Общение - первый вид социальной активности, благодаря которому ребёнок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Для успешного осуществления этого процесса важно точное понимание ребенком обращенной к нему речи. Однако в современном мире все больше детей сталкиваются с тяжелыми нарушениями, которые могут значительно ограничить их способность общаться и взаимодействовать с окружающими.
Более того, существуют случаи тяжелых нарушений речевого развития, в которых у детей отсутствует устная речь, что ведёт к поиску альтернативных способов коммуникации.
Альтернативная дополнительная коммуникация (АДК) актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, жесты, символы и др.).
Такие технологии могут быть как техническими (компьютерные программы, планшеты с программным обеспечением для коммуникации), так и нетехническими (карточки с изображениями, жестовая система, коммуникативные доски).
Для детей с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта использование технологий АДК часто становится основным способом коммуникации. Например, ребенок, который не может говорить, может использовать набор карточек с изображениями для того, чтобы показать свои желания или потребности. Такой подход называется системой пиктограмм. Логопед предлагает ребенку выбирать карточки, соответствующие предметам или действиям, которые он хочет выполнить. Например, если ребенок хочет пить, он выбирает карточку с изображением стакана воды.
Еще один мощный инструмент для АДК - коммуникаторы на основе электронных устройств, таких как планшеты или специализированные аппараты. Эти устройства используют программное обеспечение, которое помогает детям выбирать изображения или слова для создания сообщений.
Применение АДК помогает не только развитию речевых навыков, но и способствует социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта. Логопед в процессе работы должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, адаптировать используемые средства и методы, а также активно взаимодействовать с родителями и педагогами для создания эффективной коммуникативной среды.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев