Истерики у детей — это естественный этап взросления, когда малыши учатся управлять своими эмоциями и выражать потребности. 🌟 Чтобы помочь ребенку пройти через этот непростой период, родителям важно понимать причины истерик и знать, как правильно на них реагировать.
🔍 Как успокоить ребенка в зависимости от возраста
👶 До года
У младенцев до года сильный плач чаще всего вызван физическим дискомфортом: голод, неудобная одежда, колики, переутомление. 💧 Чтобы ребёнок меньше плакал, важно регулярно проверять, что ему не слишком жарко или холодно, следить за продолжительностью промежутков между кормлениями и придерживаться привычного времени сна и бодрствования. Если все условия для комфорта малыша соблюдены, а плач возникает регулярно, важно показать ребёнка педиатру — возможно, его беспокоит газообразование, молочница, опрелости.
Чтобы успокоить малыша, обычно достаточно исключить фактор, причиняющий дискомфорт. Если ребёнок продолжает плакать, можно попробовать мягко укачать его на руках, покатать в коляске или на машине. Движение помогает успокоиться, потому что напоминает покачивание, которое младенец ощущал в животе у мамы.
Также можно негромко спеть колыбельную, пошипеть (произносить «ш-ш-ш» на выдохе) или включить на телефоне белый шум или его более мягкие варианты — розовый или коричневый. Звуки имитируют шум крови в сосудах, знакомый малышу до рождения.
Младенцу будет проще успокоиться, если завернуть его в мягкую пелёнку или тонкое одеяло, ограничив движения рук, — это также будет напоминать ему знакомое положение в утробе матери.
👦 От 1 года до 2 лет
В этом возрасте дети начинают осознавать свои желания, но хорошо говорить пока не умеют. Поэтому истерики часто возникают из-за того, что малышу чего-то хочется, но взрослые его не понимают. 🎨 Если ребёнок сильно расстроен, можно попробовать переключить его внимание на яркий, необычный предмет или игру.
Объятия, похлопывания, лёгкий массаж могут помочь снизить уровень кортизола — гормона, который в больших количествах выделяется во время стресса. Дыхательные упражнения (например, подуть на воображаемую свечку) могут помочь малышу расслабиться: длинный выдох, который получается в результате упражнения, стимулирует парасимпатическую нервную систему — она отвечает за расслабление и уменьшает напряжение в теле.
Подобные действия, скорее всего, будут неэффективны на пике истерики — в этом случае полезно просто быть рядом и следить за тем, чтобы малыш не нанёс себе вреда. А когда эмоции начнут стихать, можно предложить занятия, которые помогают успокоиться — вместе порисовать, почитать книгу или выйти погулять.
Чтобы помочь ребёнку анализировать ситуацию и учиться адекватно реагировать на раздражители, полезно называть его чувства: «Ты злишься, потому что у тебя не получилось построить башню из кубиков». Такие слова не успокоят истерику, но будут тренировать эмоциональный интеллект ребёнка. Со временем приступы будут случаться всё реже, а малыш научится реагировать на сложные ситуации более конструктивно.
👨👧 От 2 до 3 лет
Этот возраст — один из самых непростых для родителей: период «ужасных двухлеток» постепенно сменяется пресловутым «кризисом трёх лет». Ребёнок активно проверяет границы, стремится к самостоятельности, но ещё не умеет справляться с эмоциями. 🔥
Чтобы ребёнку было спокойнее, важно, чтобы распорядок дня и правила жизни дома были ему хорошо известны и понятны. Если малыш знает, что на обед всегда суп, а перед сном нужно почистить зубы, у него будет меньше поводов проверять границы дозволенного. Кроме того, чёткий режим и стабильность в вопросах быта снижают тревожность малыша, дают ему чувство безопасности.
Важно, чтобы взрослые при этом были последовательны: не давали послаблений без повода, не спорили между собой, какое правило значимое, а каким можно пренебречь.
Успокоить истерику в этом возрасте проще всего сделав или показав что-то неожиданное. Можно заговорить с ребёнком шёпотом, указать на смешного пса или задать какой-нибудь заведомо абсурдный вопрос, например почему это вдруг небо стало фиолетовым. Такой ход помогает переключить внимание ребёнка с беспокоящего его обстоятельства на новый объект или мысль, задействуя другие области мозга. Активность миндалины при этом снижается, и префронтальная кора получает шанс восстановить контроль.
Дальше полезно предложить ребёнку задачу или игру, подразумевающую физическую активность: бег, прыжки, игра с мячом помогут снизить уровень стресса и вернуть равновесие.
🧒 От 3 до 5 лет
После 3 лет дети гораздо лучше выражают свои мысли и уже успели хорошо запомнить правила, которые приняты в семье. Но из-за незрелости префронтальной коры эмоции всё ещё берут верх. Истерики чаще возникают не из-за обиды на родителей, а из-за конфликта со сверстниками — споров за игрушку, неумения проигрывать или уступать в игре. 🎭
Связь между миндалиной, активирующей возбуждение, и префронтальной корой, отвечающей за торможение эмоций, постепенно укрепляется, поэтому ребёнок уже лучше умеет сдерживать чувства. В этом возрасте уже становятся эффективными убеждения и разговоры. После истерики полезно дать ребёнку возможность высказаться: «Расскажи, что случилось?» или «Почему ты расстроился?». Это не только помогает ему назвать и прожить свои эмоции, но и снижает активность миндалины: фокус переключается на речь.
Когда эмоции улягутся, полезно обсудить причины, возможные варианты событий. Такие разговоры учат ребёнка анализировать свои реакции и искать менее деструктивный выход из конфликта. Важно хвалить за успехи в самоконтроле («Я заметила, что ты сильно разозлился, но не закричал — здорово, что сумел сдержаться»). Это поможет закрепить положительный опыт.
Чтобы смягчить конфликты со сверстниками, важно помогать ребёнку формировать социальные навыки — делиться, ждать своей очереди, просить помощи у взрослого. В этом помогают ролевые игры («Дочки-матери», «Магазин», «Детский сад»).
🧑🎓 От 5 до 7 лет
В этом возрасте ребёнок способен гораздо лучше контролировать эмоции, но частота истерик не уменьшается — как правило, из-за внешних факторов. Ребёнок сталкивается с новыми обязанностями — необходимостью соблюдать правила в коллективе, адаптироваться к школе, делать домашние задания. Всё это создаёт дополнительную нагрузку на нервную систему. Организм в больших количествах вырабатывает гормоны кортизол и адреналин — артериальное давление повышается, кровь приливает к мышцам, включается древний механизм защиты от опасности «бей, беги, замри». Ребёнок начинает кричать без веской причины, становится агрессивным, теряет способность спокойно анализировать происходящее. Родителям важно понимать, что это не каприз или лень, а физиологический ответ на перегрузку. Нервная система может не успевать восстанавливаться, особенно если ребёнок спит меньше положенного или не получает достаточно питательных веществ с едой.
Лучше не вступать в спор, а спокойно переждать пик эмоций, оставаясь рядом, чтобы ребёнок чувствовал поддержку. После истерики важно помочь ребёнку «выпустить пар» физически — побегать с мячом во дворе или покричать в подушку. Это снижает уровень стресса и помогает нервной системе быстрее восстановиться.
Можно научить ребёнка простым дыхательным упражнениям. Чтобы уменьшить напряжение, полезно подышать «по квадрату» — делать вдох, выдох и задержки дыхания между ними на четыре счёта. Или делать медленные выдохи, будто задувая воображаемую свечку.
Для профилактики истерик в этом возрасте родителям важно обратить внимание на режим дня: ребёнок должен спать не менее 9–10 часов, правильно питаться и успевать отдыхать между школой, уроками и занятиями.
💡 Заключение
Истерики — это естественная часть взросления, и важно понимать, что они не являются признаком плохого воспитания или характера ребёнка. Правильная реакция родителей, понимание причин истерик и использование подходящих методов помогут малышу научиться управлять своими эмоциями и чувствовать себя увереннее в окружающем мире.
#РеабилитационныйцентргородаНижнийТагил #полезныесоветы

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев