А. Сухомлинского
Чему учить детей и как их воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец - общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.
Главной движущей силой в педагогике и творчестве В.А.Сухомлинского была любовь к детям.
По определению В.А.Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения.
Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.
Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Василий Александрович учит детей чувствовать красоту природы, красоту искусства и постепенно приводит воспитанников к пониманию высшей красоты : красоты человека, его труда, его поступков и жизни
В.А.Сухомлинский был уверен, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Вечный источник прекрасного - в природе , в мире, окружающем человека, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
хождение искусства в духовный мир ребенка начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств.
Большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи (рисованию) и музыке.
В.А.Сухомлинский отмечал, что красота сама по себе не воспитывает в человеке духовное благородство. «Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности». Для Сухомлинского воспитание в труде – это, прежде всего, воспитание любви к труду.
Очень важно не превращать добрые чувства и добрые дела в показные «мероприятия». Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в воспитательной работе». Для Сухомлинского важно, что чувствует ребенок, когда совершает добрый поступок, счастлив ли он, что сделал доброе, находит ли он радость в самом делании добра или нуждается в том, чтоб его поступок заметили, отметили, похвалили. Важно вызвать волнение, связанное с собственным добрым поступком. Иначе воспитание становится формальным, то есть абсолютно лишенным силы, никаким.
Нравственное начало, по Сухомлинскому, должно пронизывать и цементировать все аспекты воспитательного процесса, все формы деятельности школьника. Усвоение моральной культуры, по его мнению, невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и в первую очередь таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др. В Павлыше эти нормы усваивались через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию.
«Сопереживанию надо учить – так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем». Сухомлинский учил своих воспитанников умению сопереживать чувствам людей, «у которых на сердце горе и невзгоды», чуткости к духовному миру человека, способности откликаться на чужое несчастье. «Горе другого человека должно стать личным горем ребенка, заставить задуматься над тем, как помочь тому, кто нуждается в этом». С чуткости, отзывчивости, сердечности начинается «высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота».
Сухомлинский старался не просто привить детям те или иные хорошие качества, а создать у каждого ребенка нравственный идеал. Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества множеств отдельных маленьких поступков: из слова, действия, бездействия, из отношения к действиям и словам других. «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств» .
Воспитание по Сухомлинскому — это управление самовоспитанием , в организации которого вся суть педагогического искусства. Ученый неоднократно подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию» и есть «настоящее воспитание». «Постоянно познавая «себя в себе», «овладевая собой», - говорил он, - человек должен сам заниматься воспитанием своих чувств, дисциплинировать мысль и волю, вырабатывать уравновешенный характер».
Исходным пунктом самовоспитания было научение ребенка самоорганизации , то есть научение умению «заставить себя». Оптимальным периодом для этого В.А.Сухомлинский считал возраст с 7 до 11 лет, так как в детстве и раннем отрочестве ребята восприимчивы к советам старших и с интересом следуют им.
Многолетняя педагогическая практика убедила В.А.Сухомлинского в том, что самовоспитание не состоится без развитости совести , которая является внутренним регулятором поведения и поступков человека. Совесть проявляется и вместе с тем воспитывается тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует. Задача учителя – научить детей смотреть на себя глазами общества, коллектива, рассматривать свои поступки с точки зрения общественной морали.
Приобщая воспитанников к возвышенным идеям, ценностям, прививая знания о человеке, о культуре, о морали, нравственности и гражданственности, В.А.Сухомлинский беседовал с детьми об этике и нравственности , не представляя себе воспитание без постоянных рассказов о красивых поступках и подвигах людей, без объяснения правил морали. По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, дети должны овладеть не только знаниями всех научных и художественных богатств, но и всем этическим богатством человечества.
«Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье». Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.
Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время. Наследие В.А.Сухомлинского может стать нашей путеводной звездой в любви к детям, в отношении к своей профессии воспитателя.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев