На стене висел портрет прелестной молодой дамы с живым, весёлым лицом, но причёсанной и одетой по старинной моде: волосы её были напудрены, а пышное платье топорщилось. Она не сказала ни "так", ни "кхак", но ласково смотрела на мальчика, и он сейчас же спросил старика:
- "Где Вы её достали?"
- "В лавке старьёвщика!" - отвечал тот. - "Там много таких портретов; но никто не знает о них и не интересуется ими. Все эти люди давным давно умерли и похоронены. Вот уже лет 50, как этой дамы нет на свете, но я знавал её в старину".
Под портретом висел за стеклом букетик засушенных цветов; им, верно, тоже было лет под 50, - такие они были ветхие! Маятник больших старинных часов качался взад и вперёд, стрелка двигалась, и всё в комнате старело с каждою минутой, само того не замечая.
- "У нас дома говорят, что ты ужасно одинок!" - сказал мальчик.
- "О! Меня посещают мысли о прошлом и всё то, что с ними связано. А теперь вот и ты навестил меня. Нет, мне очень хорошо!"
И старичок снял с полки книгу с картинками. Тут были целые процессии, диковинные кареты, которых теперь уж не увидишь, солдаты, похожие на трефовых валетов, городские ремесленники с развевающимися знаменами. У портных на знаменах красовались ножницы, поддерживаемые двумя львами, у сапожников же не сапоги, а орел о двух головах — сапожники ведь делают всё парные вещи. Да, вот это была книжка так книжка! И старичок снял с полки книгу с картинками. тут были целые процессии, диковинные кареты, которых теперь уж не увидишь, солдаты, похожие на трефовых валетов, горожане с развевающимися знамёнами. У портных на знамёнах красовались ножницы, поддерживаемые 2-мя львами, у сапожников не сапоги, а орёл о 2-х головах: ведь сапожники всегда шьют парную обувь. Да, это была замечательная книга с картинками! Старый господин пошёл в другую комнату за вареньем, яблоками и орехами. В старом доме, право, было прелесть как хорошо!
- "А мне просто невмочь оставаться здесь!" - сказал оловянный солдатик, стоявший на сундуке. - "Как то пусто и печально. Нет, кто привык к семейной жизни, тому здесь плохо. Сил моих больше нет! День тянется здесь без конца, а вечер и того дольше! Не то что у тебя! Как весело разговаривали твои отец и мать, а вы, дети, поднимались такую милую возню. Старый хозяин так одинок! Ты думаешь, его кто-нибудь целует? Глядит на него кто-нибудь ласково? Бывает у него ёлка? Получает он подарки? Ничего! Вот разве гроб он получит!.. Нет, право, я не выдержу такого житья!
- "Ну, ну, полно!" - сказал мальчик. - "По-моему, здесь чудесно; его навещают мысли о прошлом, воспоминания.
- "Что-то не видал их, да они мне и незнакомы", - отвечал оловянный солдатик. - "Нет, мне просто не под силу оставаться здесь!"
- "А надо!" - сказал мальчик.
Нет комментариев