Начальник Главного управления Экспедиции подводных работ особого назначения на морях и реках СССР Ф.И. Крылов своим приказом № 43 от 7 марта 1932 г. поручил Ф.М. Бауману создать Отдельную дальневосточную партию Экспедиции подводных работ особого назначения для выполнения судоподъемных, аварийно-спасательных и водолазных работ на акваториях Восточной Сибири и Дальневосточного края.
15 апреля 1932 г. М.В. Викторову — командующему Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) было доложено о формировании Отдельной дальневосточной партии ЭПРОН, которая 20 апреля приступила к водолазным работам по заданию О.С. Солонникова — начальника Штаба МСДВ.
Отдельная дальневосточная партия заложила основы для последующей реорганизации в Дальневосточную экспедицию (1934 г.) и дальнейшего развития в виде Тихоокеанской экспедиции подводных работ ЭПРОН во второй половине 1930-х гг., на которую были возложены широкие задачи.
Дальневосточные эпроновцы поднимали землечерпалки, баржи и катера различных организаций, цветной металл, полезные вещи и механизмы. Аварийно-спасательные работы производились в большинстве случаев путем оказания помощи и снятия с мели. В рамках портовых работ велся осмотр подводных частей различных судов, снятие с них винтов, постановка их на место без ввода в док, а также очистка и ремонт рулей, троса и кабеля.
Водолазные строительные работы в 1932 г. происходили только в пределах Владивостокского порта. В 1933 г. — в ближайших районах Владивостока и на Амуре, а в 1934 г. — по всему советскому побережью Тихого океана, всему бассейну Амура, а также в Южно-Китайском море. Было развернуто до 26 водолазных станций. В 1933 г. и 1934 г. предприняты экспедиции к острову Врангеля и на Колыму.
В довоенный период на Тихоокеанскую ЭПРОН были возложены задачи обеспечения водолазной и судоподъёмной службами, гидротехническими и водолазными работами, а также несение аварийно-спасательной готовности на всём тихоокеанском и северном побережьях СССР. Своим вниманием в аварийно-спасательном отношении эпроновцы охватывали не только Тихоокеанский флот, но и суда флотилии НКВД, Дальневосточного государственного морского пароходства, промыслового флота на протяжении от Южно-Китайского до Северного моря. Кроме того, на спасателей ЭПРОНа были возложены обеспечение учебно-боевой подготовки ТОФ и несение готовности по спасению подводных лодок и их личного состава.
Дальневосточные эпроновцы получали заявки на работу не только от морских и рыбных организаций бассейна, но и от управления оборонного строительства ТОФ. Главное управление ЭПРОНа (г. Ленинград) утверждало для Тихоокеанской экспедиции годовые планы. Основными работами, которые проводились на советском побережье морей Тихого океана, являлись: судоподъёмные, по очистке фарватера, аварийно-спасательные, водолазные.
Очистка фарватера от мешавших судоходству затонувших судов производилась в бухте Золотой Рог, на Амуре, а также в Советской Гавани (на месте постройки пирсов для подводных лодок). На процессе осуществления работ сказывалась проблема отсутствия металлургических заводов для переработки извлеченного металлолома, в связи с чем только в 1936 г. в «Основных показателях по ЭПРОНу» не было учтено 5 000 тонн металлолома, собранного на Дальнем Востоке.
Аварийно-спасательными группами поднимались на поверхность затонувшее имущество частей ТОФ, самолёты и катера. При этом к водолазным относились водолазно-строительные и водолазно-ремонтные работы, обслуживание судов флота, очистка винтов и рулей, их ремонт, очистка подводной части судов и кингстонов, ловля торпед. Обеспечение учебно-боевой подготовки Тихоокеанского флота производилось силами водолазных ботов экспедиции, которые присутствовали на глубоководных погружениях, ловле торпед и подобных манёврах. Исходя из специфики задач, эпроновцы на учебно-боевой подготовке осваивали правила вывода личного состава из погружённой подводной лодки, изучали технику подачи пищи через люки и организацию сообщения между субмаринами, лежащими на грунте вблизи друг друга, занимались вопросами очищения подводных лодок от сетей.
Во второй половине 1930 гг. отмечается рост водолазно-строительных работ, в первую очередь оборонного значения. Происходило обустройство уже построенных пирсов и спусковых площадок торпедных катеров, подводных лодок и самолётов. Работы велись по заказам управления оборонного строительства ТОФ в укрепрайонах бухт Находка, Владимир, Совгавань, Де-Кастри, а также самого Владивостока. Причем приоритет отдавали именно оборонному строительству, а деятельность по заявкам гражданских ведомств приходилось частично сворачивать.
Характерными были работы по устройству минно-пристрелочной станции на острове Русском, спусковых капитальных площадок для самолётов ТОФ в бухте Патрокл, спусковых площадок для самолётов, торпедных катеров и подводных лодок в бухтах Сельдяная, Врангель, Разбойник, Владимир, Улисс и Совгавань, спусковых площадок для торпедных катеров по заявке штаба Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) в Николаевске-на-Амуре. Помимо этого, эпроновцы выполнили срочное восстановление спусковых площадок для подводных лодок типа «Л» и «Щ» на заводе имени Ворошилова, осуществили поднятие затонувших от полученных пробоин буксиров (250 тонн каждый) Владивостокского военного порта и передали их Главному военному порту.
В рамках портовых работ специалисты Тихоокеанского ЭПРОНа выполняли обследования подводной части субмарин и кораблей ТОФ, очистку от ракушек, ремонт рулей, винтов, кингстонов. Занимались распряжкой спущенных подводных лодок от спусковых салазок, сменой винтов.
При выполнении плана работ зачастую приходилось выделять станции и группы по приказаниям начальника штаба ТОФ или командующего флотом для выполнения заданий штаба ТОФ или срочных строительных оборонных работ.
В результате выполнения срочного оперативного задания по углублению протоки в районе озера Хасан (27 августа - 5 октября 1938 г.) эпроновцам совместно с военнослужащими ТОФ удалось получить данные для корректировки методики сооружения канала в реке, имеющей малое течение, а также сформулировать возможные варианты снабжения войск, дислоцированных в районе работ, водным путём. Помимо этого, был проанализирован опыт применения прибора Фролова и подрывных машинок нового образца - ПМ-1, ПМ-2.
В самом начале Великой Отечественной войны Тихоокеанская экспедиция в качестве соединения флота была подчинена непосредственно военному совету ТОФ, а в специальном и техническом отношении - начальнику Главного управления ЭПРОН, перешедшего в ведение Военно-Морского Флота. Летом 1942 г. на основе Тихоокеанской экспедиции подводных работ особого назначения была создана аварийно-спасательная служба Тихоокеанского флота.
Обстановка на тихоокеанском направлении в 1941 г. характеризовалась как напряженная, а в 1942 г. как сравнительно спокойная, но требующая повышенной готовности. Эпроновцы в привычных им условиях нехватки специализированных судов-спасателей занимались широким спектром работ по обеспечению функционирования флота в состоянии повышенной боевой готовности. Проводили учебные и фактические операции по спасению надводных и подводных кораблей, осуществляли подготовку водолазных кадров. В трудных гидрометеорологических условиях был подготовлен и проложен нефтепровод через Татарский пролив.
После начала Великой Отечественной войны изменились особенности задач, отрабатываемых в Тихоокеанской ЭПРОН, интегрированной в систему ВМФ. Учитывая специфику военного времени, особое внимание было уделено общевойсковой, санитарной, химической и противопожарной подготовкам.
Таким образом, в этот период представителями Экспедиции подводных работ особого назначения велась активная работа по укреплению оборонного потенциала Дальнего Востока СССР. Эпроновцам приходилось действовать в условиях огромной протяженности морских границ, значительного спроса на специалистов-подводников, недостаточного материально-технического оснащения. В сферу деятельности эпроновцев входили осуществление широкого спектра специализированных водолазных и подводно-технических работ, оказание помощи аварийным подводным лодкам и их экипажам, осуществление оборонно-строительных работ.
Экспедиция вписала немало ярких страниц в историю отечественного Военно-Морского Флота, достойно завершив свою деятельность в интересах нашего государства, послужив прародительницей аварийно-спасательной службы, которая сегодня обеспечивает боеготовность кораблей флота.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев