Главным злодеем в фильме или в книге, разумеется, должен быть врач. К счастью для писателей и сценаристов, профессия врача позволяет творить самые разнообразные гнусности, любого масштаба и на любой вкус. Например:
1. Врач убивает пожилых людей, выведав у них предварительно, какой у них есть ценный антиквариат, и где именно в квартире они его хранят.
2. Врач пристаёт к девушкам во время осмотров, пользуясь их беззащитным положением.
3. Врач торгует наркотиками, которые ворует у кричащих от боли пациентов.
4. Врач вымогает взятки за лечение, без взяток никого не лечит.
5. Врач безжалостно тиранит свою семью, угрожая отравить или залечить близких, если те будут роптать.
6. Врач-заговорщик «залечивает» крупного политика.
7. Врач вытягивает у больных деньги, диагностируя несуществующие болезни.
8. Врач тайно протравливает девушку, чтобы потом героически вылечить её и добиться тем самым её любви.
9. Врач развлекается, намеренно причиняя пациентам боль.
10. Врач выслушивает признания лежащих на кушетке несчастных, чтобы шантажировать их.
Врач — сюжетно удобный злодей. Во-первых, врачу доверяют, что позволяет ему действовать с особенной подлостью. Во-вторых, врач знает слабые места организма: куда надавить, чем подпоить, где надрезать. В-третьих, врач решителен и хладнокровен, привык к виду крови и человеческим страданиям, а его рука со скальпелем не дрогнет даже в критической ситуации.
Кроме того, мы все периодически сталкиваемся с врачами, и почти у каждого есть негативный опыт: где-то врачи ошиблись, где-то нагрубили, где-то проявили небрежность. Врачебные оплошности объективно существуют, поэтому и злонамеренные врачи тоже будут выглядеть достоверно.
За рубежом врачи-злодеи встречаются, хотя и не массово: Ганнибал Лектер, Джон Зойдберг, Виктор Франкенштейн. А вот в отечественных книгах и фильмах как будто стоит ограничение по алайнменту (моральному компасу) — врач может быть хорошим или нейтральным, но не злым. Хороших врачей можно перечислять долго: доктор Ливси, профессор Преображенский, доктор Айболит, доктор Ватсон… А вот из знаменитых врачей-злодеев на ум сходу приходит разве что Йозеф Менгеле, исторический персонаж.
Наверное, оно и правильно. В моей семье все врачи были сугубо положительными персонажами: и на работе, и в частной жизни. Я был бы огорчён, если бы в наших фильмах врачей постоянно выставляли в дурном свете: это было бы не только несправедливо, но и нереалистично.
Беда в том, что за врачей, учителей, шахтёров и прочих положительных персонажей отдуваются предприниматели. На роль стандартных злодеев наши мелкие криэйторы бездумно назначают деловых людей. Цитирую из полученного мной на днях письма:
…посмотрел сериал «Константинополь» и вспомнил ваши прекрасные эссе, посвящённые литературным образам русских дельцов, в которых коммерсант чаще всего показан как скупердяй, жлоб, редиска, и это в хорошем случае. И вот выходит сериал о белой эмиграции, где все архетипы точь-точь слизаны с левого советского мифа. В сериале учёный работает санитаром, а все русские, связанные с бизнесом — мерзкие коммерсы из советской пропаганды. Белый генерал показан тоже через призму неосоветизма, верит в Бога, но убивает направо и налево, хочет застрелиться…
…Единственный более-менее положительный персонаж — «верующая» сестра коммерса. Верующая, как это видит режиссер.
И у меня к вам вопрос: знаете ли вы современный сериал или фильм, в котором образ делового человека не отравлен левачеством?
Также я вспомнил сериал «Кибердеревня», весь сюжет которого зиждется на противопоставлении добродетельного сыча-колхозника, который один в гараже придумал технологии, и аморального брюзги-бизнесмена, который украл эти технологии и построил транспланетную бизнес-империю. Первый улетел сычевать на Марс, чтобы в колхозе мастерить своих роботов, а второй выбил своё лицо на Луне и попутно привёл робота в каждый дом. Вывод: стройте роботов, чтобы те пололи грядки, а то ваше обликоморале пострадает от этих грязных денег. Хотя легко было бы выбрать альтернативный сюжет, где изобретатель летит сычевать из-за своего скверного характера и мечты поработить всех при помощи роботов, а бизнесмен препятствует этому.
С продюсером «Константинополя» всё понятно: потомственный квнщик из хорошей советской семьи, двоюродный брат Гарри Каспарова. Полагаю, от этой заслуженной рукопожатной публики одинаково далеки и тема белой эмиграции, и тема русского купечества. Что касается «Кибердеревни», то там, вероятно, сценаристы просто решили шлёпнуть штампом по накатанной. В видеоиграх делают врагами гоблинов, в фильмах — бизнесменов.
Полагаю, причину столь скотского поведения сценаристов следует искать вот в чём.
1. Наша творческая тусовка имеет не только советские корни, но и привычку жить за чужой счёт. Съёмки фильма зачастую — не столько бизнес, сколько способ распределить между своими бюджетные деньги. Например, вышеупомянутый сериал государство поддержало грантами. Получилось забавно: мы, предприниматели, платим налоги, а потом наши налоги передают блатному клубку единомышленников, чтобы люди со светлыми лицами, живущие за чужой счёт, изображали чудовищами именно нас.
2. Бизнесмены разобщены, у нас нет своей диаспоры, которая поднимала бы в таких случаях гевалт. Бизнесмены — безопасная цель, на нас можно клеветать совершенно безнаказанно.
3. В 1991–1992 годах русский народ прогнал коммунистов, но не избавился от левацкой установки «русский — значит бедный». У нас по-прежнему считается, будто Россия должна быть поделена на что-то вроде индийских каст. Заниматься бизнесом, сидеть в телевизоре, вручать кинопремии или ездить в дорогих автомобилях — это для нерусских. А настоящий русский должен пахать землю, стоять у станка или чинить автомобили с чёрным от машинного масла лицом, причём не за большую зарплату, а «за идею», чтобы не испортить себе карму мещанским достатком.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев