ГАДЖИЕВ КИНУЛ МНЕ СПАСАТЕЛЬНУЮ ШЛЮПКУ
Джикия похож на Вадима Евсеева. Всем, пожалуй, кроме национальности. Говорю вам, как человек, миллион лет знающий автора культового гола Уэльсу и делавший литературную запись его автобиографии. Не удивлюсь, кстати, если и Джикия, шикарно играющий головой, однажды заколотит какой-нибудь суперважный гол, а потом на эмоциях отчебучит в камеры что-нибудь соленое. Может, поверьте!
Оба – подмосковные парни: один из Балашихи, другой из Мытищ. Оба – защитники, которые меньше всего думают о себе и больше всего – о команде. Оба на поле брутальные воины, которые скорее оторвут ногу себе, чем уберут ее из жесточайшего стыка. А за пределами газона – лаконичные юмористы-импровизаторы. Длинных тирад от них не услышишь, но как на какую-то фразу собеседника отреагируют – хоть стой, хоть падай. Оба, в конце концов, – вечно небритые.
Оба в детстве прошли через "Локомотив". Условия были спартанскими. У Евсеева рядом с полем вместо душа один пожарный кран стоял: его откручиваешь – струя холодной воды бьет. Переодевались в вагончиках, не оборудованных вообще ничем. В туалете дверей не было. Трава на поле если где-то случайно и росла, то маленькими кучками.
Понятно, что Джикия рос уже в другое время. Но вот упоминает он, что дружит с Миранчуками. Уточняю: с локомотивских времен? Подтверждает. И добавляет: "Да, мы с ними еще на базе жили и "Ролтон" ели вместе. Есть что вспомнить. Они тоже через многое прошли. Большие молодцы!".
Джикию с Евсеевым жизнь свела в "Амкаре". Поработали вместе – и, когда Георгий зимой переходил в "Спартак", Вадим заверил меня в том, на что тогда мало кто закладывался – это готовый игрок для основы лидера чемпионата России. И оказался прав.
Тему Евсеева Джикия поддерживает охотно:
– Да, мы с "Амкаре" с ним неплохо общались. И в плане тренировок он часто подсказывал. Все знают его игру и характер. Возможно, да – мы похожи в этом плане.
– Евсеев еще говорил, что ваше присутствие в сборной для него принципиально важно, поскольку вы ему с билетами на Кубок конфедераций помогли.
– Да, сделал, – с энтузиазмом подтверждает Джикия. – Но сейчас, на чемпионат мира, чувствую, ему придется чуть-чуть раскошелиться!
– В раздевалку "Амкара" заходили после недавних 0:0 в Москве? Или слишком расстроились для этого?
– Заходил. Как не зайти? Когда я с "Химиком" из Дзержинска вылетел во вторую лигу и не знал, что со мной будет дальше, именно "Амкар" и Гаджиев кинули мне спасательную шлюпку. Очень благодарен Гаджи Муслимычу, что взял тогда в команду премьер-лиги и со временем доверил место в стартовом составе. Я и к Нальчику заходил после кубковой встречи – еще одна моя бывшая команда. Правда, оттуда почти все ребята с того времени ушли, а вот в "Амкаре" многие остались. Было о чем поговорить.
– Кому из Перми футболку подарили?
– Брайну Идову. Мы дружим, стараемся поддерживать отношения. Отличный парень и футболист. Думаю, в скором времени у него тоже будет хороший скачок вперед.
Последнюю фразу я вспомнил после того, как Идову, дебютируя в составе сборной Нигерии, после перерыва вышел на поле против Аргентины. Может, они с Джикией еще и на ЧМ-2018 друг против друга сыграют.
С НАЛЬЧИКОМ ИСПУГАЛСЯ, ЧТО С КОЛЕНОМ ЧТО-ТО СЕРЬЕЗНОЕ. ПОСЛЕ ВСЕХ ЭТИХ ТРАВМ В "СПАРТАКЕ"
А начиналось все в Балашихе с двух постеров на стенке – Зинедина Зидана на мопеде и Роналдинью. Так что, как видим, даже будущие защитники поклоняются в основном творцам.
– Просто так получилось, что у меня откуда-то эти постеры появились, и я решил их на стенку повесить, – открещивается от этого вывода Джикия. – Амплуа тут ни при чем.
– Кто нравился вам в детстве больше всех?
– Выделю Роналдинью.
– А из защитников? И тогда, и сейчас?
– Сейчас такого нет. А раньше – Фабио Каннаваро. Если не ошибаюсь, он единственный защитник вXXI веке, который получил "Золотой мяч". Это дорогого стоит. У него была огромная конкуренция из топовых форвардов и хавов.
– Вы рассказывали, что в 11 или 12 лет стали лучшим бомбардиром чемпионата Московской области. Кто же после этого смог вас убедить, что ваше призвание – защитник?
– Со временем так получилось. Почему – не знаю даже. С годами все ниже и ниже опускался. А в оборону перешел еще в школе "Локомотива", в Перово. Не знаю, чего мне впереди не хватало, но произошел момент, когда при подготовке к игре много защитников выбыло из-за травм. Сыграл – и так на этой позиции и остался. Может, к лучшему. Во второй лиге за "Локомотив-2" уже четко центральным защитником выходил.
Когда мы разговаривали о Джикии с Анатолием Бышовцем, он улыбнулся: "Джигит!". По контексту стало ясно, что знаменитый тренер имел в виду: пока в Георгии больше бойца, чем мудреца. По-моему, для 23-летнего возраста, да к тому же его амплуа, это более чем естественно. Вот на соперниках такого уровня, как Аргентина и Испания, такой опыт и набирается.
– Даже из полуошибок уроки извлекаете? Например, из гола Банеги в выездном матче с "Севильей"? Чуть-чуть ведь не успели Комбарова подстраховать.
– Да, безусловно. Каждый свой момент смотрю после матчей. Присылают статистику, стараюсь просматривать все эпизоды и разбирать их. В принципе тогда делал все правильно – смещался, страховал. Наверное, надо было ближе к Банеге расположиться и не дать ему так пробить.
– Какие компоненты считаете своей сильной стороной, а в чем следует больше всего прибавлять?
– О сильных сторонах – это не мне решать. С удовольствием прибавил бы во всех по чуть-чуть. А где-то и не чуть-чуть.
– Где – не чуть-чуть?
– Например, в видении поля, выборе позиции. Для защитника это очень важно. В первом пасе тоже. Хочется максимально развить эти качества. Как и отбор, и перехват...
– Наверху вы в Севилье выиграли сто процентов единоборств. Случайно не занимались, как Зе Луиш, волейболом в детстве?
– Занимался. Ходил после школы. А что касается игры головой – нельзя защитнику уступать наверху. Для команды чревато.
У спартаковских болельщиков Джикия завоевал репутацию железного человека. Как бы больно ни ударили – отлежится, встанет и будет играть дальше. Хотя немало уже было эпизодов, когда сердца у поклонников замирали.
– На поле бывает больно, – говорит Джикия. – Я не железный, боль чувствую. Но она уходит. Чуть-чуть поваляться можно – и встаешь. А в раздевалку действительно уйду только тогда, когда точно не смогу дальше продолжать. С тем же Нальчиком получилась ситуация, когда в колено попало. Сразу подумал, что что-то серьезное, учитывая все травмы, которые сейчас происходят в "Спартаке".
– На вас все это тоже психологически действует?
– Если вспоминать, сколько травм в этом году было, – да. И знаю, как болельщики относятся к этому. Но через минуту оказалось, что просто в нерв попало, и обошлось. Встал и дальше побежал.
– Глушакову, Самедову, Комбарову первые матчи сезона очень тяжело давались после Кубка конфедераций и всего пятидневного отпуска. И только вам, казалось, все нипочем.
– Может, мне из-за возраста чуть легче даются такие нагрузки, чем им. Быстро восстановился. У нас тяжелый цикл, играем на четыре фронта. Конечно, устаешь. Но это приятная усталость, о которой мечтает каждый футболист. Отношусь к ней с чувством, что делаю любимое дело. Просыпаться по утрам и знать, что сегодня ты выйдешь в матче Лиги чемпионов или за сборную – это очень круто.
КТО-ТО СКАЗАЛ, ЧТО Я НЕ УРОВЕНЬ "ЛОКОМОТИВА". НО ТОЧНО НЕ СЕМИН
В его карьере случались очень непростые моменты. Смотришь на Джикию – и думаешь: куда и чем столько лет смотрели тренеры первой команды "Локомотива", когда их школа вырастила такого защитника? Кого и зачем покупали – из-за границы, из других клубов? Несколько лет человек провел в "Локомотиве-2", но единственный вызов в первую команду закончился тем, что Славена Билича... уволила Ольга Смородская. После чего – вновь "Локомотив-2". А потом – Нальчик, дзержинский "Химик", вылет во второй дивизион...
– Кто-то в "Локо" недосмотрел, недооценил? Или вы тогда были совсем другим? – спрашиваю Джикию.
– Не знаю, каким был. Везде старался, выкладывался. "Локомотив" всегда вспоминаю с теплотой, благодарен всем за те десять лет, которые там провел. А то, что дальше не получилось закрепиться в основе, – такое тоже бывает. В "Локо", по-моему, больше всех. Очень многие воспитанники там не остались.
– Достаточно вспомнить Полоза с Оздоевым. Да и Кокорина прозевали. Иными словами, своей вины не усматриваете?
– Может, в тот момент я был не так хорош, чтобы закрепиться в "Локомотиве". Но что касается тех двух недель, которые провел на сборах, не считал себя хуже остальных. Находился в хорошей форме. Но понимаю, что пришел новый тренер, нужен был результат. Никаких обид ни на кого не держу. Наоборот, огромное спасибо всем. Может, и к лучшему, что там не получилось.
– И в "Локо-2", и в "Химике" вас тренировал Евгений Харлачев, видный локомотивец, автор победного гола "Баварии" в Мюнхене. Поддерживаете отношения?
– Сейчас очень редко. Это самый важный тренер, который взял меня из школы во вторую лигу. С него я начал путь профессионального футболиста. Никогда не забуду, что сделал для меня и он, и весь персонал "Локомотива-2". Это очень важный этап моей жизни.
– Во времена Нальчика и Дзержинска не возникало мыслей с футболом завязать? Мол, не складывается – значит, надо что-то другое искать?
– Нет. Наоборот, всегда было желание попробовать себя на следующем уровне. Когда играл во второй лиге – попасть в первую, в первой – в РФПЛ. Всегда с этими мыслями засыпал и просыпался.
– Представляете, что сейчас могли бы во второй лиге, в условном Орехово-Зуеве, на поле с ромашками и одуванчиками за пару тысяч долларов пылить?
– В Орехово-Зуеве, знаю, нет таких зарплат! Ничего себе не представлял – просто работал, чтобы стать лучше. И получилось в жизни так, что сегодня я спартаковец. Чему очень-очень рад. Ведь совсем недавно, год назад, ни о чем таком не думал. У меня действовал контракт с "Амкаром" еще на два с половиной года, и то, что все в моей жизни так перевернется, даже в голову не приходило.
– И вправду – перевернулось. Два с половиной года назад – игрок ПФЛ, год назад – защитник середняка РФПЛ, теперь – чемпион страны и футболист основы сборной.
– Наверное, заслужил, раз так произошло...
Слухов о его будущем в начале зимы ходило много. И в "Спартак", мол, приглашают, и в "Локомотив", и в "Рубин". Он выбрал красно-белых.
– В "Локомотив" меня особо не звали, – уточняет защитник. – Потому что там руководитель посчитал, что я не готов там играть.
– Руководитель – это не Юрий Семин?
– Нет. То ли руководство клуба, то ли по селекции. Сказали, что я – не уровень "Локомотива". А самое ярко выраженное предложение прислал "Спартак". И сразу сказал своим агентам, что готов и хочу побыстрее подписать.
– В феврале вы говорили, что при случае хотите основательнее сходить в музей "Спартака" и прочитать книгу о его истории. Осуществили задуманное?
– С книгой пока не сложилось, а в музее побывал, посмотрел все подробнее. Очень понравилось. Там в углу есть панорамная комната с экраном, где ты можешь посмотреть видео и всю статистику каждого футболиста, который провел за команду хотя бы минуту в официальном матче. Очень приятно, что теперь там есть и мое, так сказать, резюме.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАРРЕРА НАЧАЛ УЧИТЬ НЕ С ТОГО
В "Спартаке" он освоился быстро. Помню, как на первом после Нового года сборе в Абу-Даби доброжелательный новичок удивил журналистов тем, что всегда сам подходил к ним и пожимал руки, словно он в команде уже сто лет. И понравился он своей открытостью и веселым нравом, по-моему, всем.
– Ни одного дня не стеснялись? – вопрос Джикии.
– Нет. С первых дней меня отлично принял Джано. Он сказал, что здесь вообще себя не стоит сдерживать и сковывать – такая атмосфера в команде. Все было так отлично, что с первых минут почувствовал себя в своей тарелке. И с тренерским штабом, и с игроками контакт сложился так, словно давно играю в "Спартаке".
– Самый памятный разговор с Массимо Каррерой?
– Недавно в Тарасовке обсуждали с ним его русский язык. Все тогда почему-то подумали, что мы с ним подрались. Вот этот разговор надолго запомню.
– О чем он был?
– Это нельзя цитировать. Русский он начал учить не с того, я так скажу.
Особенность юмора Джикии – в том, что абсолютно все свои репризы он выдает с абсолютно серьезным выражением лица. И от этого слушатель получает еще большее удовольствие.
– Недавно многих впечатлило ваше поздравление Промесу с голом в ворота "Уфы", когда вы с оттяжкой дали ему ногой по мягкому месту. Чистая импровизация или домашняя заготовка?
– Импровизация, сделанная на эмоциях. Никакого замысла и тем более издевательства в этом не было. Просто поздравил его таким образом с голом.
– Как Квинси к этому отнесся?
– Фотографию с этим поздравлением добавил в Инстаграм. Значит, нормально.
Нет комментариев