2. Владислав Крапивин. «Мальчик со шпагой» ◘
Паустовский был одним из самых любимых писателей Владислава Крапивина. Может быть, поэтому его любимые герои чем-то напоминают героев Паустовского — романтически-приподнятых над обыденностью, воюющих с серостью и равнодушием? В том числе и персонажи-педагоги. Как Олег, руководитель ребячьего фехтовального отряда «Эспада». Или директор школы Анатолий Афанасьевич, который не только интересно преподает математику («Во мужик! Все объясняет, как семечки щелкает!» — говорят о нем старшеклассники), но и справедлив, уважает личное достоинство учеников. Это и классная руководительница 6 «В», где учится главный герой трилогии, Сережа Каховский, Татьяна Михайловна, понимающая, проницательная, сумевшая выстроить с учениками доверительные отношения. Поначалу она кажется слишком мягкой и сердобольной, но умеет проявить и твердость, защищая своих учеников от несправедливости других учителей в конфликтных ситуациях.
Это учительница начальных классов Надежда Анатольевна, «пожилая, представительная, очень-очень вежливая», которая «в своих пацанят влюбленная. Не надышится на них. И они от нее на шагу».
Есть, однако же, в этой книге и учителя-абьюзеры. Вот завуч Елизавета Максимовна, которая, распекая учеников, искусно лжет, искажает факты, откровенно унижает ребят. Или классная руководительница второклассников Нелли Ивановна, которая демонстрирует богатый спектр антипедагогичных поступков. То она устраивает выставку дневников под лозунгами «Мы ими гордимся» и «Они нас тянут назад», то есть унижает одних и подпитывает гордыню других. Эта «выставка» оборачивается для одного из ребят, Стасика Грачева, физическими страданиями: за двойки отец его жестоко избивает. В другой раз она наказывает весь класс за разбитое стекло, оставляет ребят после уроков: «Она заявила, что умрет на пороге класса, но не выпустит ни одного, пока не узнает, кто высадил стекло…» В результате на малышей нападают хулиганы, и инцидент едва не оканчивается поножовщиной…
Когда-то критики обвиняли Крапивина, что он «очерняет образ советского учителя». Но такие горе-учителя, к сожалению, были и есть. Хорошо хоть, что литература объективно отображает наличие и тех, и других.
Подходит для чтения детям 11-14 лет.
Нет комментариев