На летних каникулах 1937-го Франческо Мальджери дисциплинированно жил по расписанию. Вставал еще до шести утра, работал на ферме до наступления невыносимого зноя, плотно обедал, а дальше был свободен. Обычно он до вечера слонялся по коммуне Сант-Агата-ди-Пулья в поисках каких-нибудь развлечений.
Самое интересное случилось благодаря близкому другу.
– Чичи, мы должны поехать в Фоджу, там сегодня футбол.
Франческо дико удивился, потому что денег ни на какой транспорт у них не было.
– И на чем это мы поедем? На велосипеде, что ли?
Друзья посмеялись, а через час и правда стащили велосипед из мастерской дяди Франческо – он как раз отремонтировал какую-то деталь для клиента. 54 километра по жесткому южно-итальянскому грунту, и парни оказались в Фодже, главном городе их родной провинции.
«Фоджа» победила 3:0, но дедушка Чиччио никак не может вспомнить, кто тогда был соперником. Сильнее всего в тот вечер все равно запомнилось другое: на обратном пути ребята прокололи шину, так что домой пришлось добираться пешком, взвалив тяжеленный металлический велосипед на плечи. Мелкий и еще слабый Франческо доковылял до дома где-то в четыре часа утра. На рассвете он познакомился с ремнем дяди, у которого парни тайно забрали велосипед.
«Дядя был разгневан, но это приключение того стоило. В тот день родилась моя главная страсть, я полюбил «Фоджу» и лучший вид спорта в мира», – вспоминал дедушка Чиччио.
Вскоре началась Вторая мировая война, во время которой весь итальянский футбол заморозили, а юного Франческо отправили в Северную Африку. Осенью 1942 года он участвовал во втором сражении при Эль-Аламейне. Войска Британии и ее союзников в итоге прорвали оборону итало-немецких сил, и, согласно афоризму Уинстона Черчилля, эта битва была «не концом, даже не началом конца, но, возможно, концом начала».
Франческо не продержался до окончания битвы: 30 октября британцы взяли его в плен и отправили в Шотландию. Там он работал на ферме, обеспечивая армию продовольствием. «Я был в полном порядке. Несмотря на статус военнопленного, ко мне относились даже лучше, чем итальянское правительство сейчас относится к моим пенсионным чекам», – шутил дедушка Чиччио.
В 1945 году Мальджери вернулся в Италию и тут же стал ездить за «Фоджей» по всей стране. С тех пор он пропустил, кажется, всего один выезд и видел вообще все: от дна серии C2 до изящества атакующего футбола Земана, который выводил скромную команду в первую десятку чемпионата Италии.
Нет комментариев