с помощью изотерапевтической техники
Методика «Работа с христианскими символами»
Возраст участников: 16 лет и старше.
Цель: предоставить клиенту самостоятельный выбор тактики разрешения проблемы (защита от проблемы, решение проблемы, принятие ситуации, как данности); проверка правильности выбора реакциями тела; самотерапия в процессе выполнения упражнения.
Продолжительность: 45 минут.
Описание техники:
1. Сформулируйте Вашу проблему в форме предложения: «Мне не нравится, что я…»
2. В христианской религии существует три пути нахождения способов решения проблем, жизненных трудностей:
а/ І способ - защититься. Символом защиты является круг (У Н. Гоголя в произведении «Вий» герой, дабы защититься от темных сил, очерчивает вокруг себя круг).
б/ ІІ способ - справиться с проблемой, разрешить вопрос. Символом этой тактики является спираль.
в/ ІІІ способ - принять ситуацию. Символом принятия является чаша.
3. Подумайте, какое решение кажется Вам наиболее подходящим.
4. Перед тем, как примете окончательное решение, послушайте сказку «О душевных законах».
Жили - были Душа и Тело. Прочитали они книги Азимова и понравились им три закона робототехники. Решили они сформулировать эти законы для себя и начать жить в соответствии с ними долго и счастливо:
1. Душа не может причинить вред Телу и не допускает, чтобы кто-то или что-то причиняло Телу вред.
2. Тело обязуется делать то, что Душа просит, если это не противоречит первому закону.
3. Тело заботится о самосохранении и сообщает болью, если что-то его не удовлетворяет. Душа заботится о самосохранении и сообщает, какие действия нужны для восстановления душевного равновесия.
4. Проверить, насколько Ваше решение удовлетворяет Тело, помогут следующие упражнения:
«Скручивание»
а/ Работа в парах лицом друг к другу. Первый пытается повернуть туловище и голову как можно дальше назад, второй - пытается удержать его за плечи.
б/ Каждый участник поворачивает только голову назад, пытаясь увидеть крайнюю видимую точку, фиксирует ее. Затем поворачивается до крайне точки туловищем и головой с вытянутой вперед рукой. Далее рука закручивается в одну сторону, а голова в другую; потом голова, рука, туловище - в одну сторону, глаза - в другую. В конце повторяется первое движение: участник фиксирует, насколько изменилось местоположение крайней точки (новые горизонты - новые возможности).
«Чаша»
а/ Представьте, что тазовые кости образуют некую чашу, прикрепленную к бедрам. Наполните ее мысленно жидкостью. А теперь, следя за тем, чтобы не расплескать эту жидкость, начинаем покачивать чашу влево - вправо, вперед - назад, по кругу.
б/ Работа в парах. Первый участник упирается руками в бедро партнера, второй пытается вытолкнуть бедро в сторону.
«Границы»
У каждого из нас есть социально значимое пространство, вторжение в которое вызывает у нас дискомфорт. В среднем, граница этого личного пространства проходит через вытянутые вперед прямые руки, согнутые в локтях руки, направленные в стороны и отведенные назад локти.
Предлагаю вам поэкспериментировать с вашими личными границами:
- где проходят ваши границы?
- насколько важны для Вас границы и их целостность?
- как вы реагируете на их нарушение?
Работа в парах: двое стоят на расстоянии 4-5 м друг от друга лицом друг к другу. Первый начинает медленно подходить к партнеру. Второй останавливает его, когда начинает ощущать дискомфорт. Затем упражнение выполняется в другую сторону.
5. Прислушайтесь к сигналам Вашего тела, проанализируйте их и с учетом телесных импульсов приступайте к следующему этапу работы.
Выберите цвет, которым вы будете изображать соответствующую Вашему решению форму - символ, прорисуйте ее сначала в воздухе, а потом на листе бумаги, повторяя рисунок снова и снова, пока не появится внутреннее ощущение «все, хватит». В результате форма символа должна сохраниться, прорисованная многочисленными линиями.
Работа с символами:
Круг.
Кто рисует круг, выбирает два варианта поведения:
1. Человек прячется в кругу, отгораживается от реальной жизни, позволяя проблеме бегать снаружи.
2. Человек кругом накрывает проблему, прячет ее от себя и окружающих , оставаясь снаружи, вне ее.
А если попробовать поменять местами себя и проблему. Как она выглядит теперь? Как Вы себя чувствуете теперь?
Спираль.
У каждого она имеет определенное количество шагов (витков, изгибов), в зависимости от того, какую спираль рисует человек.
1. Определите, где старт, начало Вашей спирали, а где финиш, конец.
2. Пронумеруйте звенья Вашей спирали.
3. Для каждого шага, для каждого звена придумать реальные последовательные действия, которые помогут разрешить проблему, написать их.
4. Укажите реальное время, которое вы отводите для реализации каждого шага.
Чаша.
1. Рассматривая свою чашу, скажите, достаточно ли устойчива ее конструкция.
2. Что именно в нее налито? Как это вещество вливается в чашу, выливается из нее?
3. Сколько туда еще поместится, если продолжать доливать?
4. Сколько в таком режиме сможет функционировать Ваша конструкция?
5. На какое время Вашего принятия хватит в жизни?
6. Что произойдет потом?
Если человек, с которым идет работа, не понимает или не принимает ( по причине другого вероисповедания) предложенных символов, то следует поискать вместе с ним , какими символами он обозначил бы способы решения проблем: защититься, справиться, принять.
С найденным символом следует продолжать работать по вышеизложенному алгоритму.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев