Чиновники получили право без согласования с жителями менять правила землепользования, передавать земли сельхозназначения под жилую застройку, заниматься комплексным развитием территорий. Перечень ситуаций, когда мнение горожан спрашивать не нужно, занимает два с половиной листа.
На первый взгляд ничего не поменялось. После начала пандемии общественные обсуждения стали заочными и окончательно превратились в формальность. Но даже в таком виде они оставались полезными. Из документов, публикуемых на сайте мэрии, жители могли выудить хоть какие-то сведения о предстоящих изменениях городской среды. Было время найти контраргументы, продумать следующие шаги.
Теперь жизнь в городах будет полна сюрпризов. Например, под угрозой оказался лугопарк «Дружба». Благодаря общественному обсуждению активисты узнали о планах по застройке природной зоны и добились того, чтобы проект отправили на доработку. Есть вероятность, что новую версию документа мы не увидим, а об изменениях узнаем постфактум — ровно в тот момент, когда по парку поедут бульдозеры и что-то исправить будет поздно.
Постановление об отмене общественных обсуждений сформулировано очень хитро: прямого запрета на их организацию нет. Местные администрации при желании могут публиковать проекты, но видимых предпосылок к этому нет. Существует оговорка, что публичные слушания отменены временно, до конца года, но даже оставшихся шести — семи месяцев хватит, чтобы облик города в будущем изменился до неузнаваемости.
Горожан исключили из цепочки согласования, чтобы поддержать застройщиков и свести к минимуму риск появления новых долгостроев. Публичные слушания, особенно по крупным проектам, могут длиться несколько месяцев. Всё это время бизнес терпит убытки, которые могут достигать критических значений. Но отмена общественных обсуждений — это самый простой путь с сомнительным профитом.
Вместо прямого отказа, стоило бы поработать над гласностью и доступностью слушаний. Во Владимире общественные обсуждения почти не анонсируются. Уведомления об их проведении тихо выкладывают на сайте мэрии в специальном разделе, найти который — отдельный квест. С ходу разобраться в предмете обсуждения тоже непросто: суть проектов обычно передают чрезвычайно сухим и сложным бюрократическим языком.
Оцените: «Вопрос предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка , в части изменения минимальных отступов от границ земельного участка с северо-западной стороны до 0,1 метра, с северо-восточной стороны до 1,2 метра». И это мы ещё скрыли кадастровый номер и адрес участка.
Подобные многоэтажные конструкции, свёрнутые в одно предложение, отпугивают, вызывают желание поскорее закрыть страницу. Хотя за нагромождением существительных и терминов скрыта очень простая и понятная мысль: «Мы реконструируем дом. Он будет немного больше, чем раньше. Придётся выйти за пределы земельного участка: с одной стороны на 10 сантиметров, с другой — на 1 метр 20 сантиметров. Можно?».
Проекты и вопросы должны быть описаны и проиллюстрированы так, чтобы даже бабушки понимали, что от них хотят. Сообщать о новых слушаниях, кроме анонсов в СМИ и соцсетях, можно по смс или электронной почте. Нужно совсем немного усилий, чтобы не провоцировать конфликты на ровном месте, а сделать слушания цивилизованным и эффективным инструментом решения городских проблем.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев