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1